Май

01.05.1974 Среда. Мы идем на демонстрацию...

04.05.1974 Суббота. «Опять в школу»,- подумала я просыпаясь. На сегодняшнее утро я намечала повторить теоремы из небольшой брошюры «дополнительных материалов по геометрии», но проспала! Кхе-кхе, а чем ты занималась в эти праздничные три дня? - стесняюсь я спросить... Да ещё и не выспалась... ужасно хочется спать... В школу пришла вовремя. Первый урок физика прошел нормально. На втором уроке (геометрия), я как чувствовала, Софья Мироновна вызвала меня, Троекурову и Назараву. Задачу я решила быстро. А вот на теореме, которая как раз была из «дополнительных материалов», я срезалась! И закономерный результат - пара!

Я вспомнила, что разложила пасьянс перед выходом в школу, и он быстро сошелся, значит всё должно было быть хорошо, ан нет. Надо не пасьянсы раскладывать, а теоремы учить! Троекурова тоже засыпалась, правда на задаче и получила три балла. Одна Назарова заработала четверку. «Отличники!» - как любит говорить Софья Мироновна, и произносит это таким ехидным тоном, аж противно.

Леонькина и Арефьева сегодня не пришли, вместе наверное гуляют. На физ-ру не пошла, нет никакого настроения. Настроения не было и на географию идти, мы с Лидой и этот урок прогуляли. Пришли на русский и … Н.А. спросила, почему мы не были на физре. Можно было бы соврать, но и на это нужно настроение. Оказывается она нас видела из окна четвертого класса, в котором проводила урок! Ну это не в какие ворота, мы вообще потеряли бдительность. «Это она ещё про географию не знает» -  подумала я. На перемене мы с Лидой решили подать дневники, чтобы Н.А. записала замечание, хотя она нас и не просила об этом. «Ушла с урока физкультуры», - написала она. И возвращая мне дневник сказала: «Ир, как же ты мне надоела! Неужели ты так любишь гулять?» Её слова взбесили меня, но я сдержалась, чтобы не наговорить глупостей. И это плюс.

После уроков поехали в кино, на фильм «Дела сердечные», Надежда Андреевна порекомендовала. Этот фильм не столько о любовных недугах, сколько о реальных болезнях - тех, что настигают внезапно и требуют неотложной медицинской помощи. А также о людях, которые вовремя помогают справиться с любой бедой - о докторах службы «Скорой помощи». Фильм понравился. Есть над чем подумать.

Так как билеты мы купили только на три часа, перед фильмом пришлось полтора часа  погулять. В ЦУМе такие «вельветки» продают и кофточка-лапша там мне одна понравилась, но денег с собой таких не было. После фильма поехали домой, попросила у мамы семнадцать рублей, в надежде съездить опять в ЦУМ, но не найдя попутчиков, не поехала. Ленка не захотела ехать, сославшись на занятость, ну и фиг с ней; Ольги дома не оказалось, а к Лиде не пошла потому что мы с ней и так почти весь день провели вместе.

Настроение испортилось, и я остро почувствовала свое одиночество. Оказывается и среди родных и близких можно быть одиноким! Я присела на лавочку во дворе школы и стала смотреть на бегущие облака. Интересно за ними наблюдать, порой они принимают такие причудливые формы! Мы с Маринкой, когда летом бываем в Острогожске у бабушки с дедушкой, любим играть в игру «На что похоже то или иное облако». Лежим на берегу реки Тихая Сосна и смотрим в бездонное небо, на облака, они всегда такие разные и всегда красивые. И грозовые тучи мне тоже очень нравятся: молнии, раскаты грома, стена воды с неба - красота! «Почему люди не летают как птицы?» - наверное это здорово, летать...
Вечером учила уроки. Да, Элька сегодня приехала, но джинсы не привезла, жаль...

05.05.1974 Воскресенье. А мы учимся... за пятницу. Первым уроком по расписанию у нас литература, но пришла Татьяна Сергеевна и началась анатомия. Спать хотелось просто ужасно и я сидела и слушала в какой-то полудреме. Следующий урок English. говорят, что Зинаида Дмитриевна будет у нас до конца учебного года, «во ужас-то!» - как сказала бы Людмила Ивановна. На перемене, вышли на улицу, обошли вокруг школы и со звонком вернулись в класс и о, чудо! Наша группа и Виктор второй! Ура! Мы живем! Я очень обрадовалась, честное слово! Урок прошел великолепно, я даже пятерку получила!

На алгебре все было тихо и спокойно и Слава Богу! А потом была литература, неожиданно! Н.А. меня сегодня опять бесила, все своих Ирочку и Наденьку выделяет! И почему же я её люблю несмотря ни на что? За сочинение получила 4\4, четверку по литературе Н.А. поставила «по старой памяти». Спрашивается зачем? После уроков Н.А. долго выясняла, кто сегодня дежурит, желающих не было. Но в конце концов разобрались и мы пошли домой. На мороженое денег не было и попив газированной водички без сиропа, разошлись по домам. Кстати сказать, сегодня великолепная погода! И даже жарко! Домой шли раздетые, плащи и куртки несли в руках. Вечером гуляла с Лидой и Людой Лепендиной, жаль что она от нас ушла после четвертого класса, такая интересная девчонка.

Да вот ещё что, сегодня мама случайно встретилась с Надеждой Андреевной на остановке, бывает же такое! И Н. А. наговорила такого, что я просто в шоке, по её словам, я ухожу с уроков труда и истории! Да из этих уроков в этой четверти я ни одного не пропустила! Странно, ну нет под рукой журнала, зачем же выдумывать. Завтра надо разобраться. Ну, а мама тоже собирается прийти в школу и хорошо...

13.05.1974 Понедельник. В школу шла одна. Сегодня опять похолодало, а я выскочила без плаща. На русском меня, вызывая к доске, Н.А. сказала: «Ира, иди к доске», но я не обратила внимание, Иры у нас в классе две, может она Леонькину вызывает. «Седина, иди!» Я вскочила как ужаленная, самой смешно стало. Я все написала, объяснила и прозвенел звонок.

На перемене подошла к Н. А и сказала, что к уроку литературы не готова.  «Ясно...», - вздохнула она. На уроке часто ловила на себе её взгляд, странно, во всяком случае многие так думают, не одной мне это кажется. Интересно, что она думает обо мне. На физкультуре играли в волейбол в зале, на улице холодно.

В голове вертится детский стишок:
Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.
Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.
Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.
По-моему, Агния Барто написала.

На истории Виктор Васильевич весь урок рассказывал об изобразительном искусстве XIX века, очень интересно. На перемене всем желающим показывал репродукции картин, которые не успел показать на уроке. Пришла Н.А. и тоже смотрела и слушала. На уроке химии все, как обычно, ничего интересного не было. Сразу после уроков я пошла домой. А после обеда погода совсем испортилась, пошел дождь, а мне к Троекуровой надо было за конспектом сходить. Надя обещала мне его дать, делать нечего, пошла под зонтиком. Прогулка под дождем то ещё удовольствие... Она дала мне тетрадь, мы с ней немного поболтали, и я двинулась в обратный путь. По пути хотела зайти к Ленке. Но в её подъезде прятались от дождя какие-то незнакомые ребята, и я прошла мимо. Сколько же времени я трачу на всякую ерунду! Совсем обленилась, никакой силы воли! И что с этим делать? А ведь экзамены уже не за горами.

14.05.1974 Вторник. Мама сказала, что на улице холодно, и чтобы я надевала пальто! И правда, столбик термометра показывал плюс десять градусов! И это после двадцати пяти(!), просто шок. И еще дождь барабанит в окно. В квартире тоже очень холодно, поэтому из теплой постельки совсем не хотелось вставать. В семь сорок пять за мной зашла Лида и мы пошли в школу. Ленки опять сегодня в школе не было, и то верно, в такую «лихую погоду» лучше сидеть дома. С географии, как я и планировала, мы с Лидой хильнули и чтобы не шататься по школе, пошли с ней раздетые в библиотеку, которая находится рядом со школой. Ну, и кто нас умными назовет? Когда вернулись в школу сразу пошли в столовую, немного обсохнуть, ведь промокли же. На физике сдала зачет и получила четверку. История прошла спокойно. У ларька сегодня не стояли, а купив мороженое, разошлись по домам. Мама даже удивилась, что я так рано пришла. Часов в шесть с Лидой ходили к Ленке, но её дома не было, видите ли у неё до сих пор экзамены в музыкале! Вечером учила уроки. Н.А. видела всего один раз и то мельком.

15.05.1974 Среда. Холод все такой же, хорошо дождь закончился, но все равно пасмурно, солнышко ни разу за весь день так и не выглянуло из-за туч.  Сегодня было четыре урока, не было геометрии. Софья Мироновна заболела. Эхе-хе...

Утром когда подходили к школе, перед нами предстала странная картина: из школы выходили мальчики и девочки с портфелями и шли домой! Сердце радостно забилось: неужели не учимся?! Но оказалось, что проверяют сменную обувь! Ведь с  наступлением теплых и сухих весенних дней многие стали ходить без сменной обуви. И поэтому всех, кто сегодня пришел без сменки, отправляют домой. Но так как мешочек для сменной обуви был с мной, я положила в него два учебника: химию и физику, и беспрепятственно прошла в школу.

Татьяна Сергеевна начала урок со слов:
«Кто без сменной обуви, отправляйтесь домой! Потому что сейчас по классам будут ходить Светлана Дмитриевна и Людмила Васильевна, и проверять сменную обувь!»
И когда подняли руки, кто без сменки, оказалось, что все! Она удивленно воскликнула:
«И вы все прошли без сменной обуви? Но как же так?»
А вот так!

 Остальные уроки(физика, химия) пролетели незаметно, меня сегодня ни по одному предмету не спрашивали. Урок литературы прошел так себе, потому что почти все не были готовы... В конце урока, минут за десять до звонка, Надежда Андреевна попросила нас заполнить анкету лично для неё. На шестой вопрос: «кто твой идеал?» я ответила «Вы». И это правда! Мне хотелось бы стать такой как она. Конечно, как и у любого человека у неё есть недостатки, но я постараюсь с ними справиться.

16.05.1974 Четверг. Пошла в школу, надеясь, что сегодня будет два урока, а с последних двух уроков черчения -  уйду. Но меня ждало разочарование, черчение поставили как раз первыми уроками! Недолго думая, я оделась и ушла домой, предварительно отпросившись у Н.А., опять сославшись на музыкальную школу и она меня отпустила!

Дома занялась уборкой в квартире, мама ведь сегодня в две смены работает. Навела полный порядок, самой приятно. За уроки так и не бралась! Нет никакого желания, лень матушка меня обуяла.

17.05.1974 Пятница. Проснулась ровно в шесть. Ведь вчера я так и не написала конспект статьи Белинского. В комнате холод собачий! Я быстро вскочила, взяла книгу, ручку и тетрадь и опять под одеяло. Пригрелась и чувствую, что я засыпаю! «Нет, дорогая, так дело не пойдет!» Встала, быстро собралась и отправилась к Ольге Назаровой, думаю, пока она будет в школу собираться, я перепишу у неё конспект. Когда мы уже шли с Олей в школу, то встретили Надежду Андреевну, и с ней дошли до школы. Урок литературы прошел отлично. Надежда Андреевна опять очень часто смотрела на меня, может быть мне пересесть на другое место? Хотя, я уже научилась смотреть ей прямо в глаза, эти прекрасные карие глаза! И совершенно уже не боюсь её взгляда.

На английском заработала очередную пятерку, если так дело и дальше пойдет, то в четверти будет пятерка! Софья Мироновна все ещё болеет, но сегодня ей нашли замену, но толку от этого мало. Анатомии не было, точнее урок был, мы работали на пришкольном участке. Сегодня тепло,  даже очень.

После уроков поехали в кино (Оля, Лида и я). Смотрели фильм «Свадьба пана Вока» (ЧССР)
 …Дворянин Петр Вок провел свою молодость в бесконечных кутежах и увлечениях дамами и девицами. Живя в своем замке в окружении двенадцати красавиц, пан Вок постоянно находится в состоянии озабоченности двумя проблемами: необходимостью равномерно распределять свою «благодарность» и стремлением выпутаться из хронического безденежья. Положение осложняется неодобрительным отношением к Воку императорского двора из-за его шутовских проделок. Вок решил устранить все затруднения разом, женившись на богатой дворянке и выдав замуж своих двенадцать красавиц. Но состояния у его юной супруги не оказалось, а сама она неожиданно обнаружила черты характера, родственные натуре своего беспутного мужа...
Дрянной фильм, мне совсем не понравился. Даже жалко потраченного времени.

После фильма отправились домой, половину пути прошли пешком, по дороге купили по булочке, чтобы немного подкрепиться. На улице такая красота, неужели весна вернулась окончательно и бесповоротно?

18.05.1974 Суббота. Мы сегодня занимались в 10 «А», это рядом с кабинетом черчения. Хороший класс. Физика, алгебра... Физра была на улице. Погода великолепная! Дистанцию 60 метров пробежала за 9,4 секунды, а триста метров за 59 секунд. После пробежки мы все были как «загнанные лошади». Я долго не могла отдышаться. А следующий урок география, и как в таком состоянии прикажете отвечать?  И Людмила Ивановна меня вызвала к доске! я кое-как ответила, и Слава Богу! Урок русского начался с выяснения, почему в классе такая грязь! Н.А. попросила встать тех, кто грыз семечки.  Встали только Стасова, Федосеева и Филя. «Давайте посмотрим на этих свиней!» Тут Мамонтова со своего места дала реплику: «Можно подумать, что они одни грызли, Леонькина ведь то же грызла и сидит».

«Значит Леонькина вдвойне свинья!» - сказала я. На это Надежда Андреевна ничего не ответила, и начался урок. После уроков перед нами выступал учащийся из железнодорожного техникума. Я на него смотрела, и не я одна, «влюбленными» глазами и он смутился... Бедный мальчик.

И сегодня мы опять фотографировались! Ну сколько можно? Леоннькина и Троекурова опять сели с Надеждой Андреевной. А тебе то кто не давал? Растяпа! Когда мы выходили из актового зала, следом за мной шла Надежда Андреевна. Она дотронулась до моих волос со словами: «Какие у тебя красивые волосы, Ира». Я от неожиданности вздрогнула, но мне было приятно её внимание. Ей легче, я ведь не могу вот так просто даже руки её коснуться.  А иногда очень хочется это сделать.

 После уроков всей компанией решили прогуляться в наш парк, но тут налетел сильный холодный ветер и вскоре хлынул  дождь, началась гроза. Мы с Ленкой чудом успели добежать до моего дома. Пообедав, уселись за пианино и вспомнили как мы когда-то играли в четыре руки. Когда дождь кончился, я пошла провожать Ленку, заодно и прогулялись немного, ведь воздух после грозы необыкновенно свеж из-за озона, который образуется в результате электрических разрядов. Некоторое время после грозы озон может находиться в воздухе, но затем рассеивается и поднимается вверх, так как озон легче воздуха.

19.05.1974 Воскресенье. Опять похолодало, казалось бы после грозы должно быть тепло, но увы. Весь день провела у Ленки. А ведь завтра сочинение будем писать, ну да ладно, завтра с утра что-нибудь набросаю...

20.05.1974 Понедельник. Встала в шесть часов и села делать наброски для сочинения, выписала несколько цитат. В семь пятьдесят встретились с Ленкой у моего подъезда и пошли в школу. Два урока писали сочинение. Какая же Надежда Андреевна сегодня красивая! Надо сказать, что беременность ей к лицу!
На физру не ходила, учила историю, а то вдруг спросит, не хотелось бы опростоволоситься. Но Виктор Васильевич меня не спросил. На химии трудилась у доски, повезло, что Альбина Михайловна спросила именно то, что я хорошо знала. В результате четыре, и в четверти, и в году! Ура! Сразу же после уроков пошла домой, редкий случай.

21.05.1974 Вторник. Казалось бы самый обычный день. Уроки тянулись очень медленно, казалось что им не будет конца: алгебра (Софа ещё болеет), English (урок прошел не очень весело), география (Ура! Лида исправила двойку!), на истории спрашивали тех, у кого ещё не выставлены оценки. Перед уроком истории, на перемене ко мне подошли Леонькина и Троекурова, и попросили меня «об одолжении»: Если Виктор Васильевич пошлет меня за классным журналом, как это часто бывает, чтобы я поставила в журнал(!) Троекуровой - пять, а Леонькиной — четыре... Мне этого ужасно не хотелось делать, и я молила Бога, чтобы Виктор Васильевич пришел с журналом! Но увы! Он вошел в класс и … в руках у него не было журнала! И как всегда он послал меня за ним  в учительскую!

Прямо около класса, я открыла журнал и поставила Леонькиной четверку, всё хватит с меня! До сих пор не могу поверить, что я это сделала. Спрашивается зачем? Страшно подумать, что было бы, если бы меня застукали за этим занятием! Но долг, как говорится, платежом красен. Помниться она мне по химии тройку на пятерку исправила, уж не знаю  как ей это удалось? После урока Леонькина благодарила меня, но мне было противно... На физике был практикум, мы опять делали работу   №3, но с другим оборудованием. После урока пришлось немного задержаться, чтобы доделать эту работу.

Боже мой, Троекурова сокрушается, что мы с Ленкой летом не едем в ЛТО! А что там делать без Надежды Андреевны?..
Уроки не учила, надоело всё!

22.05.1974 Среда. Ну и денёк! Проснулась сразу и даже выспалась, редкий случай! В квартире по-прежнему холодно, я резко отбросила одеяло и встала. Быстрые сборы, завтрак и вперед! В школу шла одна, что-то  Ленка не зашла, странно. Уже на полпути к школе, я подумала, что надо было бы взять кошелек с деньгами за фотографии, но возвращаться не захотела.

На первом уроке (анатомия) Татьяна Сергеевна, взяв журнал, сказала: «Кого сейчас назову пойдете к Анне Сергеевне, она даст вам работу». И начала называть фамилии тех, к кому у неё нет претензий по её предмету. Когда очередь дошла до Троекуровой, она, а с ней и Ирка Леонькина начали её уговаривать, чтобы та Ирку тоже отпустила. Татьяна Сергеевна  согласилась. Шесть мальчиков и две девочки быстро покинули класс. Поднялся шум, многие были не согласны с её выбором, но она прикрикнула и все успокоились. Хотя в течение урока старались всячески выказать свое недовольство.

На перемене пришла Ленка, оказывается она проспала, во дает! На физике опять выполняли очередной практикум, я получила четверку. Что касается геометрии, то Софья Мироновна все ещё болеет... какое-то смутное предчувствие не покидало меня. Что-то сегодня будет! Химии как урока не было.

Мы разгружали машину с новыми учебниками. Ученики нашего класса и 8 «Б» выстроились в цепочку и начали передавать упаковки с книгами. Работы нам хватило почти на весь урок. Все болтали, смеялись, шутили, работа спорилась. Вдруг я увидела, да и не я одна, что Стасова из пачки вытащила учебник литературы для 6 класса и спрятала! Девчонки зашумели и потребовали, чтобы она вернула книгу на место, но она этого не сделала!

Вскоре до меня дошла молва, что и Троекурова (!) тоже взяла один учебник, а именно химию за 9 класс! Я ушам своим не поверила! Она отдала этот учебник Стасовой, чтобы та отнесла его в класс и положила в её портфель. Всех это новость возмутила, но если не всех, то членов нашего сообщества - всех. Ведь это же самое настоящее воровство!

Продолжая работать, мы переговаривались между собой, но с Надей ещё не говорили. На алгебре, а сегодня опять вместо геометрии сделали алгебру, Троекурова обратилась ко мне: «Ира, что вы там за моей спиной обсуждаете? Да, я взяла учебник!» На что я ей тактично заметила, что учебник надо вернуть. А то ведь опять наш класс будут склонять на каждом углу. Она-то, тварь такая, знает, что на неё не подумают. А класс опять будет опозорен.
«Не понесу я книгу, и вообще об этом не надо никому говорить».
«Твое дело»,- сказала я и отвернулась от неё. Что с ней без толку говорить, если человек элементарных вещей не понимает.

Я говорила с Таней Мамонтовой, в наш разговор вклинилась Троекурова. Да и Леонькина тоже. Они нам доказывали одно, мы им другое. Надька или придуривается, или идиотка на самом деле! Наивно рассуждала:
« …да кто их (учебники) там вообще считать будет?!» Из нашего разговора я поняла, она очень боится, что об этом станет известно Надежде Андреевне. Но и отнести учебник в библиотеку Надюшке тоже боязно.
«Ну как я его понесу?»- ныла она.
«Так же как и взяла»- отрезала я.

Мы не заметили как стали говорить в полный голос. Нам сделали замечание и мы замолчали. На уроке разговор больше не возобновлялся. На перемене мы собрались в кружок и обсуждали план действий. Некоторые предлагали пойти и рассказать Надежде Андреевне. Другие вообще предлагали идти к завучу! Тут подошла Леонькина:
«Куда это вы собрались?»- спросила она. Ей никто не ответил. Разговор продолжился на ту же тему, Ирка защищала Надьку и мне это было противно слушать.
«Ты знаешь, Ира, что это самое настоящее воровство? А то что сделала Троекурова мелко и низко!» Ей ответить мне было нечего и она отошла от нас.

Тут ко мне подошла Ленка Шухамина и сказала: «Надежда Андреевна попросила тебя сходить домой и принести деньги за фотографии». Со мной собрались было бежать все, но я их остановила: «Это совсем ни к чему». И мы пошли с Людой Федосеевой.  Придя домой, я открыла ящик секретера, в который я положила кошелек, но ни кошелька, ни денег там не было! Я судорожно начала выдвигать другие ящики, денег не было! Мне стало не по себе. «Этого ещё не хватало», - мелькнуло в голове. Я начала плакать, мама пошла к соседке заняла необходимую сумму и отдала мне. Это было просто чудовищно, ну куда они могли деться?! Куда?!

Я умылась и мы с Людой пошли в школу, я попросила её никому об этом не рассказывать, она пообещала и как могла успокаивала меня. «Они обязательно найдутся», - говорила она. Мы поднялись на наш этаж и вошли в класс. Там был настоящий ад! Все что-то орали, можно подумать, что в классе нет учителя. Но Надежда Андреевна стояла у стола, рядом с ней стояла тётка, которая привезла книги. Я отдала деньги Надежде Андреевне.

Сейчас постараюсь вкратце описать, что здесь происходило пока мы с Людой отсутствовали. Троекурова испугалась, что мы пошли докладывать Надежде Андреевне, и побежала вслед за нами. Книгу она все же решила отдать, но не сама, а попросила Шухамину (нашла кого просить!), потому что как оказалась Шушка в родстве с этой тёткой, которая привезла учебники. Ну, а Шушка - известная врушка, наговорила тётушке, что там чуть ли не каждый взял по книге! Та примчалась в наш класс и начала орать на Надежду Андреевну, причем называя её на ты! Жлобиха чёртова! Она что совсем не соображает, что разговаривает с учительницей, да ещё и беременной?!

Надежда Андреевна попросила встать тех, кто взял эти книги, но встала только Люда Стасова. Троекурова сидела, как ни в чем не бывало. Тогда начали проверять портфели! И Слава Богу, ничего не нашли! Народ, доведенный до края всей этой ситуацией начал орать на Шушкину тётку, чтобы она убиралась подобру-поздорову! В это время пришли мы. Вскоре тётушка ретировалась, Надежда Андреевна пересчитав деньги, тоже ушла, попросив нас посидеть тихо...

Но только за ней закрылась дверь, все набросились на Шухамину. Вдруг кто-то металлической шпонкой попал Татьяне в голову и она вышла из класса, за ней мы. А за нами все остальные. Татьяна плакала. Вышли и Троекурова с Леонькиной, и опять начался разговор об этих злосчастных учебниках.

Как-то так получилось, что стало известно, что у меня пропали деньги! Нет, это не Люда сказала, скорее это я обмолвилась. Настала моя очередь плакать, меня все начали успокаивать: «соберем мы эти деньги!» Весь класс был в коридоре, и каждый что-то говорил, а ведь кругом уроки идут. Вскоре пришла Надежда Андреевна и все вернулись в класс. Я уже успокоилась, но ведь все равно видно, что недавно ревела. Я сидела и смотрела в окно.

Надежда Андреевна, посмотрев на меня, спросила:
«Ир, ты что плачешь?»
«Я не плачу»,- сказала я. А сама боялась, что кто-нибудь сейчас проболтается о пропавших деньгах! Но все молчали.
«Из-за этого что ли?»- не унималась она.
«Нет»,- ответила я, и отвернулась.
Так у нас прошел урок литературы...

Прозвенел звонок. Все стали расходиться.
Я повернулась, чтобы позвать Лиду и увидела что она стоит вся красная, и ей что-то Инка выговаривает. Я подошла и спросила:
«Опять об учебниках что ли?» - Инка промолчала. И опять все сначала. Оказывается Лида, когда её спросила Галина Ивановна (завуч):
«Кто взял учебники?». Ответила: «Стасова и Троекурова». И правильно сделала.
К нам подошли все девчонки, в том числе Надька с Иркой. А я стала рассказывать Инке как все было, по порядку. А Троекурова все это время говорила Лиде: «Спасибо тебе, Лида!» и что-то о дружбе. Она могла раз десять сказать «спасибо». Пока я не выдержала и рявкнула: «Пожалуйста!» Троекурова скривилась и заревела в голос, она что-то выкрикивала насчет матери, характеристики (так вот что её больше всего беспокоит) и тому подобное.

А Леонькина защищая Надьку, начала наговаривать на других: «Швейк вон тоже взял!» А они вот герои какие, видели и никому не сказали. Я спросила у Стасовой:
«Брал ли Швейк какой-нибудь учебник?»
«Нет»,- ответила она. И этим поставила Леонькину в идиотское положение.
«Знаешь, Ира, если ты каждый день сталкиваешься с подлостью и уже к этому привыкла, так что можешь промолчать, то я редко вижу такое и молчать не могу, меня это бесит!»

Ирке не понравилось что я ей говорю и она в ответ начала нести такую околесицу:
«Ты так с учителями разговаривай и не показывай здесь свою эрудицию!» и так далее, и тому подобное.
Я спокойно дождалась, когда она закончит свою речь и сказала:
«Знаешь, дорогая, ты слишком эрудирована не там, где надо».
Она заткнулась. А когда увидела, что Надька уже ушла, то взяла свой портфель и направилась к выходу.

Вскоре разошлись и остальные. Мы с Ленкой вышли на улицу, я вновь вспомнила о своей проблеме и опять заплакала. Тут к нам подошли девчонки, из школы вслед за нами вышли Лида, Воищеев и Дронин. И Лида вдруг предложила сфотографироваться нам всем на память об этом дне. У неё с собой был фотоаппарат «Смена», ведь она занимается в  фотокружке и почти всегда носит его с собой. Все согласились, мы пошли на школьный двор. Я сказала, что буду фотографировать, а сама с заплаканными глазами фотографироваться не хочу. Все согласились. Мы пошли на школьный двор и там сделали памятное фото.

Надо сказать, что погода сегодня великолепная, мы всей гурьбой дошли до остановки, договорились  в семь вечера здесь же встретиться, чтобы сходить к Шухаминой «поговорить».

Мы с Ленкой пошли ко мне домой, искать деньги. Вскоре к нам присоединилась Танька Есаулова, она на днях заходила ко мне и тоже попала под подозрение. Она сказала, что будет помогать нам искать деньги. Мы опять начали перебирать все бумаги в секретере, а потом Ленка вышла в прихожую и в ящике трюмо(!) нашла кошелек с деньгами! Моей радости не было предела. Я извинилась перед Татьяной и побежала к маме, обрадовать и её, она ведь тоже волнуется.

Мне конечно было странно, как кошелек мог оказаться в ящике трюмо. Ни я, ни мама, ни тем более Маринка его не брали и не перекладывали. Папа в командировке. Странно и непонятно, неужели все-таки Танька взяла?! А теперь вернула, положив его в трюмо.

Дома оставаться не хотелось, тем более что нам ничего на завтра и не задали. И я согласилась съездить с Ленкой к её двоюродной сестре Рае, на Перхоровича. Мне дышалось легко и свободно. Даже не верилось, что деньги все-таки нашлись! Когда мы ехали на трамвае к Рае, я только сейчас заметила как разросся наш юго-западный! Мы ехали пятнадцать минут, когда до площади Ленина автобус доезжает минут за двадцать. Рая была дома.

Вкратце о цели нашего визита. Ленка нечаянно разбила свои очки, сразу два стекла! А родителям, понятное дело, говорить не хотела. И поэтому решила попросить у Раи денег на стекла. А потом уже надо ехать в оптику. Рая встретила нас как радушная хозяйка, накормила, я только сейчас почувствовала как я голодна! Мы с аппетитом поели жареной картошки с солеными огурчиками и помидорчиками, запили компотом и опять отправились в дорогу. Ленка с Раей в оптику, а я домой.

Когда я проходила мимо детского сада, меня позвала мама.
«Надо позвонить Надежде Андреевне»,- сказала она.
«Зачем?» - удивилась я. Оказывается, мама ходила в школу, там она виделась и с Надеждой Андреевной, и с классным руководителем Таньки Есауловой, и с самой Танькой! Поэтому она и пришла помогать нам искать деньги. Мама у меня мудрая женщина, она не стала обвинять Таньку в краже, а попросила помочь нам. Минут двадцать я накручивала диск телефона, но так и не смогла дозвониться до Надежды Андреевны.

«Тогда поезжай к ней, а то будет человек беспокоиться».
«Ну, если она не берет трубку, значит её нет дома», - сказала я
«Посидишь во дворе её дома, рано или поздно она придет». Мама как всегда была права. Одной ехать не хотелось и я отправилась к Лиде Ромашкиной, и она с радостью согласилась. Мы быстро доехали до площади Ленина, ещё быстрее дошли до дома Надежды Андреевны и зашли в подъезд, я нажала на кнопку звонка, дверь открыла её сестра:
«Н.А. нет, но вы её подождите, она недавно звонила и сказала, что скоро будет»

Мы вышли во двор и устроились в беседке, не прошло и пяти минут, во двор вошла Надежда Андреевна! Она нас сразу увидела, и мы пошли ей навстречу. Я сказала, что деньги нашлись, всё нормально. Она внимательно посмотрела на меня и спросила: «Серьезно?»
«Серьезней не бывает»,- улыбнулась я
«Ну, Слава Богу!»

По предложению Надежды Андреевны, мы уселись за столик, который стоял тут же во дворе и проговорили больше часа! Вот оно счастье! Я сидела с ней во дворе её дома и могла говорить, слушать, спрашивать, отвечать, смотреть на неё! Все волнения этого дня отошли на задний план. Мы говорили о школе, о сегодняшних событиях, о нас, о ней самой, оказывается Надежда Андреевна хочет девочку, а я почему-то думала, что мальчика. Она рассказывала, как ей не хотелось идти домой. «Придешь и опять надо обо всем этом думать!»

 Дело в том, что Шушкина тётка  принесла на педсовет ей счет, оказалось, что пропали ещё четыре книги! А так как мы на подозрении, то мы и должны оплатить (странная логика!). Когда мы собрались уже уходить, Надежда Андреевна сказала: «Посидите ещё !» и мы ещё посидели. «Какие вы молодцы, что приехали!» В седьмом часу мы расстались.

 Приехав, забежали ко мне, я быстро переоделась и в семь часов мы встретились на остановке с девчонками. Я сообщила всем радостную новость, все с облегчением вздохнули. И мы отправились к Шухаминой. Наш план  таков: Оля зайдет за ней, якобы ей нужен какой-то значок, потом предложит ей прогуляться к своей тете, которая живет где-то на Матросова в частном секторе, за сиренью, и приведет её к нам. Все так и получилось.

Ольга привела Ленку Шухамину, мы поговорили серьезно: «Лена, запомни, пожалуйста, если ещё где-нибудь что-то плохое скажешь о нашем классе, об одноклассниках, да ещё приврешь с три короба, не обижайся. А завтра ты должна извиниться перед Надеждой Андреевной и желательно вместе с тётей. Рубль шестьдесят четыре тоже принеси». Потом мы съездили к её тете, но той дома не было. Когда мы ехали обратно, то Шушка сказала, что ни завтра, ни послезавтра она в школу не придёт. И тут мы допустили маленький промах. «Ну что ж, завтра перед уроками мы за тобой зайдем».

Домой я пришла в половине десятого, усталая, но счастливая. Мы поговорили с мамой, решили папе ничего не рассказывать о пропавших деньгах, тем более они нашлись. И я легла спать. Уже лёжа в постели, я вспомнила весь сегодняшний день. «Как в кино», - подумала я засыпая.

23.05.1974 Четверг. Как мы и обещали Шушке, утром мы шли к её дому всей гурьбой. Ещё когда мы были у школы, я увидела Шушку, стоящую у подъезда своего дома. В тот же момент она увидела нас, и моментально исчезла в подъезде. «Сейчас мамочку свою приведет», - вздохнула я. Уходить было поздно, да и глупо. Интересно, что она вчера мамаше своей наплела? Вскоре они обе вышли из подъезда и направились к нам. Я смотрела на них и старалась представить с чего же начнется разговор...


Рецензии