Учитель

     Он учил ЕЕ доверием, свободой, возможностью творить и самореализовываться, а еще -  собственной преданностью делу. Потом, когда учить стала сама, ОНА невольно или вольно воспроизводила его стиль, его подход. Но получалось не так здорово. ОНА шутила: «Ему очень повезло со мной».
     Он – ЕЕ учитель, будучи много старше и опытнее, не стеснялся делиться своими сомнениями, порой даже неудачами, просить совета.
     Это было время смены эпох, разрушения прежних основ, в которые он был очень прочно встроен. Его студенты многого не принимали, многому не верили, и это его очень расстраивало. Он метался в поисках того самого ключа, который, как считается, каждый педагог должен найти к каждому ребенку – не важно, тому ребенку три, тринадцать или двадцать лет.
    
     Как-то в разговоре про непонимание и недоверие студентов к преподавателям «старой формации» ОНА предложила ему: «Попросите их написать Вам письмо».
Он попросил. Они написали. Потом он эти письма зачитывал на занятии. А там, в этих письмах было всякое – воспользовавшись возможностью, молодые, дерзкие, и вместе с тем, растерянные пред обрушившимися на них переменами в стране, юноши и девушки (больше девушки) не стеснялись в выражениях, порой били наотмашь. Он читал эти письма вслух, не называя авторов. Впрочем, большинство писем были анонимными.
     Аудитория явно не ожидала такого поворота. Тишина была абсолютной, пронзительной. ОНА сидела на задней парте, вжавшись в нее, оцепенев от происходящего. ОНА не могла предположить, что обречет своего учителя на испытание прочитать о себе такое. «Что дальше? Как он выйдет из этой ситуации?»- стучало в голове…
     «Я благодарю вас за искренность и честность. Я буду думать над всем, что вы написали. Я постараюсь доказать вам, что вы не во всем правы»,- тихо сказал он. На этом пара закончилась…

     ОНА давно забыла эту историю. Они изредка общались по телефону, живя в разных часовых поясах: ОНА неизменно поздравляла его с днем рождения, он всегда подчеркивал, что следит за ЕЕ ростом и считает достойным то, что ОНА делает.
     Спустя почти полвека с описанных событий ОНА узнала, что он приезжает в соседний город. ОНА едет туда, чтобы встретиться со своим учителем. Ему уже почти 80, но он прекрасно выглядит, прекрасно думает и говорит. Не все его взгляды ОНА разделяет – но ведь это он когда-то позволил ЕЙ быть свободной.
     И вдруг он на огромную аудиторию рассказывает ту самую историю с письмами. И говорит ЕЙ спасибо за тот непростой, но очень важный опыт.
     И это был еще один урок, преподнесенный ЕЙ учителем через много-много лет.


Рецензии