Рассказ о спившемся администраторе
Он поднял на меня тоскливые глаза: «Ну что Альберт, рассказать историю? А пивка возьмёшь? Да!? Ну, молодчик, тогда слушай».
Кто он этот человек, с уставшими глазами, сизым носом и лицом спившегося интеллигента в засаленном спортивном костюме? В голове всплывают обрывочные воспоминания из детства, казалось бы, хранящиеся где-то далеко в тайниках памяти.
Он жил с нами по соседству, со спортивной сумкой приходил, с ней же уходил. Лет до сорока подтянутый, крепкий мужчина, с аккуратным пробором. Его юмор, с поговорками и пословицами, притягивал нас мальчишек, но был нам не совсем понятен. Например, «пивка для рывка, сухого для подачи углового…», «Ну что, Петенька заиграл в свою…?», «Поле вижу, мяч держу, - сам на лавочке сижу…».
Мы, детвора думали, что он учитель физкультуры, его сын Серега, объяснил нам, что отец работает в футбольной команде. Мы завидовали Сереге, что его отец тренер, а его сын может смотреть тренировки взрослых футболистов нашего города, сам посещать детскую футбольную секцию нашего любимого тамбовского «Спартака», приносить домой новые футбольные мячи, вымпелы, значки. Сергей был классным молодым футболистом, подающим надежды, но в 15 лет утонул в реке, когда находился на сборах в спортивном лагере, в составе юношеской сборной команды области. Дядя Володя, так зовут его отца, а точнее Владлен Леонидович Филиппский, очень долго и трудно переживал потерю сына, именно тогда в его жизни появился алкоголь...
Мы звали его дядей Володей, о том, что он не Владимир, а Владлен узнали гораздо позже, когда все ребята нашего двора выросли и ступили на дорогу взрослой жизни. С нами пацанами, он был добр, иногда дарил значки, программки с матчей нашего «Спартака» и даже мячи, не новые, но добротные, профессиональные. Весь двор был на седьмом небе от счастья. Работал дядя Володя в футбольной команде «Спартак» (Тамбов) администратором, а не тренером (как мы думали в детстве).
Много лет спустя, когда уже мы с моим другом Никитой работали в городской газете, готовили материал о выдающихся спортсменах области, главный редактор, посмотрев материал, сделал замечание, что это мы о Филиппском забыли, что молодежь стала забывать мастеров прошлого. А мы знали, и каждый любитель в Тамбове помнил, что Владлен Филиппский – лучший игрок второй лиги первенства СССР в составе тамбовского «Спартака» 70-х годов, рекордсмен по количеству проведенных матчей, забитых мячей (359), одним словом живая легенда! Но предположить, что наш дядя Володя, отец Сереги, это и есть тот самый легендарный Филиппский, ну никак не могли, даже в голову не приходило. А он не рассказывал никогда…
И вот сейчас я вижу уставшее осунувшееся лицо Владлена Леонидовича и под пивко, глаза дяди Володи наполняются искорками, потому что он начинает рассказ о спорте, футболе, футболистах, тренерах, судьях, он вспоминает свою молодость.
«Было случай в Элисте. Работал в "Уралане" массажист Сенька, бывший десятиборец. Знаменит тем, что ловил змей. Спрашиваю: "Ядовитую поймать можешь?" – "Легко". На следующее утро приносит гадюку в пятилитровой банке. Здорово, говорю, выпускай на волю. И тут гениальная фраза: «Змей еще должен послужить!».
Сенька решил отомстить администратору "Уралана", с которым был в контрах. Ночью прокрался в его комнату, банку оставил на тумбочке. Утром база проснулась от вопля: "Ай! Ой!" Картина: продирает бедняга глаза, а на него гадюка любуется. Этот глазами хлоп-хлоп, и она, наверное, тоже. Пусть сквозь стекло – но представьте ужас!»
«Или вот еще история. О тренере Волченкове. Его «Локомотив» проигрывает, Волченков приходит в раздевалку и своему нападающему в гневе: «Пискунов! Я тебе сейчас как ****!» Ударю — в смысле. А тот глаза поднял: «Я тебе так **** - ты у меня волчком крутиться будешь!».
-2-
Владлен Леонидович прихлебывает холодное пиво, закуривает и начинает свой рассказ. На этот раз, ему вспоминаются «люди в черном», а конкретнее – футбольные судьи.
«Вообще, я не очень люблю этих ребят, - говорит Владлен Леонидович, потому что настрадался от их брата прилично, и когда игроком был, и когда в команде работал. Нас судьи всегда на выезде «душили». То из положения «вне игры» гол засчитают, то пенальти поставят на ровном месте. Дома, правда, всегда нормально судили».
Владлен Леонидович Филиппский – бывший администратор команды второй лиги Первенства России – «Спартак» (Тамбов), в молодости самый результативный нападающий и рекордсмен по количеству сыгранных матчей за тамбовский «Спартак». «Гроза вратарей!», «Король штрафной площадки!», «Тамбовский Пеле!» - писали о нем в 70-х годах ХХ столетия в местной прессе. В 80-х и 90-х годах В.Л. Филиппский – администратор «Спартака».
«Двадцать пять лет на разливе» - так он говорит о своей профессии.
«Ну, вот как их любить скажи, пожалуйста? Вспоминаю такой случай, в конце 80-х. Времена горбачевские, «сухой закон», дефицит жуткий, ничего не достать. Приезжает судья С-в из города Н., отсудил нормально, мы Воронеж 2:1 обыграли.
После игры, как положено, посидели хорошо в ресторане. Утром за ним в гостиницу должна заехать наша служебная «Волга», чтобы отвезти на вокзал.
Машина, как было велено водителю, в 06:20 утра у гостиницы. Шофер ждет пять, десять, пятнадцать минут, судья не выходит. Поднимается к нему в номер, стучит в дверь, - никто не открывает. Зовет дежурную по этажу, она открывает дверь своим ключом. В номере чисто, постель аккуратно заправлена, судьи нет.
«А где палас?!» – возмущается дежурная.
Оказывается ночью, когда судью привезли в гостиницу, он дефицитный палас скатал и в окно, и сам тоже в окно, благо, что номер его был на втором этаже. На такси до вокзала, на поезд и домой. Жулик!» - заканчивает свой рассказ бывший администратор.
После недолгой паузы продолжает: «Но были среди судей и достойные люди. Например, Венедикт Иконников, по прозвищу «Икона», - честный, порядочный мужик, легенда второй лиги, он и играл прилично в своё время, и судил классно.
Однажды нападающий с мячом, кажется, из брянского «Динамо», врывается в нашу штрафную площадь, защитник наш Гена Гвоздев, «стелится» в подкате, «чисто», но жестко играет в мяч, который вылетает за линию ворот, динамовский форвард подгибает ноги, с воплем падает, с мольбой смотрит на арбитра, судья жестом показывает «Встаем! Играем!», взбешённый этим решением, нападающий истерично вопит: «П…..с! Где пенальти?! Меня по ногам бьют!».
Судья останавливает игру, не спеша подходит к дерзкому игроку, солидно из кармашка судейской рубашки достает красную карточку и интеллигентно обращается к наглецу: «Вам, молодой человек - красная карточка. Покиньте поле, потому что двум п…..сам на поле делать нечего!».
Две команды и трибуны согнулись пополам от смеха. Удаленный за оскорбление судьи игрок, уходит с поля как оплеванный.
А вообще, работа у судей - нервная, особенно в южных республиках было тяжело, нам - играть, им – судить».
Владлен Леонидович докуривает, прищуривается и, уходя, обращается ко мне: «Не суди, да не судим, будешь!»
2023
Свидетельство о публикации №225031200868