Человек Милетские постулаты
Он не подчиняется схемам извне: непредсказуем; мы во многом «вычисляем» его возможное поведение, ответы, но он нас удивляет всегда. Человек сам прокладывает свою перспективу, исходя из личностных сознательных побуждений, внося и осознавая не только реальность её оценки (не только собою, но и другими), но и комедийность или даже трагедийность. Человек есть результат взаимодействия с действительностью, результат явный, очевидный, заметный.
Действительность диктует нам условия или вытекающие из наших взглядов на вещи, или несогласующиеся с нашей же инерцией мысли, но всегда условия мы соотносим с тем, что нам известно, что нам советуют, соотносим со своей совестью.
Человек есть результат многих себе подобных, есть всегда ответ от всех (от многих других). Даже эгоизм кого-то конкретного имеет явные родимые пятна. Потому конкретный человек есть выражение и во многом некоего общества. Потому в поведении, во взглядах, уже в мыслях у нас живет человечество. Человеческое — от общего к частному, от абстрактного (?) к конкретному.
И всегда — выбор: действий, мыслей (?), выбор осознанный. Это и ожидание свободы выбора — через всю жизнь, даже через жизнь поколений. Человек есть пространство свободы — трудное и противоречивое при соприкосновении с действительностью, и легкое, мгновенное в мыслях; это непременное переустройство действительности. Личностное (и не всегда сознательное) побуждение — это давление, уже давление на окружающий мир; господствующие идеи — колоссальные силы, и, как теперь знаем, планетарные силы.
Человек связывает время: и время мечется в нашем внутреннем мире, провоцируя на действия. А мы живем логикой предшествующего шага — потому что одни разобщены в нашем обществе, другие — объединены ложной идеей... Мы забываем груз памяти, поразительный при сопоставлении отдаленных событий, но рано или поздно и человека, и общество в целом начинают сопоставлять; в прозрении и страдании этом есть какое-то наслаждение — гибельное? Сопоставляем мы свой быт в разные времена, сопоставляем богатства природы, сопоставляем богатство души человеческой, так странно глубоко и необратимо отвечающей за изменения вокруг и в нас, и в природе...
Человек — обладатель всех возвышенных и низменных характеристик, которые он сам же и выдумал. Человек — творец, хотя господствующие в обществе представления унижают, разрушают личность. Человек — продукт общества, несмотря на то, что именно общество и рождает творца, и убивает его.
Человек гениален с детства (в детстве). Его гений (дух) пробуждается ответами взрослых? или дух незаметно "блокируется" ими?
Почему исчезают ответы в юношеские и взрослые годы? Не потому ли, что действительные ценности в человеческих отношениях становятся неопределенными, неестественными или откровенно циничными?
Чувства
Организм наш пронизан земными силами. Чувства наши — от земной природы — природная сила, та же стихия. Чувства даны нам; как Я наше органично связано с ними, живет ими?
Чувства – это возможность самоорганизации живого существа – от раздражимости (ощущений) до осознания…
Наши органы чувств, конечно, лишь датчики: зрения, слуха, равновесия, обоняния и осязания.… Они лишь «информируют» организм…
Но, говоря о чувствах, мы, прежде всего, имеем в виду наше «общее» переживание: говорят, мы «чувствуем сердцем»! Да, сердце – далеко не только «мотор», перегоняющий кровь (внутреннюю среду) по всему организму, сердце мы с полным правом можем называть шестым (или седьмым) органом чувства…
И, выходит, вся внешняя информация осознаётся не только нашим Я, но, так или иначе, сосредотачивается в сердце… Или – наоборот?
Да.
…во многом мы руководствуемся чувством (сердечным чувством): мы даже не принимаем полностью расчеты разума, не умеем или не хотим проанализировать до конца ту или иную ситуацию. Ослепляют чувства, преподнося момент, следуя за настоящим, и забываемся мы в чем-то неглубоком, возвращаясь (уже) в мыслях к одному и тому же. Ведь чувства — всегда начало, а начало таинственно и непонятно, начало — единственно для нас.
Одни чувства в нашей жизни — тупик, но такой же тупик — их игнорирование; а мера неимоверно трудна. Мера — глубинный, родовой, всеобщий признак. В каждом из нас эта мера бесконечно своеобразна и приблизительна. Снимаем мы информацию с чувств своих для себя, и тут же буквально заслоняем ее домыслами, и живем то, по сути, в мире придуманном, живем в какой-то копии, слабой и неверной...
А чувства, действительно, великая связь с миром внешним: чувство видимого пространства, чувство прикосновения, чувство вообще расстояния, ориентации, чувство событий…; богатство мира пронзает нас, «приглашая» наше Я осознать его...
Полно ли входит настоящее в нас, с ветром светлым над пасмурной землей, зеленым шумом, или сейчас жарким солнцем, свободным и сейчас голубым небом?
Самосохранение нашей животной и человеческой ( разумной, духовной) целостности какие запреты накладывает на чувства?
Мы купаемся в своих ощущениях, но держа голову, между прочим, «поверх» всего, отфильтровывая «ненужную» информацию. Какая нужна нам? какая не нужна?
Самосохранение тоже уже дано нам. Дано все — весь мир, включая нас самих, в реальной и «свёрнутой» в нашем внутреннем мире действительности. И явления в ней (мы уже знаем) — бесконечные «матрешки», скрывающие в себе и прошлое, и будущее, скрывающие в себе все напряжение Мира.
…что чувства скрывают наши? как прочесть их? И все ли нам известны? Может быть, прочесть чувства – то же, что и прочесть окружающий мир? Не будем ли мы находить, познавая себя, странные параллели?
Ведь Мир весь – взаимосвязан был и до нас…
А чувствуем мы гораздо больше, чем знаем, чем можем объяснить: даже тогда, когда нет новой информации, все, что в нас — живет едва ли не самостоятельной жизнью, все, что в нас — в странном круговороте, медленном или мгновенном, и подступают к осознанию давние или ближние предчувствия...
Тщетно стараемся мы представить их в виде ясных конструкций, соотнося с осознаваемой действительностью. Что они? Да и в сновидениях, иносказательных, сюжетных, все те же предчувствия...
Что сопровождает нас?
Не получается ли так, что «Я» наше старается прочесть «только» чувства, а не действительность?
(редакция 2025 г)
Ум
Во всех словарях определения таких понятий, как ум, Разум удивительно шаблонны и размыты
…вербальный Мир как информационная связь между людьми имеет свои пределы: ни один из бесчисленных языков ни на йоту не приближается к мышлению, словно отталкиваясь каким-то неведомым полем по мере «приближения» к нему (в попытках рефлексии), потому и вынуждены мы довольствоваться приблизительными «переводами» мышления на родной язык…
Что есть мысль – неизвестно! Увы!
Но сие и замечательно! Да, с языка начинается человек (Слово), но не начинается же Мир как таковой!!
Умеем мы рассуждать? Видимо, этого для нас «достаточно»: рассуждать, а не размышлять (!)
Но, ведь «даже» рассуждение (вербальный монолог, диалог) – есть явная динамика, т.е. оно протекает во времени; точно так же и само размышление требует времени для своего проявления (рождает время!) и начинается Бытие
…разве не так?-
(видимо, мысль, мышление – всё из таких глубин микромира, что никакое Слово их не «определит»…)
И понятия «ум», «Разум» на самом деле есть… ярлыки на рабочем столе компьютера.
*
Человек противоречив по своей «человеческой природе»: он «создан» как « система сдержек и противовесов» (Этюды к описанию сознания, № 937, http://proza.ru/2018/11/20/1928): если «аналог неба» (небесный принцип строения внутреннего мира человека) и «Я» диктуют абсолютную свободу ему, то мысли и весь комплекс духовных ценностей (человека), т.е. – традиционное понимание сознания – диктуют уже «ограничение» этой свободы в виде ответственности (разумного!) человека за «судьбы» Мира (можно и без кавычек….)!
Потому Мир и защищён, хотя мы определяем человека Разумным (авансом, разумеется)…Далеко нам до разумности!!
*
А «просто» ум, прежде всего – реакция на ту или иную информацию , т.е. адекватность в поведении. Это – способность к сравнению, способность оценивать события и явления
Мы прекрасно осведомлены о том, что животные (в особенности высшие) несомненно, умны.
В заключение можно упомянуть, что этологи нам подскажут, насколько разнообразно высшие животные проявляют безальтернативный рефлекс (инстинкт) заботы о потомстве и т.о. защищают уязвимое звено между собственной потенциальной и актуальной Жизнью: можно ли сие рассматривать прообразом морали?
(и «выход» на Разумный уровень….)
(редакция 2025 г)
«Смысл жизни»
Это бездонный вопрос и ответа на него мы не найдём:
жизнь как таковая, как уже самовоспроизводящаяся в «формате» (видимо) всей Вселенной, в своих проявлениях известна только в общих чертах.. Да, она выстроена целесообразно: морфологическое и физиологическое (и даже биохимическое) разнообразие всех царств Природы, зависящих во многом от среды обитания, тем не менее, очевидно, в своём единстве. Ответ здесь ясен тем, что его нет (есть множество трактовок).
…и обычно подобный вопрос задают, имея в виду собственную (или чужую) индивидуальную жизнь, её, так сказать, устремлённость к чему либо. Но и здесь ответ ясен: он немедленно «теряется» в сугубо личностных (бесчисленных) проявлениях…
Слава Богу, что человек может быть целеустремлённым и может осознавать («видеть» и оценивать) смысл своего существования!
И цели человек может ставить себе исключительно высокие, как, например, их ставят пассионарные личности!
Но,…человек большей частью просто вынужден приспосабливаться к обстоятельствам жизни, адаптироваться (как организмы в окружающей природе)! И «смысл его жизни» уже видится им (едва ли не в буквальном смысле) выбором между жизнью и смертью!! И примеров тому – не счесть: результатом его является даже менталитет народов, сама идеология государств...
Зачем нам тогда разум? если, вся итоговая история наша имеет в качестве факторов движения аналогию с животным миром? и вообще с адаптациогенезом?
И всё же:
…он прежде всего в реализации своей самоидентичности – своего Я — не похожего ни на что на свете своего видения остального мира; часто осознание этого видения и не наступает — например, у непосредственных людей, или – человек «забывается» в конкретных делах. Однако, если человек и живет просто по течению, все равно реализуется какая-то сторона его мироотношения, а может быть, и все…
вопрос о смысле жизни проступает — и неоднократно; как даем ответы на него? останавливаясь извиняющими объяснениями — неглубокими, чуть ли не первыми попавшимися?
он естественен, смысл жизни, но и болезнен, да он, в сущности, неуловим — неосуществим даже теоретически: отчего?
Оттого, что реализовать свое Я, которое природы непонятной, которое не только в нашем бесконечно свободном внутреннем мире, но и будто бы отталкивающееся от мира реального…трудно неимоверно…
И, когда же осознаешь ты своё «предназначение», свой «смысл жизни», — не долг ли руководит твоими действиями и мыслями? И служение своему предназначению, в сущности, своему долгу — не подлинная ли свобода твоя? ты ведь сам выбрал путь свой и теперь лишь реализуешь свой выбор? И свобода твоя трудна именно твоей ответственностью,
ведь любой смысл, повторяю, «создаётся» (зарождается) только изнутри
Редакция 2025 г
Свидетельство о публикации №225031200962
Ваше стремление понять человека и рассказать об этом очень похвально. У Вас несколько подходов и умозаключений, они очень интересны. Я читал и думал о том, что неплохо бы на Ваш текст наложить теорию Поршнева-Диденко! Мне она очень понравилась, так как многое объясняет. Познать до конца ЧЕЛОВЕКА невозможно, потому что он эволюционирует вместе со вселенной и в каждый космический и исторический период отличается от предыдущего. Хотя есть мнение, что он совсем не меняется со времен сотворения мира.
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 12.03.2025 13:36 Заявить о нарушении
Анатолий Марасов 12.03.2025 13:52 Заявить о нарушении