Девятый класс

01.09.1974
Воскресенье. Все, каникулы закончились и завтра в школу! Немного о переменах в нашей школьной жизни. Классным руководителем у нас будет Островский Виктор Васильевич, наш историк, литературу и русский будет вести Дворецкая Нелли Ивановна, математику - Горовская Софья Мироновна, физику - Риммар Галина Григорьевна, химиию - Прилепина Альбина Михайловна.
В нашем классе 25 человек (!), все из нашего класса, и будем мы теперь 9-Е («ешниками», символично, если вспомнить, что я пришла во 2-Е), с пятого класса по восьмой мы были дэшниками, а теперь опять ешники! Троекурова перешла в другую школу, Лида Р. пробовала поступить в кооперативный техникум, но не прошла, и вернулась в школу, её приняли в 9 «Д»! Сморчков тоже  в 9 «Д».  Остальные разлетелись кто куда... Учиться будем в первую смену...

«С глаз долой из сердца вон». Когда Н. А. вернулась в школу, мы редко виделись, потому что мы учились в первую смену, а она работала во вторую. Дневник я забросила, поэтому почти ничего не помню. В девятом классе нас было двадцать пять человек, а в десятом — девятнадцать! И наш класс на целый год разместили в какой-то пристройке на третьем этаже. Мне вот сейчас непонятно, почему наши родители не возмущались по этому поводу. Окна этого импровизированного класса выходили на север. И в классе всегда было темно, и поэтому приходилось включать свет.  Получается, что ученики всей школы сидели и смотрели на запад, а мы девятнадцать «избранных» целый год сидели и смотрели на восток, забавно. Я так думаю, что класс надо было расформировать, добавить по четыре человека в другие десятые. Уроки почти не прогуливала, слишком бы это бросалось в глаза, и спрашивали нас почти каждый день, поэтому внимательно слушала на уроках и дома занималась усиленно, опять же репетиторы, хорошо уже не надо было ходить в  музыкальную школу. Поэтому уходила с уроков только когда уходили всем классом, приходилось подчиняться большинству.

В десятом классе вступили с Ленкой в комсомол. Школу окончила в 1976 году, в аттестате было всего четыре четверки, остальные пятерки и примерное поведение. Хотя Виктор Васильевич хотел поставить - удовлетворительное, он почему-то считал меня неформальным лидером, и думал, что это я стою за коллективными прогулами уроков(?!) Было пару раз когда мы уходили всем классом. Причем один раз он сам был виноват, как и однажды в восьмом классе, он перепутал расписание, и подумал, что у него «окно». На разведку мы отправили нашу практикантку, вернувшись она сказала, что Виктор Васильевич сидит в учительской и курит! Нам показалось это забавным и мы всем классом уехали в кино! А вот вопрос: «Почему практикантка не сказала ему, что у него сейчас урок?! А второй раз запомнился потому, что мы все ушли с уроков, а три девочки потом вернулись(!) в класс. А вот если бы они сразу заартачились, может быть и не было бы коллективного ухода с уроков!..
На выпускной вечер мы приглашали и Надежду Андреевну...

В конце сентября 1977 года я по почте отправила  Н.А. поздравительную открытку с днем учителя и наивное стихотворение, которое я написала в седьмом классе.
Рассудив, что человек, которому посвящен сей опус вправе знать об этом... А двадцать второго октября с Ирой Ю. решили после работы сходить в кино.

В к\т «Пролетарий» мы не попали и пошли в к\т «Спартак», фильм «Жить по-своему», купили билеты на шестнадцать пятнадцать на двадцать первый ряд, места тридцать третье и тридцать четвертое. Перед фильмом зашли в буфет, купили по мороженому и тут... я увидела Надежду Андреевну! Подходить я не стала, она была не одна, да и вообще...

После второго звонка мы зашли в зал, нашли свои места и удобно устроились. И вдруг, это же надо! Надежда Андреевна идет в нашу сторону и садится впереди меня! Нарочно не придумаешь! Я с нетерпением ждала окончания фильма и думала как же быть, вспомнила про дурацкое поздравление... Одним словом, я так и не заговорила с ней. Позже уже дома, я проанализировала свое поведение и решила ей позвонить. Ведь она могла меня видеть и как угодно истолковать мое «странное» поведение. Хотя я конечно изменила имидж, свои косички я и Ленка отрезали сразу после окончания школы, на носу очки, и она могла меня просто не узнать.

Часов в семь я набрала её номер, трубку снял Мишель, её маленький племянник, вскоре подошла и Надежда Андреевна. Мы обменялись несколькими фразами, я сказала, что видела её в сегодня в к\т «Спартак». И сидела она недалеко от меня. Она удивилась. Поблагодарила меня за поздравление и с горечью в голосе сказала: «Знаешь, Ира, я поняла, что совсем не разбираюсь в детях! (Опс!) Я ведь думала, что ты меня просто ненавидишь» (шок!), каково, а? «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!» А я-то влюблённый ребёнок как маялась!
«Простите меня»,- сказала бы я сейчас
«За что?» - спросила бы она.
«Что поселила в вашей душе сомнение в своих силах».
Но тогда я растерялась. Начала говорить о том, как это трудно понять каждого из сорока двух учеников!..  Что мы у неё первые, а первый блин, как известно не всегда получается, но вы как-то с нами справлялись и дисциплина на уроках была хорошая, ведь удержать внимание сорока человек это не у всех получается. Мы проговорили минут двадцать и я попрощалась, как оказалось на долгие годы, а возможно и навсегда...

О, милый, милый друг мой и учитель!
Тебе я посвящаю этот неумелый стих.
Поверь, пишу впервые, и если что не так,
прошу меня простить!
Я знаю, что профессия учитель
ни раз уж воспевалась до меня
И каждый человек,
каков и кто б он ни был,
На весь свой век запомнит,
Я уверена, тебя!
И для меня твой облик горделивый
останется всегда единым,
милым и неповторимым!
Уж такова судьба моя...


Рецензии