Сельхозработы и разногласия с руководителем группы

 Из рукописи второго тома романа автора "Вспоминая жизнь, похожую на романную"
 
Приехав в техникум после окончания каникул, Егор узнал, что вместо учебы их отсылают на целый месяц в село для помощи в уборке сельскохозяйственных культур. Все студенты  как-то охотно восприняли эту новость. Студентам не очень хотелось начинать новый учебный год в такую почти, что жаркую погоду, всем захотелось каких-то перемен в жизни. И эти перемены для многих студентов действительно произошли. Для одних – это была смена деятельности, для других – приобщение к сельскохозяйственному труду, для третьих – весело провести свободное от работы время, для четвертых, особенно, тем, кому было 16-17 лет, – стать мужчинами, благодаря украинским сельским девушкам и незамужним женщинам.

В частности, одна из женщин способствовала тому, Егор стал здесь мужчиной. Это было все в том же 1955 году, когда студентов в сентябре месяце впервые отправили на сельскохозяйственные работы в одно из сел Великоновоселковского района Сталинской области. Добирались до села почти полдня на автомашине ГАЗ-52. Ехали по маршруту Сталино, Марьинка, Курахово, Великие Новоселки. Приехали вечером в большое украинское село Шевченко. Даже подумали, как это село и почему оно называется Шевченко. Решили, что возможно, село как-то связано с писателем и поэтом Украины. На временное жилье их по нескольку студентов направили по частным домам. Одной командой, сложившейся еще на шахте № 33–Капитальная, студенты пожелали поселиться вместе и здесь в большом сельском доме. Им хозяева дома выделили весь второй этаж. Правда, спать пришлось здесь на полу, но в комнате было довольно чисто.
 
Вечером в одном из частных домов, где во дворе под открытым небом была для них создана столовая, хозяйка угостила студентов группы крепким украинским борщом со свининой и с красными перцами, налила всем по стакану молока с белым каравайным хлебом. На этом ужин закончился. Жора Колесов и еще два-три студента остались, попросив попить еще по дополнительному стакану молока. Все остальные студенты прошлись по улицам этого села, а их было достаточно много, подошли к клубу, который по понедельникам якобы не работал. Постояли возле него и оправились спать, кто куда устроился, потому что утром надо было рано вставать. С утра пришли на завтрак, где хозяйка всех угостила чем-то похожим на гуляш с картофельным пюре с подливой, чай наливали сами студенты по принципу «сколько кому надо». Сахар стоял на столе в сахарнице.
После завтрака подошел руководитель группы от техникума, пожилой мужчина, участник войны. Он представился студентам еще в Сталино перед их поездкой на сельскохозяйственные работы. Сказал, что его звать Николай Николаевич Тарасенко и будет на третьем курсе вести у них дисциплину «Детали машин». Тем самым он дал понять студентам, что все его должны слушаться беспрекословно, иначе будет трудно сдать этот сверхсложный предмет. Ехал он, конечно, вместе с ними, но только в кабине автомобиля.

Здесь на месте он объявил им, чем они будут заниматься в первые дни оказания помощи селу, сказав, что для начала их ждет уборка кукурузы. В стране как раз начиналась кукурузная «эпопея» Н.С. Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС. Затем появилась молоденькая хохлушка, представилась, что ее зовут Гана, и она вроде будет их куратором.  Гана так интересно говорила на украинском языке с каким-то мягким акцентом, что ее было приятно слушать и любоваться ею. Она объявила студентам норму: пройти за смену по два ряда и снять с каждого стебля кукурузы все поспевшие початки. А затем, якобы норма может быть увеличена и до трех рядов. Дальше двинулись всей группой во главе с Николаем Николаевичем и с Ганой на кукурузное поле. Оно было примерно в километре от села. Оказалось таким огромным, что не понятно было, где оно кончается. Сначала студентам, объявленная норма не показалась слишком уж трудным заданием, потому что они не представляли длину этого поля. А оно оказалось очень длинным. Поэтому до двух часов справились лишь с одним рядом.
 Дальше двинулись на обед. Хорошо пообедали в столовой, как всегда украинским борщом с жирным мясом. Хозяйка и повар Мария объявили им, что второе блюдо не предусмотрено, поэтому, мол, ешьте борща, кому, сколько хочется, усим (всем) хватит. Затем она из фляги налила половником всем по стакану компоту, попросила четырех студентов зайти к ней в хату и принести на закуску арбузы.
- Это кто же придумал, после компота есть арбузы? – но когда увидели и попробовали красные арбузы, такие нежные и сладкие, то возражения сами собой отпали.
Дальше староста группы Травкин скомандовал, что пора заканчивать обед, а то мы, мол, можем не успеть сегодня выполнить норму по сбору кукурузы. Все, у кого были часы, поглядели и увидели, что времени уже три с лишним часа. Поднялись из-за стола с шутками:
- Теперь уж точно после арбузов норму не выполним, так как из них будет выходить арбузная жидкость.

Дошли до поля,  на часах было уже где-то около четырех часов. Поняли, что если с утра до двух часов, они прошли по одному ряду, то справиться со вторым рядом им не удастся или удастся только к семи, восьми вечера. Однако пока никто роптать не стал, а сразу же приступили к работе. Смотрят на часы, которые показывают уже шесть часов вечера, прошли точно каждый меньше половины ряда. Все остановились посоветоваться, как же им быть? Староста говорит:
- Действительно нам еще надо почти часа два до нормы. А там будет темно, мы еще не познакомились, как следует, с хозяевами и возможно многим не придется смыть полевую пыль и помыть ноги. Что будем делать?
- Николай, тебе нужно идти на переговоры с Николаем Николаевичем.
- А что будем делать, если он откажет в просьбах группы? – задал вопрос Николай студентам.
- Там подумаем, а пока иди! Если одному страшно, можешь взять с собой Жору Колесова, Славу Федоренко, Мишу Царапнева.
 
Староста решил идти на переговоры пока что один. Вернулся назад и сказал, что преподаватель непреклонен. Надо, во что бы то ни стало, выполнить всем дневную норму. То есть, «спичка» конфликта интересов вспыхнула в первый же день работы. Актив группы во главе со старостой вновь отправился к преподавателю. Тот снова их встретил враждебно, доказывая, что ничего страшного с ними не произойдет, если выполнят норму примерно к восьми часам вечера. Активисты стали возражать.
- Я вам читаю один из самых сложных предметов «Детали машин». Если вы не подчинитесь мне, то всем поставлю двойки, а активистов представлю к отчислению, - заявил тоном, не требующим возражений преподаватель.
Активисты попробовали его уговаривать:
- Мы ликвидируем отставание, которое возникнет сегодня, в последующие дни, - этот довод также был отклонен преподавателем.

Тогда активисты вернулись и скомандовали студентам:
- Уходим! На сегодня работа закончена.
Вся группа подчинилась их команде, оставив одного преподавателя в поле.
Где-то дней через несколько преподаватель съездил в техникум, написав представление на отчисление и на выговоры студентам. Причем, вернувшись, не старосте группы и никому об этом ничего не сказал.

Дальше вроде бы начали регулярно выполнять норму, ни в чем не противоречили Николаю Николаевичу. И вот где-то дней за пятнадцать до окончания сельхозработ, один из студентов по болезни съездил в Сталино, зашел в техникум и прочитал приказ об отчислении старосты, двух активистов, которые приходили уговаривать преподавателя, и об объявлении строгих выговоров еще трем студентам.
- Вы что, ребята, не знаете о том, что некоторые из вас уже отчислены из техникума, а остальным трем студентам объявлены строгие выговоры? – спросил, вернувшись из Сталино приехавший студент.

Вся шестерка активистов вновь направилась к преподавателю.
- Мы отлично работаем и за что нас вы представили к отчислению и к выговорам?
Преподаватель снова грозился всеми бедами для них. Дальше все трое отчисленных студентов отправились в техникум. Пошли в дирекцию, в профком. Там ответили, что они отчислены, но только после окончания сельскохозяйственных работ. Поэтому, мол, работайте и искупайте свою вину, что разбирать этот случай будут после завершения работ. Активисты заявили, что они не смогут дальше работать под руководством данного преподавателя.
Все трое приехали расстроенные, но дальше, когда преподавателя сняли с руководства группой, успокоились и с отличными показателями закончили все работы. Формальное руководство группой было возложено на старосту соседней второй группы, который был членом КПСС. А фактически группой руководил их староста группы Николай Травкин. И с этим у него отлично всё получилось.
Несмотря на скандалы  с руководителем группы, все студенты отлично  трудились на разных сельскохозяйственных работах, начиная с уборки кукурузы, сбора арбузов, ремонта некоторых сельскохозяйственных построек  и кончая заправкой самолета, который разбрасывал какие-то химикаты то ли от вредителей растений, то ли для удобрения почвы.  За отличную работу директор совхоза наградил группу Почетной Грамотой и решил оплатить их работу. Поэтому каждый студент,  в зависимости от сложности выполненных работ получил соответствующие суммы денег. В частности, Егор, на заработанную сумму впервые в своей жизни купил наручные часы. Так что поездка  студентам запомнилась на всю оставшуюся жизнь. 


Рецензии