Ашвамедха, или Уроки истории
И если цари, по мелочности душ своих, частенько вздорили за лишний десяток земельных шагов, за сбежавших овец или пограничный лесок, то императоры воевали редко, понимая, что конфликт между ними может навлечь много бедствий для всей Бхараты.
Порой именно алчные козни мелкого царька, желавшего насолить прежнему владыке и занять положение повыше при дворе нового, становились причинами больших войн между императорами. А вот военные походы императора против царей помельче в большинстве случаев заканчивались просто демонстрацией силы. Стоило императорской армии в сотню-другую ратх (боевых колесниц) появится под стенами города, как радушные хозяева высылали гостеприимное посольство навстречу и предлагали своих дочерей в жены, спеша связать себя родственными узами с более сильным повелителем, желательно до того, как взмоют патаки, боевые знамена, и начнут бить боевые барабаны. Проще договориться и счастливо жить в благоденствии под надежной защитой махараджи, чем бесцельно воевать, разоряя собственное царство и губя собственных подданных.
Для определения того, кто есть просто раджа, а кто – махараджа, существовали специальные обряды – раджасуя и ашвамедха. Оба обряда были связаны с щедрыми жертвоприношениями, имели единую цель – утвердить власть махараджи над прочими царями, но различались последовательностью событий и формой проведения.
Обряд раджасуи проводили по окончании военного похода. Полководец (как правило, родственник будущего императора – сын, брат, племянник, дядя) возвращался домой с триумфом во главе торжественной процессии, состоящей из побежденных царей, готовых выразить свою покорность победителю и признать его своим повелителем.
Обряд ашвамедхи носил более агрессивную природу и служил сигналом к началу военного похода. Специально выращенного для этого обряда священного коня отпускали на волю, он скакал куда вздумается, за ним следовали сто воинов (символическая армия), которые предлагали всем царям и царствам, попавшимся на дороге, либо принять покровительство императора, либо сразиться с ним.
Священный конь странствовал на протяжении целого года. В этом странствии была своя дипломатическая логика: все царства, что находятся в пределах годового конного перехода, должны быть управляемы из одного центра, находится под властью одного императора. Иначе возникнут неизбежные противоречия, что повлечет за собой кровопролитные войны. И крайне недальновидным шагом со стороны мелкого царя было бы стремление - по наивности или по подкупу - присягнуть на верность далекому императору, отказавшись от покровительства могущественного соседа. И ни один царь в здравом рассудке не стал бы посылать в поля ритуального коня, будучи в соседстве с сильным императором. Это были бы первые шаги на пути к гибели всего царства, а для самоубийства в Древней Индии существовал другой обряд – сати, и участвовали в нем только овдовевшие жены.
Так, разделяя «сферы влияния» и избегая крупных конфликтов, махараджам Ведийского периода истории Древней Индии удавалось веками сохранять мир внутри Бхараты и расширять ее границы.
Свидетельство о публикации №225031200837