К 4. Гл 53 Аккадский период Шумера. Саргон Древний
На протяжении большей части своей истории Аккад сталкивался с мятежами и восстаниями, особенно упорными были олигархические городские общины Шумера. В ответ на это аккадские правители проводили политику террора, массовые убийства сопровождались разрушениями в городах, что привело к снижению их политического значения и упадку шумерской культуры в целом. Аккадские цари отказались от титулов шумерских гегемонов, а к своему имени стали добавлять «царь Аккаде» или заменять его на «царь четырёх сторон света». Они ввели новые религиозные культы, семитского происхождения, такие как культ Абы, Иштар, Нергала и других. Государственный язык в Месопотамии стал аккадским, который быстро вытеснял шумерский не только на официальном уровне, но и в быту.
Аккадское царство в период наибольшего расцвета при Нарам-Суэне
Наивысшего могущества Аккад достиг при внуке Саргона, Нарам-Суэне. Однако уже в конце XXIII века до н.э. держава пришла в упадок, а её основная территория попала под власть горных племён кутиев (гутеев). В аккадскую эпоху были заложены основы государственной системы будущих крупных держав Месопотамии — Вавилонии и Ассирии. У народов Древнего Ближнего Востока Аккад считался эталонным государством, образцом древней монархии.
Коренная территория Аккада занимала среднюю часть междуречья Тигра и Евфрата, а точнее — север Нижней Месопотамии и долину реки Дияла. В Раннединастический период эта область носила шумерское название Ки-Ури (по другим данным, это название носила лишь долина Диялы) и включала в себя ряд номовых государств, таких как Киш, Сиппар, Эшнунна, Вавилон, Куту и другие. В ходе многочисленных завоеваний Аккад превратился в крупнейшую державу своего времени и стал самым большим из когда-либо существовавших государств. Его территория простиралась «от Верхнего (Средиземного) моря до Нижнего (Персидского залива)» и включала северную часть будущей Финикии, Сирию, приграничные районы Малой Азии, собственно Месопотамию, часть Загросских гор и Элама. После падения Аккадского царства, в эпоху III династии Ура, название «Аккад» становится устоявшимся обозначением бывшей области Ки-Ури.
Бронзовая маска аккадского царя (Саргона или Нарам-Суэна)
Около 2316 года до н.э., в Кише, после поражения в битве царя Ур-Забабы от Лугальзагеси, к власти приходит его собственный садовник и кравчий, восточный семит по происхождению, настоящее имя которого осталось неизвестным. Он принял имя Шаррум-кен (аккад. ;arrum-ken — «Царь истинен», то есть Истинный царь; в современной историографии он известен как Саргон Аккадский или Саргон Древний). Он правил приблизительно в 2316—2261 годах до н.э. Под его скипетром впервые было объединено всё Междуречье. Саргон стал основателем Аккадской державы. Правление Саргона произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность стала легендарной.
Поздняя аккадская поэма, известная как «Легенда о Саргоне», рассказывает о происхождении этого великого правителя. Согласно преданию, его родиной был Азупирану — «Шафрановый городок» или «Городок крокусов» — на берегу Евфрата. Точное местоположение этого города неизвестно, и в других источниках его название не встречается. Однако, по мнению учёных, он находился в среднем течении реки, то есть на территории современной Сирии. По легенде, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила и, чтобы избавиться от ребёнка, пустила его в тростниковой корзине по течению Евфрата. Ужас положения матери Саргона заключался в том, что ребёнок был зачат не в храме и не богом, роль которого в ритуале выполнял глава города, а вне храма, вне ритуала и от смертного человека. Именно в этом она видела своё преступление и потому решилась на столь отчаянный шаг.
Корзину подобрал Акки — водонос и садовник кишского царя, который усыновил мальчика. Этот сюжет о спасении ребёнка впоследствии стал довольно распространённым в истории (например, библейское предание о Моисее). Садовник обучил приёмного сына своему ремеслу, а когда Саргон достиг юношеской зрелости на него обратила внимание богиня любви Иштар. Он так понравилась ей, что она пообещала оказывать ему свою особую милость, которая должна была привести его к царскому трону Киша. Исторические (или претендующие на историчность) тексты сообщают, что до своего воцарения Саргон занимал должность царского садовника и чашеносца во времена правления Ур-Забабы. После поражения Киша от войска Лугальзаггеси в городе произошёл переворот, в результате которого Саргон оказался на вершине власти.
Юный Саргон и богиня в представлении художника 19 века
Мы имеем весьма скудные сведения о достижениях Саргона, в частности о создании им державы со столицей в Аккаде. Точнее говоря, мы не можем с уверенностью сопоставить известные нам события и расположить их в хронологическом порядке, чтобы создать полную картину развития этой державы. Однако мы можем попытаться решить эту проблему, следуя тому порядку, в котором писцы Ниппура складывали копии надписей Саргона, а где это невозможно, обратимся к логике. Итак, приступим.
Киш, несмотря на поражение государства, центром которого он являлся, сохранил своё значение. Первостепенной задачей нового царя стало распространение своей власти на северную часть Двуречья. Возможно, Саргон сделал это под лозунгом «освобождения» этой территории от власти Лугальзагеси, царя Урука и Шумера. Согласно имеющимся в нашем распоряжении источникам, завоевание северо-запада, наиболее выдающееся деяние Саргона, было осуществлено в ходе двух походов. Первый поход царь предпринял в начале своего правления, вероятно, на 3-ем году (около 2314–2313 год до н.э.). А второй — на 11-м. Возможно, во время первого похода он ограничился завоеванием территории вплоть до Туттуля (ныне Хита) на берегу Евфрата, ворот в «Верхнюю страну» и Мари.
На четвёртый год своего правления Саргон отстраивает новую столицу в незначительном городке Аккаде (аккад. Akkad;), куда и переезжает. Вероятно, это было сделано для того, чтобы не связывать царскую власть с традиционными шумерскими элитами и жречеством. Мы не знаем, где именно находился этот город, он до сих пор не обнаружен. Однако, судя по письменным источникам того времени, он располагался недалеко от Киша и от Вавилона. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что он находился где-то на территории нома Сиппар. По этому городу и вся область Ки-Ури стала называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.
Став правителем севера и упрочив своё положение, Саргон почувствовал в себе силы начать военные действия против Лугальзагеси. На 5-м году (ок. 2312–2311 год до н.э.) он двинулся на юг, на город Урук, и разрушил его стены. Остатки защитников Урука бежали и, собрав сильное подкрепление – им на помощь пришли пятьдесят энзи из провинций, – выступили против Саргона. В кровавой битве тот одолел их. Только тогда, в 6-й год правления Саргона (ок. 2311–2310 год до н.э.), Лугальзагеси, который, вероятно, был в далеком военном походе, появился со своей армией. И в этот раз Саргон вышел победителем, причем в такой степени, что смог заковать Лугальзагеси в цепи.
Но захватить царя в плен не означало отлучить его от власти, и Саргон прекрасно это понимал. Власть шумерского царя должна заканчиваться там же, где началась, — в священном Ниппуре. Саргон отправился в священный город, где был признан и получил титул «лугаль Страны». Напоминаю, что согласно верованиям шумеров, титул «лугаль Страны» давался верховным богом Энлилем. Лугальзагеси, доставленный в медной клетке, предстал перед судом Энлиля, был унижен и, скорее всего, казнён. Всё это имело очень важное идеологическое значение для легитимности власти Саргона.
Затем Саргон направил свои силы против Уммы и Лагаша. Одержав победу над Уммой, он занял временную столицу Лагаша — город Э-Нинмар — и распространил свою власть на всю территорию Лагаша, достигнув Персидского залива, известного как «Нижнее море». Чтобы подчеркнуть свою власть над всем Шумером, Саргон совершил символический жест, который впоследствии повторяли и другие монархи: он омыл своё оружие в водах Персидского залива. Энси Уммы Мес-э был взят в плен, а судьба правителей Лагаша и Ура остаётся неизвестной. Стены всех трёх городов были снесены. В завершение своего похода Саргон утверждает, что сражался в 34 битвах.
На 11-м году правления (примерно в 2306–2305 годах до н. э.) Саргон отправился во второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату, он остановился в Туттуле (ныне Хит), где помолился Дагану — богу плодородия, которому поклонялись все жители среднего течения Евфрата. В награду за это Даган даровал ему «верхнюю землю». В ходе этого похода были покорены крупный город Мари, страна Ярмути (точная локализация которой неизвестна, но, вероятно, расположенная в Северной Сирии) и страна Эбла. Войска Саргона дошли до Кедрового леса (то есть гор Ливан или Аманос) и Серебряных гор (гор Малоазийского Тавра). Как следует из названий, Саргон стремился обеспечить свою державу древесиной и металлом, которые теперь можно было безопасно доставлять по Евфрату в Шумер и Аккад.
Это всё, о чём свидетельствуют надписи самого Саргона. Однако вскоре эти завоевания обросли легендами, и теперь сложно отделить вымысел от исторических фактов. В легендах Саргон не только захватывает города, названия которых отсутствуют в надписях (например, Каркемиш), но и «переправляется через Море захода солнца» (Средиземное море), чтобы завоевать «страну Тин» (возможно, имеется в виду Кипр или какое-то другое приморское государство, расположенное в южной части Малой Азии), а также покоряет остров Крит.
Из одного текста мы узнаём одну из основных причин завоевательного похода Саргона на северо-запад. К нему обратилась за помощью семитская колония на далёком севере — «Галашу», то есть «Каниш». На неё напал царь города Бурушханда (Пурусханда), также известный как Буруш-хатим. Саргон колеблется из-за дальности пути, трудности которого ярко описываются в тексте. Некто Нур-Даган, возглавляющий делегацию, указывает на беспомощность колонии, состоящей не из воинов, а из купцов. Он подчеркивает богатства своего края и предлагает средства, которые помогут преодолеть трудности долгого пути. После долгих и бурных переговоров Саргон, наконец, собирает жителей Аккада. На этом собрании Нур-Дагану удаётся восторженно расхвалить мощь Аккада, склонив Саргона к помощи далекой колонии. Поход Саргона, очевидно, не ограничился разгромом Бурушханда, противника Ганиша, он вылился в завоевание Сирии в полном её объёме.
Неясно, какие из этих сведений являются историческими фактами, а какие — вымыслом. Однако археологические данные не подтверждают, что аккадцы заходили так далеко вглубь Малоазийского полуострова. Можно предположить, что со временем легенды превратили обычные торговые экспедиции в завоевательные походы. Более достоверными считаются хеттские документы, которые утверждают, что Саргон переправился только через Евфрат, немного ниже места его выхода из нагорной области. Согласно же легендам, держава Саргона была огромной. Один безымянный писец даже перечислил все шестьдесят пять стран и городов, входивших в эту бескрайнюю империю. Была создана настоящая мифологическая «карта», на которой были нанесены далёкие чудесные страны, по земле которых прошёл этот царь, став частью мира легенд.
Успех Саргона можно объяснить военной подготовкой и тактикой обеих армий. Шумерское войско состояло из трёх родов: лёгкой пехоты, вооружённой дротиками, боевыми палицами и булавами; тяжёловооружённой пехоты в шлемах и с длинными копьями; колесничных войск. Шумеры ходили сомкнутым строем, медленно и только вперёд. Их армия не умела устраивать засады и нападать по флангам. Иначе дело обстояло в войсках Саргона. Он создал принципиально новое для Месопотамии войско. Основу его армии составляла лёгкая пехота, действовавшая рассыпным строем. Она делилась на лучников, копейщиков и воинов, вооружённых секирами. Каждый из них имел только один вид наступательного оружия. Из защиты использовался лишь остроконечный медный шлем. Одежда аккадских воинов также была простой. Чаще всего она состояла из лёгкого препоясания, иногда из достаточно длинной полосы ткани, один конец которой перебрасывался через плечо. Вооружение царя отличалось лишь перевязью, сандалиями и одеждой с бахромой.
Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооружёнными отрядами, сражавшимися в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооружённых, подвижных воинов, которые действовали цепями или врассыпную. Они были способны издалека осыпать неповоротливые отряды противника тучей стрел, дротиков и камней, убивая их, не доводя дело до рукопашной. Армия Саргона комплектовалась на основе ополчения, что обеспечивало её многочисленность и эффективность. В годы создания государства ополчение было, видимо, добровольным, но затем стал производиться принудительный набор. Имелись и профессиональные воины. В одной из надписей от имени Саргона говорится, что «5400 человек ежедневно едят предо мной хлеб».
В своей стратегии Саргон придерживался захвата городов. Он говорил (или эти слова приписываются Саргону): «Хочешь владеть Страной — возьми её города. Взять города — значит покорить сердца их граждан. Ведь общее биение их сердец — думающих, стремящихся, любящих, молящихся, ненавидящих, готовых терпеть и превознемогать — порождает жизненесущий ток той силы, что питает, наполняет собою Страну. Нет силы, жизни в теле, если сердце стучит с перебоями, если не единят жизненным током жилы и вены в себе сообща. Горе и беду несёт тот, кто не подчинил, не обольстил, не подкупил сердца, но способен лишь сжать хваткой каменной сердца неподатливые, вырвать их из живой груди».
После того как Саргон I расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам. В это время там правил Луххишшан, восьмой царь из династии Пели из Авана. О том, насколько трудным был этот поход, можно судить по более поздним вавилонским текстам. В одном из них говорится, что богиня Иштар зажгла для Саргона огонёк, «когда он и его войско продвигались в темноте». Все тексты постоянно подчеркивают, что царь «передвигался во мраке». Возможно, так они пытались аллегорически изобразить трудный путь Саргона через труднопроходимые горные леса Лурестана. Поход закончился успешно: Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы. В плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно, современный Маламир) Зина и энси области Гунилахи, а также другие важные лица. Однако Элам не был превращён в часть Аккадской державы. Очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были оставлены на своих местах.
Справка: Луххишшан (Лухишшан; Lukh-Ishshan) — царь древнего эламского города Аван, правивший около 2300 года до н. э., из Аванской династии. Он был сыном Хишепрашира и, вероятно, сыном сестры предыдущего правителя Кикку-сиве-темти (Kikku-Sive-Temti). В это время в Эламе существовало несколько небольших государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру) Луххишшаном и энси (ишшакку) Санамсимурру (?), а также Варахсе с правителем (шакканаку) Сидгау.
Саргону удалось умиротворить не только беспокойные горные племена из Загроса, но также на многие годы удерживать Элам от нападения на Двуречье. Поэтому Саргон гордо называет себя «покровителем Элама и Варахсе». Под Варахсе, вероятно, подразумевалась область нагорья Пошт-е-Кух и земли у верхнего течения Керхе на северо-западе Сузианы. Варахсе, возможно, из чувства самосохранения, всегда поддерживало дружественные отношения с Эламом, так как при каждом нашествии правителей Месопотамии на Элам Варахсе волей-неволей использовалось как транзитная территория.
Предполагается, что после похода в северные области Элама Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). Хотя в надписях периода его правления нет прямых упоминаний о походах в эти земли, косвенные данные позволяют сделать такой вывод. Также Саргон вел войну со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб). В исторических источниках упоминается и завоевание им страны Субарту, расположенной в среднем и верхнем течении Тигра и на запад от него. Племена из Субарту были враждебно настроены по отношению к Аккаду и часто совершали нападения. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккад. Известно, что преемники Саргона контролировали территорию вокруг современного Киркука и Ассирию. Это позволяет предположить, что во время своего правления Саргон сам завоевал Северную Месопотамию, по крайней мере, до широты Мосула. В этом регионе появились таблички с текстами на аккадском языке, а в Ниневии была обнаружена прекрасная бронзовая голова, которую большинство ученых считают изображением самого Саргона.
Результатом многочисленных завоеваний Саргона стало создание крупнейшей из когда-либо существовавших держав. Его государство стало первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были преобразованы в низовую администрацию.
Саргон, помимо традиционного титула «царь Аккада» и титула южных гегемонов «царь Страны», принял титул северных гегемонов «царь множеств» или «повелитель вселенной» (шар кишшатим). Так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша». Царствование Саргона стало временем внутреннего усиления Аккадского царства. Объединение Шумера и Аккада позволило регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему, были проведены новые каналы. Власть царя опиралась на значительный земельный фонд. Все храмовые хозяйства Саргон соединил с царскими хозяйствами (присвоил). Бывшими номами управляли ставленники царя или лояльные ему представители местных династий.
В годы правления Саргона в стране наблюдался расцвет торговли. Были введены единые меры площади, веса и длины на всей территории государства, а также было поручено заботится о поддержании сухопутных и водных путей. До наших дней сохранился список областей и городов, который, по преданию, был составлен во времена Саргона, с точными указаниями расстояний между ними. Эти данные, безусловно, способствовали развитию международной торговли. Аккад торговал не только с Сирией и Малой Азией, но и с далёкими странами, такими как Дильмун (Бахрейн), Маган (аравийское побережье Персидского залива и Оман) и Мелаха (северное побережье Персидского залива и долина Инда). Надпись Саргона свидетельствует о том, что корабли из Индии подходили к самой пристани Аккада.
В шумерской историко-дидактической поэме о Саргоне и Нарам-Суэне говорится, что в эти годы в городе Аккаде царило изобилие еды, питья и заморских товаров. Среди них упоминаются «огромные слоны, обезьяны и зверье дальних стран», особые собаки, «кони и тонкорунные бараны», которые, если верить поэме, свободно бродили по улицам Аккада.
Поэма также рассказывает о том, что в Аккаде для торговли приходили «незнавшие хлеба» западносемитские пастухи, «люди чёрной страны» — Мелуххи, эламиты и субарейцы. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.
Саргон понимал, что его власть должна быть основана на религиозных традициях. Он не только поддерживал культ Абы, бога города Аккаде, возможно, своего родового бога, и культ Забабы, бога Киша, но и общешумерский культ Энлиля в Ниппуре. В его храме Саргон соорудил несколько статуй и, вероятно, щедро одарил его, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Называя себя «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля», царь Аккада продемонстрировал, что не собирается нарушать древние и уважаемые традиции. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана, он отдал в жрицы богу Луны Нанне в Ур. С тех пор стало традицией, чтобы старшая дочь царя была жрицей Нанны.
Позднейшие нравоучительные вавилонские жреческие хроники утверждали, что Саргон относился к богам с пренебрежением. Однако это утверждение является ложью, а утверждение о том, что Саргон разрушил Вавилон, чтобы построить пригород своей столицы из его кирпичей, также не имеет под собой никаких оснований, так как Вавилон в то время был маленьким захолустным городишком и не имел никакого значения.
Энхедуанна – дочь Саргона Аккадского
Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж, который Саргон подавил, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его». На старости лет Саргон был вынужден бежать и прятаться в канаве, но позже всё же одолел мятежников. В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, который вызвал новое восстание всей страны. Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.
Саргон Великий был одним из наиболее выдающихся политических деятелей Древнего Ближнего Востока, военным вождём и гением, а также творческим администратором и строителем, который осознавал историческую важность своих деяний и достижений. Его влияние, так или иначе, проявилось по всему Древнему Востоку, от Египта до Индии. Правил Саргон 55 лет. После себя он оставил довольно противоречивое наследие. До самого падения основанной им державы её правителям приходилось сталкиваться с восстаниями, которые постоянно проверяли на прочность её единство и сплочённость. Это заставляло его преемников, в некотором роде, регулярно повторять его поразительные завоевания.
Свидетельство о публикации №225031301077