Псалом 68. Дают в пищу мне горечь
Псалом пророчествует о грядущем Миссии, о Его врагах и напрасном поношении, о Голгофе.
В надписании псалма есть загадка, которую можно будет понять к концу псалма:
«Руководителю хора. О лилиях». Современные исследователи псалмов имеют мнение, что во времена Давида существовал музыкальный инструмент, похожий на лилию, под звуки которой пелся этот псалом. Но это не так. Речь идёт именно о цветке лилии.
«Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души».
«Я погряз в топи пучинной и не на чем стать. Я вошёл в глубины вод, и стремнина перехлёстывает меня». Речь идёт о преисподней, о глубинах ада. Почему именно вода является символом царства мёртвых? Потому, что она самый многозначный символ Священного Писания. Вода течёт и проникает вниз под землю, как и наша жизнь когда-нибудь прольётся, и где будет душа?.. До Христа все души шли в Шеол, в верхнюю часть ада, а некоторые проваливались в Аваддон, вглубь, откуда выхода нет. Об этих водах ада и говорит Давид, ибо в аду не на чём стоять, там нет опоры. В противовес этому в Писании есть образ – камень, как спасение из ада: «Господь вознёс меня из ямы ревущей, из грязи топкой и поставил на камне ноги мои» (Пс.39). И этот камень – Христос.
«Я утрудился, призывая, обожжена гортань моя, исчезают очи мои от ожидания Бога моего». Ожидание – одна из трёх форм надежды. Первая форма – упование, как надежда найти спасение. Вторая форма – надежда с уверенностью, что то будущее, когда мы получим свою участь по делам и по милости, уже присутствует в настоящем, жизнь в котором, казалось бы, говорит совершенно об обратном. Третья форма – ожидание. В ней есть не только сила ждать, но и терпеть. Итак, надежда – это то состояние души, когда в ней присутствуют все три её составляющие, и когда человек, казалось бы, уже проваливается в ад, то его держит сила надежды ждать, чтобы ощутить этот камень – Христа, и встать на него.
«Умножились более волос головы моей ненавидящие меня напрасно, укрепились подавляющие меня, враги мои лживые: что я не расхищал, то я да возвращу». «Ненавидящие меня напрасно» – это значит, что без вины или даром, как ненавидели Христа Миссию: «Если бы Я не сотворил между ними дел, которых никто другой не делал, то они не имели бы греха. А теперь и видели, и возненавидели Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в Законе их: возненавидели Меня напрасно» (Ин.15:22) «Более волос головы моей»…Иисуса почитали, но как назорея (посвятившего себя Богу посредством особого завета). Такие люди не стригли волос после обета. А ненавидели Мессию не только те, кто предал его на смерть, не только книжники и фарисеи. Их было много, как волос на голове назорея. «Укрепились подавляющие меня». Одно из значений слова «подавлять» - приводить в молчание. Однако в Евангелии Сам Иисус привёл в молчание коварно вопрошающих его и они замолчали. Однако они Ему отомстили, подавив на судилище в синедрионе, но Он молчал, ибо обвинения врагов были лживые. «Что я не расхищал, то я да возвращу». Выражение не сложное, как кажется на первый взгляд. Христос не имел греха, который случился с людьми в райском саду, но Он претерпел боль, положенную за грех, т.е. претерпел то, что не заслужил, а этим – возвратил то, что не похищал. Миссию осудили за нарушение Закона, но Он пришёл не разорить Закон, но исполнить, что имеет дополнительный смысл – осуществить и ВОСполнить. Таким образом, Христос ничего не отнял от Торы и пророков, но возвратил и восполнил их истинный смысл – Он исполнил то, что было сказано о Миссии. Следующий стих имеет некоторую сложность понимания смысла, т.к. в нём происходит перемена субъекта от лица высказывания. Это особенности библейской речи:
«Боже, Ты знаешь о безумии моём (пророк говорил о Мессии, но вдруг начинает говорить о себе без всякого перехода), и повинности мои от Тебя не сокрыты».
«Да не постыдятся во мне ждущие Тебя, Адонай, Господь Саваоф, да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев». Т.е. в одном человеке – «во мне», могут понести урон всё общество верных Богу людей. Таково самочувствие человека Церкви в том смысле, что - быть может, от меня одного может зависеть чистота Церкви. Когда человек понимает свою ответственность перед Богом и Церковью, что всё может зависеть лично от него, тогда он начинает делать правильные шаги. Имя Божье – Господь Саваоф связано с Сотворением Мира. Имя Боже Израилев - это Имя Божье держателя Церкви. Это основные торжественные Имена Божьи, и всё сказанное с упоминанием этих Имён очень важно.
«Ибо ради Тебя несу я поношения, покрывает позор лицо моё». Здесь опять переход субъекта. Речь опять идёт от Лица Христа – «ради Тебя Я несу поношения». Христос Сам прошёл этим путём, поэтому говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11).
«Отчуждён я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей». Отчуждён для тех, кто по родству свои. Посторонним, в смысле - как иностранец. Т.е. Миссия ради Господа стал чужим для своего народа «Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Но почему же Миссия стал чужим для своих и посторонних? Вроде бы в одной Церкви и с народом Божьим?.. Но оказывается, что не в одной Церкви:
«Ибо ревность по доме Твоём съедает меня и поношение поношающих Тебя падает на меня». Между Богом и человеком есть взаимная связь в разных формах, том числе и в духовной ревности. Вторая заповедь – Не делай себе кумира и не служи иным богам, содержит объяснение в книге Исход – что есть ревность: «Не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнующий, посещающий вину отцов до сынов третьего-четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Так и человек ревнует о Боге, чтобы не допустить себя и ближних своих от уклонения от истинного богопочитания. В Торе упоминается имя внука Аарона, который совершил убийство тех, кто демонстративно и тяжко нарушал Закон. Как это оценить?.. Господь сказал: «Он возревновал ревностью по Мне в среде их, и Я не истребил совершенно сынов Израиля в ревности Моей» (Числ.25:11). И если бы внук Аарона не возревновал так, не совершил спасительные действия, то тогда бы, быть может, и не было бы Израиля. Так и о Иисусе подумали Его ученики словами этого псалма после того, как Иисус изгнал торгующих и меновщиков денег их Храма. Но почему именно это событие напомнило ученикам слова псалма, ибо Иисус совершал немыслимое - нарушал субботы исцелениями, а это по Закону каралось побиением камнями? Библейский взгляд на событие состоит в том, что всё обращающееся золото постепенно концентрируется в едином мировом центре – Тире, затем в Вавилоне. Если знать об этой тенденции, то особым смыслом наполняются слова апостола Павла: «Корень всех зол есть – сребролюбие, которого возжелав, некоторые заблудились от веры» (1Тим.6:10). Здесь надо вспомнить пророка Софонию, который сказал: «Народ не жаждет». В еврейском языке эта высокая духовная жажда обозначена глаголом – «касаф». Но того же корня слово «кесеф» - серебро, следовательно и деньги. Таким образом, если те люди, которым было дано богообщение, его не жаждут, то они впадают в жадность к деньгам. Всё это значит, что великое искушение для народа Израиля и Церкви - обладать большими деньгами. Эта жажда денег могла быть знаком, что такому богатому человеку или самому Израилю духовный путь спасения души стал труден и далёк. Поэтому Христос сказал своим ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23), ибо жажда денег прямо отвращает от веры, и эта жажда не утоляется, а умножается, ибо вначале человек желает просто денег, потом уже самого сребролюбия, как чувства жизни. Поэтому св. отцы говорят, что сребролюбие есть крайняя форма идолопоклонства и противоречит первой заповеди – да не будет у тебя других богов, кроме Меня. И второй заповеди – не делай себе кумира. Итак, когда Иисус изгнал торгующих из храма, то ученики точно поняли и определили Его действия. Однако, всегда в Церкви будут находиться сребролюбцы торгующие и умножающие деньги и, к сожалению, это неизбежно сопровождает земную церковную жизнь. Но Писание учит нас, что сребролюбие это нечто большее, чем любая страсть, и оно показывает то, какое ответное действие со стороны меновщиков получит тот, кто возревнует о доме Господнем. Далее: «и поношение поношающих Тебя падает на меня», как оборот-усиление говорит о том, что это самая откровенная и беспощадная форма ругательства – и с умом, и с толком, и грамотно, и очень больно. Поношение направлено на человека, но, по сути – против Бога, потому, что это дело сатаны. Здесь Христос наступил на самое больное место главенствующих иудеев и переступил их жизненную границу настолько, что они сразу поняли и решили, что с Ним надо кончать.
«И я плачу в посте, душа моя, и она стала в поношение мне». Душа по контексту – это намерение, ревность, искренность постящегося, что вменили ему же во грех и заклеймили ругательством, которое он несёт ради Бога. То же относится к лишениям и бедности.
«И я сделал одеянием моим вретище, и я был для них притчею». Личная аскеза, святость и воздержание никогда ничего не докажет тем, кто любит деньги, а только будет их раздражать и вызывать ярость. Это значит, что обличать сребролюбцев внутри Церкви не только глупо, но и опасно. Но Христос это сделал, ибо Он глава Церкви.
«Толковали обо мне сидящие во вратах, и обо мне песни тех, кто пьёт сикер». Человек становится притчей. Его начинают высмеивать. Во вратах города, как правило, сходился народ и там был рынок. Там же сидят и те, кто пьёт алкоголь, причём с игрой на струнных музыкальных инструментах и поют с издёвкой и глумлением о том, в ком ревность по доме Божьем. Праведник становится популярен в предмете всеобщего пересуда и веселья со смехом. Это говорит о том, что духовная слепота очень глубоко проникла в народ. Так было со Спасителем, и так было с нашим русским народом в начале 20-го века, когда над праведностью и святостью «шумели». Есть два исторических шума: шум богопротивной цивилизации и шум от потомков Авраама, как два мировых голоса. Они никогда не смешиваются, хотя шум цивилизации мощнее, чем голос тихой молитвы.
«А я? Молитва моя к Тебе, Господи, время благоприятно. Боже, по великой милости Твоей ответь мне в истине спасения Твоего». Возникает определённый парадокс, когда во всеобщем поношении возникает благоприятное время именно для молитвы. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословить за Меня» (Мф.5:11). Блаженны не в будущей жизни, а здесь и сейчас. Блаженство не есть наслаждение, а это движение по пути.
«Вырви меня из грязи, да не погружусь, да вырвусь от ненавидящих меня и из глубины вод». Народ облепил такой грязью праведника, что сделал ему ад при жизни. А почему?.. Потому, что восстал против сребролюбия, поэтому в ответ получил бескомпромиссное преследование и поношение.
«Да не перехлестнёт меня стремнина вод и не поглотит меня пучина, и не сомкнёт надо мной яма уст своих». Смыкание краёв ямы над головой это образ поглощения во ад. Т.е. это молитва как бы на самом краю схождения в Шеол.
«Ответь мне, Боже, ибо блага милость Твоя, по многой жалости Твоей обратись ко мне».
«Не скрой Лица Твоего от раба Твоего, ибо скорбно мне. Поспеши, ответь мне». В 50-м псалме сказано то же, но несколько иначе: «Скрой Лицо Твоё от грехов моих». Что такое прощение и милость Божья? Это то, когда Бог видит человека и не видит его греха. А прощение и милость от человека построены так же, ибо в человеке есть Образ Божий.
«Приблизься к душе моей, выкупи её ради (от) врагов моих, искупи её». Выкупи – это долг по отношению к родственнику, который был прописан в Торе. Искупи – это другое, так искупают первородного младенца.
«Ты знаешь поношение моё и стыд мой, и позор мой: пред Тобой все враги мои». Если человек терпит ради Бога поношение, то он знает, что Бог это видит. А если Бог видит и знает, то это значит, что и человек что-то узнаёт, ибо поношение это благоприятное время для молитвы и богопознания. Его не надо стараться сразу избегнуть, а надо понимать, что в этот момент человек блажен. Поношение, стыд и позор означают полное бесчестие, но враги Мессии обратили всё это против Бога, что и обратится в дальнейшем против них самих: «Да постыдятся, да посрамятся, да опозорены будут желающие мне зла» (Пс.39). Опять полное бесчестие, но уже на врагов Мессии.
«Поношение сокрушило сердце моё и я изнемогаю, и я жду сетующего, и нет его, и утешающих, и не нахожу». Здесь две важные мысли: поношение, которое человек терпит ради Бога, может сокрушить в сердце гордость: «Жертва Богу – дух сокрушён» (Пс. 50). Так же - терпящий напрасное поношение и кающийся о грехе оказываются в одном благодатном положении, т.е. терпящий поношение равен покаявшемуся. Ожидание и отсутствие сетующего и утешающих как сострадающих – это преддверие Голгофа: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо сказано: поражу пастыря и рассеются овцы стада» (Мф.26:31). Поэтому следующий стих о Голгофе:
«И дают в пищу мне горечь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Слово «пища» здесь очень редкое, ибо оно обозначает еду, которую дают только больному или во время голода, ибо больной или очень голодный не всё может есть. Что такое горечь? Во-первых - это такая ядовитая трава. Во-вторых - это яд змей и плоды Содома и Гоморры. В-третьих - это неправый суд. Теперь можно представить себе состав пищи, которой был удостоен Спаситель до креста и на кресте: целая композиция горечи трав, яда змей, Содома и продажного суда. Здесь как бы слито всё в одну чашу, вся месть Спасителю за то, что проявил ревность по Богу. А следующая тема псалма говорит об участи распинателей:
«Да будет трапеза их пред лицом их силками, а мирные собрания да будут для них сетью». Силки, как мелкая, частая сеть, обычно используются для ловли птиц, как образа души. А обычная сеть имеет иную опасность – в неё кладут приманку. Так почему же трапеза их – силки? Потому, что трапеза есть образ богослужения, которое после распятия Христа станет им ловушкой. Давид сказал от Лица Миссии: «Ты приготовил предо мною трапезу ввиду врагов моих, умастил елеем голов мою» (Пс.22). Таинства истинной Церкви совершаются на виду у врагов как трапеза, как духовное противостояние. Чего же лишились в своей злобе иудеи после распятия Христа, и что стало им ловушкой? Они лишились Храма, возможности приносить жертвы и совершать трапезы, сопровождающие это приношение как образа богослужения. Всё отнято. Однако, если они будут продолжать собираться на свою служебную трапезу, то только тайно, но это будут – силки. И даже их мирные собрания в синагогах будут им сетью, ибо потеряют всякий мистический богослужебный смысл для тех, кто отверг Миссию. Они сами у себя отняли религию, ибо иудаизм превратился в систему извращений христологических смыслов всей Торы, всего Ветхого Завета.
«Да помрачатся глаза их, чтоб не видеть, и чресла их навсегда расслабь». Чресла – это место ношения пояса и пребывания силы и бессилия. Св. отцы толкуют эти строки не как зложелательные, но как пророческие, ибо очи их помрачились, когда они не приняли Солнце Правды.
«Излей на них негодование Твоё, и ярость гнева Твоего да постигнет их». Здесь использованы три синонима суда Божьего – негодование, ярость и гнев. А излияние - это действие обильное и проникающее, как сказано: «Излию Дух мой на всякую плоть» (Деян.2:17). Те, кто отверг излияние Духа Божьего, претерпит излияние гнева Божьего.
«Да будет двор их оставлен, в шатрах их да не будет поселенца». Двор это стан и расположение на пути, и он станет покинут, пуст и брошен. Это пророчество исполнилось, как сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38).
«Ибо кого Ты поразил, они преследуют и о ране пронзённых Твоих они толкуют». Афанасий Великий толкует так, что Бог попустил Христу быть поражённым от иудеев. Слово «рана» в значении - боль и скорбь, входит в имя Мессии, которое полностью звучит как - «Муж скорбей»: «Скорби, раны наши Он понёс их, а мы считали, что Он постигнут, поражён Богом и усмирён. Но он пронзён был от беззаконий наших, и мучим от грехов наших. Поучения мира нашего на нём и ранами его уврачевались» (Ис. 53:3-5)». Далее, кто такие «пронзённые?». В книге Иова в ряду семи символических животных есть орёл – символ осознанного богоборчества. Он расправил крылья и зрит на юг. Это олицетворение дьявола. Сказано о его птенцах, т.е. о тех, кто усыновился дьяволу: «и птенцы его пьют кровь. Где пронзённые – там он». Пронзённые – это те, кто пошёл за пронзённым, за Христом, ибо они Его мученики. А у Исайи сказано – Он пронзён за беззакония наши. Некогда эти дети орла слетелись к месту казни пронзённого на кресте. Этот слёт будет и перед Вторым пришествием Христовым: «Где будет труп, там соберутся орлы» (Лук.17:37). Это именно об уже сказанном. И конец стиха: «и о ране пронзённых Твоих они толкуют». База иудаизма есть система толкования Писаний. Всё Писание говорит о Христе, как Он и сказал: «Испытайте Писания, ибо они говорят обо Мне» (Ин.5:39). Именно испытайте, т.е. исследуйте с пристрастием, активно изыскивайте смыслы и символы. Но Писания можно толковать диаметрально противоположным способом, нежели тот, о котором говорил Мессия, по-иудейски, где исключить понимание о том, что Иисус есть Христос.
«Придай вину винам их, да не войдут они в правду Твою». Для грешного человека у Бога есть прощение, возможность измениться и получить прощение, а для кого-то этого нет, а именно, как говорят св. отцы, для тех, кто и по Воскресению Спасителя не прекращают лгать. Об этом же говорит и Давид, переводя это в повелительное наклонение: «Придай вину винам их». Базовое утверждение иудаизма говорит о том, что Иисус не был Христом, и что он не воскрес. Это убеждение и не даёт их вине избыться и быть прощённой.
«Да сотрутся они из книги живых и с праведными да не напишутся». Глагол «стирать» употребляется в истории Потопа, когда человечество не было погублено. Оно было просто стёрто как грязь, как яд.
«А я смирен и ранен и спасение Твоё да возвысит меня». Опять упоминается Имя Мессии как «муж ран». Возвысит меня – Воскресение Христа было бОльшим событием, чем просто спасение от смерти. Это было возношение Его Славы.
«Да восхвалю Имя Божье в песне и возвеличу Его в хвалении». Почему здесь уделяется внимание именно Имени Божьему? Потому, что в Мессии Бог откроется с новым Именем. Восхваление Имени Божьего и литургическое величание в песне ближе к Славе Божьей, чем все былые жертвоприношения.
«И угодно будет это Богу более, чем вол и бык с рогами и копытами»
«Да увидят смиренные и да возвеселятся: ищущие Бога, да живо будет сердце их». А гордые, даже если и увидят, то не возвеселятся и не уверуют. Возвеселятся именно ищущие, а не те, кто нашёл, ибо у ищущих будет живое сердце.
«Ибо слышат нищих Господь и узников своих не презрит». Слово «нищие» того же корня, что и - «хотеть». У нищего ничего нет, и он всё время чего-то хочет и чего-то ищет.
«Да восхвалят Его небеса и земля, море и всё движущееся в нём». Море и земля не имеют своего разума, чтобы восхвалить Бога, но они могут восхвалить Его собою, полнотой жизни в себе. Поэтому оскудение земли являет тенденцию прискорбную к умалению живого начала на ней, ибо на земле и на воде хорошо видно духовно-нравственное состояние человечества. А небеса это символ ангельских сил. Афанасий Великий: «Если же, как сказано, у ангелов Божьих бывает радость об одном грешнике кающемся, то тем более они возрадуются об освобождении всей земли от рабству дьявола», которое пришло со Христом. И вот на этом стихе ранее, псалом заканчивался. Последние два стиха были написаны уже в вавилонском плену. Теперь необходимо объяснить надписание псалма – «о лилиях», о том, что это за символ, ибо он часто встречается в псалмах и книге «Песня песней». Лилия являет собой живую грань двух миров – видимого и невидимого. Где Господь прикосается к этому миру, там и лилия. Она распускается в обе стороны, как в оба мира. Она восхищает человека зрительно, на ощупь и своим ароматом. Она белая, чистая, как прикосновение Божье. Поэтому в Писании есть выражение – лилии свидетельства, т.е. там, где Господь коснулся и есть Его свидетельство, там Его благодать, которая как лилия распускается в обе стороны. Это надо почувствовать и уметь увидеть. А сам Господь и есть воплотившееся соединение двух миров неслиянно и нераздельно, поэтому-то Сам Господь именуется – лилия. Теперь в целом – о чём этот псалом говорит? Говорит о том: 1 - Как жажадет Господа человеческая душа, которая уже как бы ощущает дух преисподней. 2 - О поношении праведника, которое он терпит ради Бога в лице Самого Мессии от людей. 3 - Пророчество о Голгофе. 4 - О врагах Мессии и их судьбе. 5 – В конце – хвала Богу о спасении в Воскресении. Псалом мессианский, многогранный, в котором во множестве тем со всех сторон обозревается Сам Мессия. Поэтому этот псалом – о лилиях, именно во множественном числе.
«Ибо Бог спасёт Сион, отстроит города Иудеи, и поселятся там, и наследуют её». Это значит, что ко времени написания этого стиха города Идеи были разрушены и не населены. Здесь ключевое слово – наследовать. Наследие нельзя взять силой оружия, ибо это сфера духовных отношений, и оно может только передаваться от отцов к сыновьям. Когда человек хранит своё сыновство, то он получает наследие от отца, от Бога Отца, от Христа. Если люди потеряли сыновство, то и наследие им не даётся. Когда иудеи ссылаются на пророчества в том смысле, что они должны владеть Палестиной и не только ей, и когда они завоевали её силой оружия, то наследия пред Лицом Бога они не приобрели, а лишь стали оккупантами.
«И семя рабов Божьих наследует её, и любящие Имя Его будут обитать в ней». Остро чувствует человек, находящийся в плену, что он лишён наследства.
Свидетельство о публикации №225031200759