Роман. Глава 3. Работа на Ильинском асбестовом руд
Глава 2
Работа на Ильинском асбестовом руднике
Асбестовская узкоколейка
Ширина колеи железных дорог нашей страны составляет 1524 мм. Это принятая стандартная колея, во многих нормативных технических документах она называется МПСовской. Все остальные железнодорожные пути относятся к узкоколейным. Шири-на их колеи может быть 500, 600, 750, 1000 мм.
Паровоз 1928 г
На территории города Асбеста и всего надземного промышленного комплекса комбината ОАО «Ураласбест» действующих узкоколейных железных дорог теперь нет. Единственное исключение – подземные шахтные выработки. Здесь, в силу определенной специфики, традиционно используются транспортные коммуникации узкой колеи.
Для каких же целей применялись узкоколейные железные дороги в нашем регионе? Они действовали на золотодобычных работах; на асбестовых разработках для откатки конной тягой и тросовыми наклонными подъемниками системы Гумбольдта; использовались на горных работах по добыче асбеста частными владельцами; применялись в шахтных условиях; работали как транспортные коммуникации между населенными пунктами. Первой из них была узкоколейная железная дорога, построенная в 1927 году от рабочего поселка Асбест до станции Баженово. Затем были узкоколейки, связывавшие город и промышленные объекты с пригородными поселками и расположенными в них предприятия-ми.
Работа 1910
Официальная дата открытия Баженовского месторождения асбеста – 1885 год. Промышленная добыча началась в 1896-м. До появления узкоколейных паровозов (1910 г.) на горных работах по добыче асбеста рельсовые пути узкой колеи уже имели широкое распространение. Они применялись и для вывоза горной массы на поверхность конной тягой, вагонетками «коппель», емкостью в одну кубическую сажень. Точно такие же рельсовые пути применялись для наклонных подъемников «Гумбольдта». В обоих случаях ширина рельсовой колеи составляла 600 мм.
Вагонетки конь Н
С появлением паровозов узкоколейные пути были проложены от бункеров накопите-лей (впоследствии дробилок) до сортировок (обогатительных фабрик).
Когда был организовал трест «Союзасбест» (1922) и начался новый этап развития асбестовой промышленности, узкоколейные дороги получили более широкое развитие как на горных работах, так и на территории города и прилегающих лесных массивов.
Фото Вагон
Вагонетки «коппель», применявшиеся в подземных выработках, в разрезах и на золотых приисках, были изготовлены под колею 600 мм и первоначально поставлялись из Германии фирмой Артура Коппеля. Собирались они для ручной и конной откатки. Вагонетки емкостью до 1,5 м3 изготавливались в металлическом варианте с опрокидывающимся ку-зовом. Выше 1,5 м3 – с металлическими и деревянными бортами. В подземных условиях асбестовых разработок вагонетки транспортировали вручную. Подъемники «Гумбольдт» двигали их при помощи тросов. При конной откатке – конной тягой.
Объемы добычи на асбестовых рудниках в советский период увеличились многократно. Транспортировка готовой продукции конными обозами до железнодорожных станций Грязновская и Баженово, где были перегрузочные пункты, не удовлетворяла асбестовую промышленность, поэтому в 1927 году была построена узкоколейная железная дорога до станции Баженово. Это была самая протяженная ветка на территории всего Асбестовского района. Первоначально грузы перевозились в вагонетках, транспортируемых конной тягой. Затем она была заменена паровозами, которые перевозили только промышленную продукцию треста «Ураласбест». По этой же ветке на фабрику «Коминтерна» перевозили известь и дрова, а также пиломатериал. А в обратном направлении со станции Баженово на асбестовые прииски везли сено и фураж для лошадей.
Вагон руками
В 1929 году по узкоколейке уже ходили пассажирские поезда до станции Баженово. На всем протяжении железной дороги было несколько остановок. Назывались они разъезд Грязнушка, Каменка, Режик, разъезд Пышма и Баженово. Стоимость проезда от рабочего поселка Асбест до станции Баженово – 1 рубль 74 копейки. Узкоколейка шла по трассе современной железнодорожной ветки широкой колеи от станции Баженово до современной станции Изумруд. Дальше вдоль современной автодороги по улице Промышленной, мимо 5-й фабрики и через территорию промплощадки Южного рудника. Шла по территории карьеров, огибая с восточной стороны отработанное на сегодняшний день Щучье озеро, к ныне не существующей Октябрьской фабрике. Это примерно середина Центрального карьера. На территории города для пассажирских составов было две остановки: Ильинская, в районе фабрики № 1 (современная территория завода ЖБИ), и вторая, конечная – Октябрьская. С Ильинского участка состав отходил утром в 6.00 и обратно отправлялся с Октябрьского участка вечером в 15.15. Перевозка осуществлялась в пассажирских вагонах, в летний период при хорошей погоде разрешалось перевозить трудящихся на открытых платформах.
Паровоз и электровоз
Железнодорожная ветка стандартной колеи МПС была построена в 1931 году и впоследствии была передана Пермской железной дороге имени Кагановича. В первые годы пассажирские перевозки были организованы вместе с грузовыми вагонами. Для этого бы-ли выделены четыре крытых вагона, оборудованных скамьями, полками и подножками. Прицеплялись вагоны в конце состава. Один предназначался для сотрудников Ураласбест, ехавших по служебным делам. Был оборудован на 25 человек и имел отгороженное отделение для багажа и почты.
Вагон Ф-2 Н
В годы промышленной индустриализации началось перевооружение асбестовых руд-ников. Со строительством новых фабрик произошло изменение технологических схем, а это затронуло все сферы горного производства, в том числе и железнодорожные коммуникации. За границей были закуплены электровозы итальянских и немецких фирм. А у них колея оказалась метровой. Пришлось перестраивать рудничный транспорт на новые рельсы. На старых фотографиях видно, как на асбестовых рудниках одновременно работали паровозы и электровозы. Значит, одновременно эксплуатировались 600 мм и метровые колеи.
Вагонетка Н
Стоит сказать, что механики на локомобилях (паровиках) и машинисты паровозов считались наиболее квалифицированными специалистами. И зарплата машиниста паровоза была выше, в сравнении с машинистами электровозов.
В военный период на асбестовых рудниках были построены новые железнодорожные пути как узкоколейной колеи, так и стандартной МПС- овской. В связи с нехваткой дров комсомольцами города и близлежащих поселков была построена узкоколейная железная дорога в район речки «Теплый ключ», где тогда были большие сосновые боры. Старожилы уверяют, что одна из веток узкоколейной железной дороги переходила речку Пещерку и уходила в сторону Кирилловского кордона. Документальных подтверждений пока не найдено, но рефтинский краевед Ю.М. Сухарев на территории своего садового участка нашел узкоколейный костыль, которым крепились рельсы к шпалам.
На второй год Великой Отечественной войны в Асбесте был размещен военный госпиталь. В дни поступления раненых существующий транспорт, конные подводы и автомашины, выделяемые с предприятий, не справлялись с перевозкой, поэтому была построена отдельная узкоколейная железная дорога. По ней от здания современной станции Асбест до здания Водоканала (бывшая школа № 24 на улице Промышленной) на платформах перевозили раненых до госпиталя. Здесь транспортировка осуществлялась вручную.
В этот же тяжелый военный период была построена узкоколейная линия железной дороги до одного из цехов эвакуированного завода АТИ, располагавшегося в здании современного Дворца пионеров. Для другого цеха этого же завода построили железнодорожную ветку широкой колеи – для отгрузки на фронт выпускаемой продукции.
Бывшие пути узкоколейки
В воспоминаниях немецких военнопленных есть такой эпизод. Ночью военнопленные украли (укатили вручную) узкоколейный паровоз. Закопав его в землю на территории лагеря, получали отопление и горячую воду для помещений охраны и командования.
Задолго до начала войны система железнодорожных перевозок, составляла единое целое, но состояла из железнодорожных путей и подвижного состава различной колеи. Сеть узкоколейных железных дорог на предприятии и в пригородных поселках имела широкое распространение. В районе Октябрьской фабрики и на Южном руднике, в районе Первой фабрики, существовали паровозные депо. В местах пересечения было несколько перегрузочных площадок.
В послевоенный период все существующие узкоколейные железные дороги находи-лись в рабочем состоянии и эксплуатировались. Мало того, в лесных массивах за поселком Шамейка, ближе к границе с Режевским районом, была очень широкая сеть узкоколейных дорог, по которым осуществлялась транспортировка леса и торфа с выходом к железнодорожной ветке широкой колеи Свердловск – Реж.
В поселке Шамейка вагонетки «Коппель» узкоколейной железной дороги применялись с конца ХIХ века. Ими перевозили горную породу на промывку на фабрику. Протяженность путей была небольшая. Транспортировка осуществлялась как вручную, так и конной тягой. Узкоколейные вагонетки использовались до конца 50-х годов ХХ века. Кстати, имен-но здесь автором с группой единомышленников найдена единственная известная в нашем районе на сегодняшний день вагонетка «коппеля» ХIХ века.
С довоенного времени в лесном массиве за поселком Шамейка работала узкоколейка. Она начиналась далеко на севере за поселком и шла до лесорубных делян, расположенных в 105-м квартале. В войну на лесозаготовках работали приехавшие из других регио-нов женщины и девушки. Узкоколейка проходила намного западнее Шамейки и шла в сторону поселка Лесозавода. На лесозаводе существовала небольшая сеть железнодорожных тупиков. Она предназначалась для разгрузки и разминирования груженых составов.
Кроме того, в войну было построено ответвление на Новокирпичный поселок. Узкоколейка подходила к цехам кирпичного завода. Отсюда возили готовый кирпич на строительство города и разгружали на площадке ниже Дворца пионеров. От поселка Лесозавод узкоколейные железные пути шли на юг, параллельно современной автомобильной дороге. Западнее автодороги, с правой стороны, если ехать в город, видны остатки полузаросшей прсеки. Это и есть трасса бывшей узкоколейной железной дороги. Дальше она шла по трассе современной «бетонки», и одно ответвление, перед рекой Большой Рефт, поворачивало на Черемшу. Конечным пунктом узкоколейки в поселке Черемша была мебель-ная фабрика. Ответвление от нее вело на Черемшанский кирпичный завод.
Отдельный узкоколейный железнодорожный тупик был на Старокирпичном поселке. Из этого поселка в Черемшу конной тягой возили глину на кирпичный завод и лес на мебельную фабрику. От развилки перед рекой, влево на восток, ветка узкоколейки уходила в сторону современного завода РМЗ; дальше одна из железнодорожных веток шла в сторону Южного рудника, где было депо узкоколейных паровозов. А вторая – в сторону ст. Изумруд или на площадку у современного завода ЖБИ, где была перегрузочная площадка.
Лесная просека бывшей узкоколейки
Одна из веток узкоколейки соединяла завод АТИ, расположенный в здании старого Дворца культуры, с узкоколейным депо, находившимся у 2-й фабрики. Здесь с восточной стороны карьеров была разветвленная сеть узкоколейных железных дорог. Часть из них работала в промышленных целях, по ним подвозили руду из карьеров Центральной группы на вторую фабрику. Другая часть использовалась как подъездные пути на Октябрьскую фабрику, которая располагалась недалеко от северного берега Щучьего озера. По этим путям с Октябрьской фабрики, гружённые асбестовой продукцией вагонетки конной тягой подавали к путям МПС, которые на тот период заканчивались между 2 и 3 фабриками. Здесь располагался склад. В номенклатурном перечне цехов того периода он числится под названием Экспедиция. Здесь вручную перегружали джутовые мешки, груженные асбестом, в железнодорожные вагоны стандартной широкой колеи.
В этот же район, к узкоколейному депо, приходила узкоколейка, которая была проло-жена комсомольцами и жителями города от лесных делян, располагавшихся в районе ре-чки Пещерки (современный район базы Чайка).
Еще один изолированный участок узкоколейных железных дорог находился в районе поселка Шпалзавод. С правой западной стороны, если ехать на станцию Баженово, в лесном массиве проходили две железнодорожные ветки. Они существовали с конца двадцатых годов ХХ века, по ним конной тягой транспортировали лес для разделки на Шпалзавод. Здесь из него изготовляли шпалы, которые применялись в тот период для строительства железной дороги широкой колеи. Этот же лес шел на нужды промкомбината.
Последняя по срокам своего существования и, наверно, самая протяженная узкоколейная железнодорожная ветка была построена и активно эксплуатировалась в период 1967-1985 гг. Пути начинались на юго-западной окраине города, около Пыльного отвала фабрики № 5, и по лесному массиву шли в поселок торфоразработчиков Островной. По этой железной дороге возили отходы производства (балласт – в местном лексиконе) для отсыпки площадок в поселке Островном.
Узкоколейка Падун
Сегодня на территории Асбестовского района нет ни одной действующей узкоколейной железной дороги. И не сохранилось ни одного километра железнодорожных путей. Но они остались в памяти людей, в воспоминаниях краеведов и старожилов. Частично нанесены на старые планы и описаны в воспоминаниях, статьях и дневниках местных краеведов К.Е. Тарасова, П.В. Никитина, Н.Ф. Рубцова.
Желающие посмотреть на узкоколейку и вагонетки могут посетить городской краеведческий музей. Здесь, на площадке перед музеем, представлен экземпляр узкоколейной вагонетки, применявшейся для работ в подземных условиях. (3*).
*****
30 ноября 1927 год. Валериан приехал в посёлок Асбест. На поезде приехало много пассажиров все разом кинулись на привокзальную площадь, где стояли несколько автобусов. Вначале Валериан растерялся от такой суеты пассажиров и всё - таки спросил у одного пожилого пассажира:
-Товарищ, скажи мне, где живут пожилые братья Иван и Николай Меркурьевы?
-Знаю таких братьев Меркурьевых. Они живут на Ильинке. Кто будешь им?
-Я им буду двоюродный внук из посёлка Косья.
-Слышал, что у них живут родственника в посёлке Косья. Торопись на автобус в посёлок Ильинка. Я кстати туда же еду, - ответил пассажир. Торопясь на автобус.
Они успешно сели в автобус, даже на сидячие места. Через полчаса автобус приехал в посёлок Ильинский. Валериан вместе с пассажиром вышли из автобуса, и пошли по улице. Пройдя с полкилометра, пассажир показал на два дома и сказал:
-В этом доме живёт Иван Меркурьев, а рядом Николай Меркурьев. Удачи тебе, молодой человек.
-Большое спасибо за помощь. И вам удачи, - ответил Валериан и пошёл к дому, где жил Иван Меркурьев.
Время подходило к обеду. На улице стоял мороз, и хотелось попасть быстрее в тёплый дом и попить горячего, крепкого чая. Валериан постучал в калитку, которая была вмонтирована в ворота. Послышались шаги и ворчание человека в возрасте. Послышался мужской голос:
-Кого там, нелёгкая принесла?
-Извините за беспокойство. Я внук вашего двоюродного брата Валериана Меркурьева из посёлка Косья возле города Туринска, - отвечал Валериан на неприветливый голос хозяина дома.
-Нежданное, негаданное. Если не ошибаюсь, старший сын племянника Антона? – послышался голос за воротами.
-Да, это я. Валериан Меркурьев, - отозвался нежданный гость.
-Ну, тогда заходи. Посмотрим, какая тебя житейская доля занесла в наши края, - послышался философский ответ.
Загремел засов и калитка отворилась.
Валериан зашёл в калитку во двор дома, который по хозяйству был крепким. Виден хозяйский пристрой к дому. Пахло домашним скотом и навозом. Доносились хрюканья свиней, блеяния коз, кудахтанья кур и иногда кукареканья петуха.
Борзая собака выскочило из конуры, пытаясь агрессивно лаять на незнакомого гостя. Хозяин на собаку повысил голос:
-Тарзан, свои. Иди на место.
Собака заскулила и залезла в свою конуру. Хозяин дома показал на крыльцо и сказал:
-Заходи в дом, не стесняйся. Время обедать. Ты с дороги, поди, проголодался.
-Есть немного, - ответил Валериан, поднимаясь на крыльцо.
Дед Иван завёл в дом Валериана и сказал своей жене:
-Маша, у нас гости из посёлка Косья от двоюродного брата Валериана. Это его внук Валериан. Готовь на стол обед, а я схожу за братом Николаем. Поговорим, вспомянем молодость и жизнь.
Валериан увидел на кухне умывальник, подошёл к нему, умыл лицо и руки. Хозяйка подала ему полотенце, он утёрся им и сказал:
-Спасибо. Хорошо освежился. Теперь можно и отдохнуть с дороги.
-Садись за стол. Сейчас придут дяди твои, и начнём трапезничать, - сказала хозяйка дома и пошла на кухню, хлопотать об обеде.
Открылись двери со скрипом и на пороге появились дед Иван, а за ним дед Николай. Брат Ивана Николай произнёс:
-Здравствуй внучатый племянничек Валериан.
-Здравствуйте, дедушка Николай. Привет вам Большой от деда Валериана.
Все сели за стол, бабушка Маша приносила на стол кушанья, на обед и посуду с вилка-ми и ложками. Дед Николай на стол поставил большую бутылку самогона и приговаривал:
-Ловись рыбка большая и маленькая, да что бы не переводилась самого ночка в большой и малой бутылочке.
Он сказал и захихикал, довольный своим высказыванием. Однако, все сели за стол. Дед Иван разлил по стаканам самогон и произнёс тост:
-Предлагаю выпить за нашу молодёжь, которой предстоит строить страну после Гражданской войны. Ура!
Послышался звон стаканов и их опустошения. Валериан поддержал дедов и выпил стакан самогонки. Он почувствовал, ка самогонка ударила в голову, по телу стало растекаться тепло. Становилось хорошо и комфортно сидеть за столом в натопленной избе.
На столе стоял чугунок с наваристыми щами с говяжьим мясом, квашеной капусты, солёными огурцами и маринованными грибочками. Тут же на блюдцах лежали брусника и клюква.
Через несколько минут у дедов лица порозовели, глаза заблестели и им хотелось поговорить. Николай первый заговорил:
-Ну, внучатый племянник, Валериан. Рассказывай, какими судьбами тебя занесло сюда. Можно сказать в медвежий угол.
-Вы правы. Не от хорошей жизни. Вам письмо от вашего двоюродного брата Валериана, - высказал он и подал письмо деду Ивану.
Дед Иван достал очки из кармана и стал читать письмо. Прошло 5 минут, в комнате сто-яла тишина. Наконец дед Иван поднял голову и сказал:
-Валериан, соболезную тебе по смерти отца Антона и матери Валентины. Знавал я их, хорошие люди были.
Он заполнил стаканы самогоном, подождал, когда дед Николай прочитает письмо, сказал:
-Помянем добрым словом их души. Царство им небесное, пусть земля будет пухом.
Все, сидящие люди за столом, выпили, не чокаясь, за усопших. Наступила пауза…
Наконец, дед Иван, после раздумья, стал говорить:
-Валериан, приносим тебе и твоей семье наше соболезнование. Мы поможем тебе обустроиться у нас и помочь с работой. Специальность у тебя квалифицированная, так что работа найдётся. К тому же общественник и спортсмен по боксу. Вот так.
-Женим тебя здесь на Ильинке. Девок красивых у нас много, - добавил дед Николай, поглядывая на Валериана с грузной улыбкой.
-Спасибо вам, дедушки и бабушка. Я вас не подведу, - ответил Валериан, задумчиво глядя на всех присутствующих за столом.
Около часа велись разговоры о жизни, о политическом положении в стране и прочих вопросов. Наговорившись вдоволь, дед Иван сказал:
-Пора и честь знать. Гость с дороги нужно отдохнуть и прийти в себя.
-Пора, пора. У меня ещё дома дела. Пожалуй, я пойду, - сказал дед Николай, вставая из – за стола, а потом добавил. – Валериан, не стесняйся, приходи в гости по - родственному. Хлеб соль всегда будут.
-Спасибо за гостеприимство. При случае загляну к вам, дедушка Николай, - ответил Валериан, прощаясь с дедом.
У Валериана, с непривычки пить крепкий алкоголь, закружилась голова. Стало тепло организму и потянуло на сон. Бабушка Маша заметила, что с Валерианом, сказала:
-Внучек, иди за мной в комнату и ложись спать. С дороги устал, да выпил. Проснёшься, будешь, как огурчик свежий.
-Спасибо, бабушка Маша, разморило меня. Можно и поспать, - ответил Валериан, закрывая рот от зевания.
Валериан вошёл в комнату, довольно просторную. Стояла кровать полутора спальная, расправленная для отдыха. Напротив окна располагался стол со швейной машинкой. У стены находился старинный комод и гардероб для одежды. На стенах висели в рамках семейные фотографии. Он почувствовал домашнюю обстановку, снял с себя верхнюю одежду и лёг в чистую постель, и сразу заснул богатырским сном.
Часа через три Валериан проснулся. Голова чуть потрескивала от выпитого самогона, хотелось пить. Он одел свою одежду и вышел на кухню. Бабушка Маша занималась домашними делами на кухне. Увидев Валериана, она сказала:
-Как самочувствие? Попей домашнего кваску.
-Бабушка, с удовольствием.
Она налила из крынки кваса в кружку Валериану, сказав при этом:
-Возьми, касатик, кружку с ядрёным квасом. Выпей и тебе легче станет.
Валериан выпил кружку залпов, при этом крякнул и сказал:
-Хорошо. Теперь можно жить и не тужить.
Валериан оделся тепло, и вышел во двор. Ему хотелось осмотреться и познакомиться с домашним хозяйством деда Ивана. Собака Друг уже не лаяла на гостя и даже повиливала хвостом в знак признания своего.
Дышалось легко на свежем воздухе, и слегка доносился запах скотного двора.
Начинало темнеть, наступал вечер, приближая время к ночи. А пока время было около 6 часов вечера. Валериан через полчаса сидел в комнате и чувствовал тепло прогретой избы русской печкой. Хорошо.
Дед Иван появился в избе, посмотрел на Валериана, сказал:
-Племянник, разговор имеется к тебе.
-Я готов выслушать.
Дед Иван разделся и сказал:
- Прошу, садится за стол. Маша, налей нам чаю, да покрепче. Разговор имеется.
Он стал закручивать самокрутку с табаком. Затем зажёг её и стал курить, выпуская дом изо рта разными фигурами. Это была такая игра в деревне, выпуская изо рта разные фигуры из дыма табака. Одним словом, у кого краше фигура, тот и победил. А победителю требуется подарок…
Бабушка Маша подала чай на стол, на котором стоял настоящий медный самовар с кипятком. Дед Иван заговорил:
-Пока ты внучек спал, я сходил к директору Ильинского асбестового рудника в контору. Она находится в посёлке не далеко от дома. Он меня лично знает по работе. Я работал бригадиром слесарей – ремонтников горного оборудования. Поговорил с ним о тебе и о трудоустройстве. Дал прочитать твоё письмо. Он заинтересовался тобой и дал согласие на работу. Определитесь по вопросу устройства на работу в процессе разговора. Зовут его Денисов Александр Васильевич.
-Спасибо. Можно завтра пойти к директору Ильинского асбестового рудника, - спросил Валериан, удивлённо глядя на деда Ивана.
-Точно я не договаривался. Как будет тебе удобно, тогда и можешь пойти, - ответил он.
-Тогда я пойду послезавтра. Надо прийти в себя и осмотреться здесь на местности.
-Как скажешь. Прилягу я, что то устал, - сказал дед Иван и пошёл ложиться на кровать.
На другой день Валериан после завтрака оделся теплее, и пошёл познакомиться с посёлком Ильинским. Погода стояла безветренная, светило солнце, отражая лучи от белого снега так, что резало глаза. Приходилось рукой прикрывать глаза от солнца.
Первое декабря 1927 года. Воскресение. Посёлок средней величины, состоял из нескольких улиц, которые были достаточно широкими и по ним свободно проедут две машины, не говоря уже о санях, запряженными лошадьми. Вот стоит и двухэтажный дом, с вывеской «Ильинское асбестовое рудоуправление».
Возле здания стояло две грузовых и легковая машина иностранной марки. Видно, в воскресение управление работало. Валериан, около двух часов прогуливаясь по посёлку, с любопытством изучая его. На улице играли дети, бегая друг за другом, при этом выкрики-вали разные возгласы, которые сразу и не разберёшь. Он подумал: «Такими же были в детстве. И не то ещё выкидывали». Прохаживались по улице взрослые и молодые люди по своим делам. Сегодня же было воскресение. День отдыха от учёбы и работы.
Наступило утро. Первое декабря 1927 года. Валериан встал раньше. Привёл в себя в по-рядок. Сделал физзарядку, как обычно он делала по утрам. Разделся по пояс и во дворе стал обтираться снегом. Умылся водой с умывальника. Позавтракал и пошёл на завод устраиваться на работу. Дед Иван и бабушка Маша пожелали ему успеха.
В 9 часов утра Валериан подошёл к управлению, перекрестился и вошёл в здание. Он поднялся на 2 этаж и вошёл в приёмную директора, там сидела за столом миловидная женщина лет 40. Он сказал:
-Здравствуйте. Я к Александру Васильевичу по вопросу устройства на работу. Имеется договорённость о приёме.
-Здравствуйте. Как вас зовут? – спросила секретарь директора.
-Меркурьев Валериан Антонович.
-Похоже, в субботу у директора был ваш родственник Меркурьев Иван Петрович.
-Да, он сказал, что был в субботу у директора и говорил обо мне по поводу трудоустро-йства, - ответил Валериан секретарю.
-Сейчас я зайду к директору и напомню про вас, - сказала секретарь, постучав в дверь, и зашла в кабинет директора.
Через минуту она вышла из кабинета и сказала:
-Проходите. Он помнит о вас.
-Спасибо, - ответил Валериан и уверенно вошёл в кабинет директора.
ОН зашёл в кабинет и сказал:
-Разрешите войти. Здравствуйте, Александр Васильевич.
-Ты уже вошёл. Проходи к столу и садись на стул. Поговорим.
Валериан достал из кармана документы и протянул их директору.
-Так, рассказывай про себя всю свою биографию, - сказал директор, просматривая документы Валериана.
Он начал свой рассказ с того, где родился, как жил и учился. Почему переехали в Томск. Где работал и по какой специальности. Как занимался спортом в секции бокса. Имеет звание мастера спорта. Комсомолец, член городского комитета комсомола завода. Трагедия с родителями и переезд в посёлок Косья к себе на родину. Работы не было, и дедушка Валериан посоветовал поехать в посёлок Ильинский, где имеется асбестовый рудник. Здесь живут его двоюродные братья Иван и Николай Меркурьевы. Остановился пока у дедушки Ивана. Коротко я всё рассказал.
-Так, ты нам подходишь па всем твоим характеристикам. Пиши заявление на работу по специальности электрослесаря IV по горному оборудованию. Кстати, паровозы у нас на руднике тоже имеются, - сказал директор, глядя на Валериана.
Валериан написал заявление на работу на имя директора Ильинского асбестового рудника. Директор подписал заявление и сделал приписку: «С перспективой назначения бригадиром электрослесарей горного оборудования».
-Валериан, иди к начальнику электромеханического цеха с этим заявлением. Его зовут Никитин Валентин Алексеевич. Минутку, - сказал директор, нажав при этом на кнопку.
В кабинет вошла его секретарь. Он обратился к ней:
-Татьяна Николаевна, найдите водителя моей машины и скажите ему, чтобы он отвёз этого молодого человека к начальнику электромеханического цеха Никитину. Я позвоню сейчас ему. Пока всё.
-Хорошо, сейчас же выполню вашу просьбу.
В след за секретарём, Валериан вышел из кабинета и стал ждать результата выполнения поручения директора. Секретарь стала звонить по телефону, разговаривая с водителем автомашины. Затем она сказала:
-Молодой человек, идите на стоянку машин у здания, где стоит автомашина директо-ра. Водитель отвезёт тебя по месту назначения. Удачи.
-Спасибо, Татьяна Николаевна, - ответил Валериан и быстро направился на выход из общего отдела директора.
Водитель легковой автомашины уже ждал Валериана у машины. Водитель был среднего роста, коренастый, с правильными чертами лица. На вид ему было лет 25. Они поздоровались, водитель показал рукой на переднее сидение и сказал:
-Садись, братан. Видно будешь большим начальником, коли директор дал свою машину тебя отвезти в рудник.
Валериан сел в машину на переднее сидение и почувствовал комфорт. Машина тронулась с места. В дороге они познакомились и разговаривали о жизни в посёлке Ильинский и о работе на руднике. За 25 минут они доехали до рудника, где находился у его самого края электромеханический цех. Водитель сказал:
-Иди, Валериан. Делай свои дела, а я тебя подожду, чтобы обратно поехать в контору.
-Хорошо, Иван. Я постараюсь быстро управиться, - ответил он, вылезая из кабины.
Пока они ехали, познакомились. Валериан уже сидит на стуле в кабинете начальника электромеханического цеха, рассказывая свою биографию. Ему было лет 50, ещё крепкого телосложения, заметна залысина на голове, в очках. После окончания монолога молодого человека, он сказал:
-Нам нужен грамотный толковый бригадир. Поработаешь два месяца в бригаде по IV разряда электрослесарем горного оборудования, а там время покажет.
-Хорошо. Я согласен, - ответил Валериан, глядя на начальника цеха.
-Скажи, Валериан. У тебя 10 классов образования. Почему не пошёл учиться дальше? Например, институт, - спросил хозяин кабинета.
-Валентин Александрович, мечтаю поступить учиться в артиллерийское училище, - отве-тил Валериан уверенно.
-Ещё один вопрос к тебе. Ты мастер спорта по боксу, комсомольский активист. Не взялся ли вести боксёрскую секцию в Ильинском посёлке. Желающих будет много.
-Я согласен. Можно попробовать, - ответил Валериан на вопрос начальника цеха.
-Вот и хорошо. Сейчас иди в отдел кадров, техники безопасности. Возьми заявление с моей визой.
-Спасибо, Валентин Алексеевич. До свидания – сказал Валериан, поднимаясь со стула и направляясь к двери.
-До свидания, Валериан, - послышались эти слова в ответ.
Валериан вышел из цеха, а на улице его ждала легковая машина. Иван спросил:
-Как дела?
-Нормально. Поедем устраиваться на работу.
Через полчаса Валериан был в рудоуправлении и устраивался на работу. В отделе начальник кадров сказал:
-Так, Валериан Антонович. С твоими документами всё в порядке. Приказ будет сегодня, а с завтрашнего дня выходи на работу в электромеханический цех. Сначала зайди в отдел по технике безопасности на инструктаж. Понятно.
-Спасибо, понятно, - ответил Валериан, выходя из кабинета отдела кадров.
*****
Пройдя все формальные процедуры устройства на работу на Ильинский асбестовый рудник, Валериан приступил к работе. Это было начало декабря 1927 года. Он начал рабоботать электрослесарем IV разряда в бригаде. По сути, электромеханический цех обслуживал по ремонту механическое и электрическое оборудование. На Ильинском руднике в то время находились в эксплуатации экскаваторы, паровозы, бурильные станки, рельсовые пути, оборудования электроснабжения. Находились в эксплуатации токарные, сверлильные, фрезерные станки и многое другое.
Прошло два месяца работы Валериана на предприятии, где он завоевал авторитет и показал себя, как хорошим организатором и компетентным специалистом. В течении это-го времени он устранил несколько аварий на энергетических подстанций и трансформаторов. Валериану помогали устранять эти аварии его коллеги по работе.
Руководство Ильинского асбестового рудника и электромеханического цеха отмечали не раз Валериана подарками и приказами, отмечая его знания и компетентность в работе и устранений аварий, умение руководить электрослесарями.
В марте Валериану приказом присвоили V электрослесаря и назначили бригадиром электрослесарей в электромеханическом цехе. Итак, в этом качестве Валериан продолжал работать н Ильинском асбестовом руднике.
21 января 1928 году ему исполнилось 21 год. В этот день Валериана на работе поздра-вили с Днём Рождения и подарили ему хорошую историческую книгу в подарок. Дома дед Иван и бабушка Маша в День Рождения Валериана накрыли стол, пригласили гостей. Одним словом, поздравили, выпили и закусили. Пели песни, плясали и разговаривали по душам.
Валериана по комсомольской линии ввели в комитет комсомола предприятия, где он отвечал за развитие спорта. Поручили ему вести секцию по боксу. В посёлке была семи-летняя школа, где имелся спортивный зал. На секцию бокса записалось 20 человек. Валериан проводил тренировки 3 раза в неделю по два часа. Это были дни вторник, четверг и суббота.
На первых тренировках в начале занятий Валериан давал информацию о боксе и вос-точных единоборств. Обычно боксёры сидели на скамейках, которые стояли вдоль стен, а он им рассказывал. На одной из тренировок Валериан стал рассказывать историю возникновения восточных единоборств. Он начал говорить:
-Много веков назад в Японии и во многих стран Азии законами запрещали крестьянам иметь металлическое оружие мечи, сабли, луки и копья. Это было сделано для того, что-бы крестьяне не могли оказывать сопротивление властям. Чтобы защитить себя от произвола феодалов, князей т тому подобное, крестьяне вынуждены создавать из поколения в поколение приёмы самообороны без оружия с помощью ног рук и туловища, а так же разными подручными предметами. И у них это хорошо получалось.
-Откуда это вы знаете? – спросил один из боксёров секции.
-В городе Томске, где я работал, нас тренировал по восточному единоборству кореец Ким, - ответил Валериан глядя на боксёров.
-А вы можете показать, как эта борьба выглядит? – спросил другой боксёр.
-Да, могу. Выйдите на середину спортзала хотя бы 7 человек. Желающие имеются? – сказал Валериан, приглядываясь к боксёрам.
Семь боксёров образовали круг диаметром в 4 метра. Валериан сказал:
-Будьте внимательны. Я постараюсь провести только прикасание с каждым из вас. Начали!
Валериан в сильных прыжках, словно птица пролетел возле боксёров, при этом каждо-го касался рукой или ногой их тела, особенно головы. После ударов по боксёрам с лёгким касанием он опять стоял посередине круга. Он задал вопрос:
-Ну что, почувствовали мои прикосновения к вашему телу.
-Мы растерялись, и не успели реагировать на удары. Это здорово? Валериан Антоно-вич, научи нас восточному единоборству, - послышались голоса боксёров.
-Хорошо. Я буду показывать приёмы, и рассказывать методы тренировок, а вы будете их запоминать и отрабатывать дома в свободное время.
Время бежало быстро. Прошла цветущая Весна, и наступило долгожданное Лето. Оно всегда радует людей и животных, которые живут в лесу. У Валериана всё шло своим чередом. Работа бригадиром, общественная работа в комсомоле, тренером боксёров в посёлке.
В начале сентября пришла телеграмма на имя Валериана из посёлка Косья. Теглеграмму принесли по адресу деда Ивана и вручили из рук в руки Валериану. Время было вечер-нее после работы. Он получил телеграмму и расписался за её доставку.
В телеграмме было написано: «Валериан, срочно выезжай, дед Валериан умирает. Я тоже плохо себя чувствую».
Он подумал и решил, что надо увольняться и ехать домой. Его тянуло домой в родные края, где родился и вырос.
На другой день с утра он пошёл к начальнику цеха с заявлением на увольнение с телеграммой. Он выслушал Валериана, прочитал телеграмму и сказал:
-Вольному воля. А там, как сердце подскажет. Всё равно тебя скоро заберут в армию на учёбу в артиллерийское училище. Успехов тебе.
Начальник цеха пописал заявление на увольнение. Валериан сказал:
-Хорошо с вами было работать. Спасибо за всё.
Директор прочитал телеграмму и заявление и сказал:
-Если, что приезжай обратно. Будем рады.
-Спасибо. Как будет, так и будет. До свидания.
В этот же день Валериан уволился и получил расчёт за работу. Он подумал: «Прощай Ильинский асбестовый рудник. Прощай ребята и деды Иван и Николай. Вряд ли я вернусь сюда»…
13.03.2025 год
Свидетельство о публикации №225031301308