2. 2. Молодые годы

          http://proza.ru/2025/02/27/1320


          Вот он молодой и энергичный, истинный наследник своих предков (поколения Лессепсов были дипломатами), проходит обучение в лицее Генриха IV, расположенном в V административном округе, недалеко от Латинского квартала, на холме св. Женевьевы в Париже, престижно расположившимся рядом с Сорбонной. Лицей уже на протяжении двух веков принимал в свои стены только отпрысков знатных семей.

          – Фердинанд, мне непонятно. Вы учащийся знаменитого во всех отношениях лицея Парижа, который носит имя Генриха IV?

          – Совершенно верно, господин учитель, так это и есть!

          – Но почему вы своим несносным поведением будоражите товарищей, категорически не подчиняетесь правилам нашего учебного заведения?

          – Ни в коем случае, господин учитель, я строго следую уставу лицея и его правилам, мало того, я имею отличные показатели по всем предметам в учёбе! Или не так?

          Учитель немного опешил от наглого поведения и напора ученика.

          – Господин учитель! Вы, надеюсь, помните, – продолжал атаковать учителя Фердинанд, – что у нас демократическое учебное заведение? Пятеро сыновей самого короля Луи Филиппа Орлеанского учились в нашем лицее. Это было впервые в истории: королевские дети посещали занятия вместе с другими детьми в публичном учреждении. В числе друзей старшего сына короля Луи-Фердинанда был будущий поэт Альфред Мюссэ! А я, может, тоже буду великим поэтом. И вы потом будете говорить, что душили свободу мысли своего ученика!?

          Вот так строгие школьные правила порой разбивались о железный характер какого-нибудь ученика. Фердинанд мог убедить кого угодно и в чем угодно.

          Не прошла и перемена, как учитель стал свидетелем того, как Ф. Лессепс в красках описывал товарищам, как в 16 веке его прапрапрадед помог Генриху Наваррскому (будущему королю, именем которого, кстати, и назван колледж) прятаться от активистов Варфоломеевской ночи. С горящими глазами рассказывал про своего дядю Бартоломью Лессепса, проделавшего путь из Сибири в Петербург на упряжке лошадей и явившегося затем в Версаль на аудиенцию к Людовику VI в настоящем сибирском костюме. Не забыл тут же упомнить и отца, Матью де Лессепса, советника Наполеона и друга всесильного Талейрана.

           По окончании лицея 19-летний Фердинанд, благодаря знаменитому дяде, начал работать на дипломатической службе атташе французского посольства в Лиссабоне. Впереди после Португалии переезды в Тунис, Египет, Испанию.
И везде молодой дипломат мастерски располагал к себе окружающих, обзаводился друзьями и поклонницами.

           Как-то будучи консулом в Александрии, познакомился с Саид-Пашой, наследником престола Египта, который только-только получил автономию внутри Османской империи. Тридцатилетний Лессепс произвёл большое впечатление на пятнадцатилетнего Саид-Пашу, знавшего французский язык после учёбы в Париже, и они даже подружились!

           В это время в европейских кругах витала идея строительства канала из Средиземного моря в Красное. Неравноправная торговля между странами Европы и странами Востока развивалась бешеными темпами, требовался более короткий путь из Европы в Азию, чем существовавший тогда вокруг южного побережья Африки. Самым логичным решением был канал через территорию Египта, тем более, что даже существовало русло старого канала, прорытого ещё во времена цезарей, а затем заброшенного. Его пытался восстановить Наполеон в недолгий период своего пребывания в Египте, а теперь вокруг этого русла «ломали копья» со своими проектами разные экспедиции геологов и топографов, делая необходимые расчёты для того, кто первым отважится восстановить канал.

            Шло время. Фердинанд женился в декабре 1837 года на Агате Деламель, далее – рождение пяти сыновей, обвинение его в провале миротворческой миссии и настоятельная рекомендация уйти на покой.

            Продолжение следует. http://proza.ru/2025/03/13/1122
            Книга опубликована в Литресе.


Рецензии