Лестница мечты

В итоге виноват всегда лишь ты,
что обветшала лестница мечты, ––
не ставший дерзким на пути к мечте,
и не достоин встать на высоте.

И потому у берегов твоих вдали
безвольно дрейфовали корабли,
чьих парусов не полнили ветра,
что сбились с курса в завтра не вчера.

Но так легко кивать на времена,
на то, что пред тобой была стена,
на невозможность что-то изменить,
где будни дней ткала гнилая нить.

Мечта звала тебя под облака…
но поросли крапивы, лопуха
закрыли перспективы ясный план,
и это –– не оптический обман.

Когда смещён духовный идеал,
то нажитый трудами капитал
с годами превращается в пятак,
что тайно прятал в подполе простак.

Ведь лестница не только вверх ведёт,
когда-то предстоит обратный ход,
которым навсегда уходят в тень,
не одолев заветную ступень.
…..


Лестница, фотография которой послужила изобразительной метафорой,
ведёт через ж/д насыпь на 13 км Инской дистанции пути, предлагая
сравнительно безопасный обход сложной развязки стальных магистралей
вблизи остановочной платформы «Иня-Южная» Зап-Сиб. ж/д.
Но утром у всех времени в обрез, и норовят некоторые торопыги нырнуть
в узкую горловину, по которой снуют составы под двумя ж/д мостами
и автомобильным путепроводом. Место опасное, прохода нет, но идут
люди вдоль путей, а то и по шпалам, отлично зная, что рискуют, им лишь
бы не опоздать к началу работы на предприятиях местной промзоны.
    Обходной маршрут чаще выбирают идущие в обратном направлении.
Отработавший своё человек, более благоразумен и сдержан в порывах,
спустившись по лестнице к платформе, он может позволить себе даже
выкроить минутку, чтобы оглянуться и запечатлеть монументальное
сооружение, постоянно предлагающее ему альтернативный путь,
который утром остаётся не востребованным им по той причине, что
на эту лестницу необходимо восходить, а не спускаться по ней...
…..
Вспомнилось мне любопытное исследование, о котором узнал ещё в юности.
«Кто бывал в московском ГУМе, знает, что между соседними линиями
второго этажа есть лестничные переходы:
чтобы попасть с одной линии на другую, нужно спуститься на пол-этажа вниз,
а потом подняться на столько же вверх или, наоборот,
можно сначала подняться на пол-этажа вверх, а потом спуститься вниз.
С точки зрения затраты усилий и достижения цели оба пути равноценны:
в обоих случаях покупатель попадает на другую линию,
затрачивая на переход одинаковое время.
Наблюдения, однако, показывают другое:
за 1,5 часа по нижнему пути прошло 358 покупателей,
а по верхнему — только 12.
Логика здравого смысла здесь уступает логике здравого чувства.
Психологически нижний переход оказывается предпочтительнее верхнего,
поскольку в момент выбора пути «противность» при движении вниз меньше,
чем при движении вверх.
Другими словами, выбирается путь, который в данный момент
создаёт минимум неудовольствия».

Цитату отыскал с помощью Нейро-Яндекса, давшего ссылку на  книгу
Ю. А. Макаренко «Мудрость чувства» (М., «Советская Россия», 1970).


Для публикации использованы материалы из фотоархива автора.


Рецензии