И образ этот живет в народе,

 значит, не иссякла его сила.

Друзья!
Из Сети

"Коловрат. Интересные факты о символе
Символика, сходная с коловратом, встречается практически у всех индоевропейских народов.
Само слово «коловрат» имеет русское происхождение и с древнеславянского переводится как
«вращение колеса», «круговорот» (коло – круг, колесо, врат – ворот – вращение). Однако древние
славяне называли словом «коло» не только колесо, но и использовали его в качестве эпитета
Солнца («наше солнышко – колоколнышко»). Отсюда другое название коловрата – Солцеворот.
Символ представляет собой чаще всего восьмилучевую свастику с лучами, загнутыми в одну
сторону (так же бывает шестилучевой и четырехлучевой свастикой). Лучи могут быть загнуты по
часовой стрелке или против, тем самым обозначая вращение колеса посолонь или против Солнца.
Символ, безусловно, очень древний. Однако, по мнению историков, восьмилучевая свастика стала
называться коловратом относительно недавно, у самих же древних славян она не носила этого
названия. А само слово коловрат имело несколько иное значение – вращающееся, извивающееся,
в частности один из видов червей назывался коловратками.
Но мы в этой статье будем называть этот символ Коловратом, поскольку, во-первых, это название
уже прижилось, и большинство людей сразу понимают, о чем речь, во-вторых, древнего названия
этого символа не известно.
Свастические знаки у индо-европейцев символизировали, прежде всего, солнце, и носили
обережный характер.
Использование символа у древних славян
Безусловно Коловрат – один из самых распространенных древнеславянских символов. Он
изображался на щитах древних воинов, изображался на знаменах, на оружие, на ставнях и стенах
домов, вышивался на одежде. Как и традиционная свастика, этот символ являлся оберегом, а так
же должен был притягивать счастье и удачу.
Вероятно коловрат обозначал так же солнечных богов - Ярилу, Сварога, Хорса и Даждьбога.
Коловрат символизирует годовой солнечный цикл, вечное вращение Солнца, как источника
жизни.
Кстати, среди астрологов бытует мнение, что четырехлучевой Коловрат – астрологический знак,
позволяющий, помимо прочего, ориентироваться по звездам. Если соединить на одном листе
изображения положений созвездий Большой и Малой Медведицы на так называемые изгибы
года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствие (22 и 22 июня, 21 марта и
23 сентября), то получится изображение коловрата. Центром этого звездного Коловрата будет
Полярная звезда. Не исключено, что символика коловрата родилась в умах древних жрецов в
результате наблюдения за звездами.
Коловрат и современность
Сейчас Коловрат стал весьма распространенным символом у праславянских язычников и русских
националистов (Русское Национальное Единство).
Наши современные любители придумать самые подробные толкования всему древнему, даже не
нуждались в особой фантазии, чтобы объяснить символику знака, она полностью соответствует и
его древнему значению. Значение свастических символов общеизвестны – счастье, удача,
объединение, родовое единство, изобилие, здоровье, все эти общечеловеческие блага близки и
понятны любому человеку.
В трактовках современных неоязычников даются описания свойств нескольких видов
коловратов:
Четырехлучевой коловрат – земной огонь.
Шестилучевой коловрат – знак бога Перуна, его же называют Перуново колесо.
Восьмилучевой коловрат – солнечный огонь.
Восьмилучевой коловрат, с движением по часовой стрелке, т.е. посолонь, в системе неоязычества
называется Колядник. Его значение: солнечная энергия жизни, победа Света над Тьмой и личные
победы, перемены к лучшему, соответствует и тому древнему значению этого символа, которое
приписывали ему наши предки.
Коловрат с движением против часовой стрелки получил название Ладинец и его назначение –
служить оберегом".https://www.livemaster.ru/.
...Други!
А ведь в русской истории был человек с именем Коловрата! Думаю, не зря славянскому  богатырю привоили это имя!
В.Н.
*********
1.САМАЯ РУССКАЯ ПРИНЦЕССА

Она родилась в 1806 году и приходилось внучкой Фридриху I, королю Вюртемберга. В 15 лет вышла замуж за Михаила
младшего брата императоров Александра I и Николая I и приняла имя Елена Павловна.
Великая Княгиня Елена Павловна (1807 - 1873)
Муж был почти на 10 лет старше. Отношения в семье не сложились. Супруги это не скрывали. В браке родилось 5 дочерей, но все они
умирали будучи ещё детьми. Елена посвятила себя своему любимому делу. Её интересом было обучение и просвещение. Она сама выучила
русский язык, много читала, причем не только современных ей авторов, но и погружалась в историю интересующих её вопросов. Елена
Павловна устраивала у себя вечера интеллектуальных встреч. Когда супруг умер, а дети выросли - организация этих собраний стали для неё
ключевым занятием. Здесь русская интеллигенция могла встречаться и беседовать вне сословных устоев. Помимо культурных деятелей, там
бывали Император, канцлер Горчаков, Отто фон Бисмарк.
Интерес для неё представляли не абстрактные суждения, а очень прикладные и актуальные вопросы. В частности, в вопросе отмены
крепостного права Елена была последовательной сторонницей и одним из локомотивом этого движения. В 1856 году своим почти 15 тысяч
крепостным она предложила свободу и возможность выкупа земли. Далее содействовала принятию решения на государственном уровне.
Елена покровительствовала русским художникам, помогала артистам, талантливым врачам. Она дружила с Пушкиным, Тургеневым.
Содействовала изданию собраний сочинений Гоголя. Активно содействовала приобретению и возвращению в Россию культурных и
религиозных ценностей. Например, благодаря её стараниям в Россию была доставлена картина «Явление Христа народу», которая писалась
в Италии.

Великая Княгиня Елена Павловна с дочерью Марией 1830 год
Многочисленные факты, приводимые в воспоминаниях современников указывают на неординарные личные качества Великой княгини
Елены Павловны. В 1853—1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия с
перевязочными пунктами и подвижными лазаретами; устав общины был утверждён 25 октября 1854 года. Ею было обнародовано воззвание
ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение
общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловкого замка. Великая княгиня финансировала её
деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшего такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в
больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.

При ее поддержке организованы: Русское музыкальное общество, Клинический институт, Петербургская консерватория, Община сестер
милосердия. За активную социальную и культурную деятельность общество ее именовало Матерью свободы, а Император удостоил медали
«Деятель реформ».
Елена Павловна обладала энциклопедическими знаниями, очень хорошо чувствовала людей. Всё это она обрела путём саморазвития от
юных лет до последних дней. А благодаря активной жизни Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская стала одной из самой известных и
деятельных женщин России своей эпохи.
В 1849 году Михаил Павлович умер, 28 августа Михайловский дворец перешёл к Елене Павловне. Ей было 42 года, когда она овдовела. С
этого момента и до самой смерти Елена Павловна носила траур. Стремясь вызвать позитивный сдвиг в настроениях дворянства, в 1856 году
выступила с инициативой освобождения крестьян в своём имении Карловка Полтавской губернии, включавшего 12 селений и деревень,
9090 десятин земли, с населением в 7392 мужчин и 7625 женщин. С управляющим, бароном Энгельгартом, был выработан план, —
предусматривалось личное освобождение крестьян и наделение их землёй за выкуп.
Великая Княгиня Елена Павловна, 1871 год
В конце 1871 года Елена Павловна заболела рожистым воспалением головы, последствием чего явился страшный упадок сил. По
рекомендации врачей она отправилась в Италию и поселилась во Флоренции, где к ней вернулась былая бодрость. Вскоре, однако же,
наступила опять слабость. Желая умереть дома, Елена Павловна решила вернуться в Россию. Скончалась в полубессознательном
состоянии 9 января 1873 года в Санкт-Петербурге. Похоронена в Императорской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга,
рядом со своим супругом и дочерьми Александрой и Анной.
https://www.liveinternet.ru/
*****************
2.НЕСТЫКОВКИ В ИСТОРИИ ЕВПАТИЯ КОЛОВРАТА

В центре Рязани сегодня каждый может увидеть величественный памятник русскому богатырю Евпатию Коловрату.
Имя этого богатыря давно вписано в героические страницы истории Руси. Что мы знаем про нее из текста "Повести о разорении Рязан
Батыем"?
Согласно этому тексту, в 1237 году хан Батый, вторгшийся на русские земли, потребовал от рязанских князей повиновения. Князь Юри
Ингварович послал к нему послов, но татары потребовали от послов, чтобы те своих дочерей и жен привели к ним на ложе для утех
Посланцы, естественно, отказались, после чего были убиты. Среди посланцев был и сын князя - Федор. Жена Федора Евпраксия, узнав
смерти мужа, бросилась с колокольни, держа на руках своего младенца-сына. Кровожадный Бату-хан, пользуясь многократным перевесом
численности своего войска, взял Рязань, устроил там резню и грабеж, сжег город и отправился дальше творить разбой и бесчинства.
Однако один из воевод рязанского князя - Евпатий Львович Коловрат - в это время находился с посольством во Владимире. Когда о
вернулся, то застал только пепелище и следы страшных злодеяний. С ним был небольшой отряд, но он сумел собрать тех, кто по разным
причинам избежал смерти, таких набралось 1700 человек, и они отправились в погоню за войском басурман.
Ничего не подозревавшие монголо-татары впали в панику, когда их арьергард начали громить гневные русские воины, мстившие за свои
погибших родичей и земляков.
Это небольшое русское войско сумело нанести такой серьезный урон врагу, что хан Батый вынужден был предпринять специальные военны
действия по его уничтожению. Руководить этими действиями Батый отправляет брата своей жены Хоставрула, который похваляетс
привести живьем Коловрата хану. Но кичливый ордынец погибает в бою с русскими витязями.
Тогда Батый отправляет к Коловрату послов с целью узнать: чего они хотят? Ответом им было гордое: "Умереть за Русь".
Видя, что сражение с русскими бойцами слишком дорого обходится его войску, хан приказывает расправиться с ними при помощ
камнеметных машин. И так, издалека, не подвергая своих воинов опасности ближнего боя, он уничтожает остатки доблестного русског
войска.
Когда Евпатий все же погиб в неравном бою, Батый произносит: "Если бы ты был моим воином, я держал бы тебя возле самого сердца". О
приказывает отпустить нескольких оставшихся в живых витязей, чтобы те могли с почестями похоронить своего предводителя.
Не правда ли, эпическая история? Великолепный повод для гордости и величественный гимн несгибаемой воле русского воинства?
Что же загадочного в этой истории? Ведь свидетельства о ней есть в древнем тексте. Да и поведение русских витязей вполне узнаваемое
Именно такие качества на протяжении веков проявляли мужественные воины-русичи.
Однако некоторые значительные моменты обращают на себя внимание и, пожалуй, стоит разобраться в этой истории более тщательно.
первую очередь, потому, что эта яркая легенда не очень соотносится с историческими реалиями. Именно реалиями, а не вымыслами
выдаваемыми за историю немецкими специалистами, старательно переписывавшими ее по заказу императорского дома Романовых.
Но начнем с вопросов, вытекающих из самого текста, известного на сегодняшний день в нескольких списках, самый древний из которы
датируется второй половиной 16 века, то есть, спустя триста лет после описываемых событий.
Специалисты утверждают, что использование камнеметных машин в поле или лесу никогда не имело место в военной практике, ввид
вопиющей бесполезности такового. Они были эффективны лишь при штурме крепостных стен.
И если к этому заявлению можно относится по-разному, то вот другие более «колючие» нестыковки. Евпатий Львович после полног
разорения Рязани умудряется собрать 1700 воинов, которые, догнав войско Батыя, ввергают его в панику. Наносят такой серьезный урон, чт
хану приходится устроить отдельную военную операцию по их уничтожению. А где же были эти воины, когда хан разорял Рязань? Ну
хорошо, допустим, их тоже в этот момент не было в городе.
Да и с ханским родственником Хоставрулом какая-то незадача, не отыскивается он в других источниках.
Опять же, героя, вроде бы, похоронили с почестями, а вот следов погребения не найдено.
В этой истории четко выведены герой и антигерой. Есть наш великий богатырь Евпатий и захватчик хан Батый.
Давайте посмотрим на этого коварного монголо-татарина
Интересно, откуда у него такая густая окладистая борода, столь не свойственная монголоидам? А что у него с разрезом глаз и пресловуто
монгольской скуластостью?
Как-то не сходится, не правда ли?
А что вообще за исторический персонаж этот хан Батый, что о нем известно?
Если вынести за скобки эмоциональные оценки авторов текстов, а сконцентрироваться строго на фактах, то получаем следующее: Хан Баты
очень сильно напугал Европу; серьезно потрепав ее войска, он создал государство Золотая Орда, которое в течение трех столетий держал
власть на всей огромной Руси, сведя до минимума западную экспансию на эти территории. Плодотворно сотрудничал с Александром
Невским в компании борьбы с тевтонскими рыцарями.
Длительное время в исторической науке господствовал миф о том, что Золотая Орда была государством монголо-татар и все триста ле
угнетала Русь, обкладывая ее неподъемной данью, сопровождая ее грабежами, насилием, и прочими беззакониями. Но тут возникает вопрос
куда же подевались награбленные за триста лет богатства? Где богатые города, поднявшиеся на этих богатствах? Монголы до недавнего
времени жили в юртах и вели кочевой образ жизни.

Еще одна незадача: генетики не находят на просторах огромной Руси следов трехсотлетнего владычества монголоидов.
Зато вот в генеалогии огромного количества самых прославленных родов Российской державы обнаруживаются ханы Золотой Орды
которая, если верить старинным картам, является предшественницей нынешней русской государственности. И если эта империя и имел
отношение к татарам, то в неискаженном произношении - то есть, к тартарам, и тому государству Великая Тартария, которое несложн
найти на множестве географических карт прошлых веков. Кстати, в древности на территории Руси использовалось слово "могол" и означал
оно "великий". Так что, вполне возможно, что обозначенное немецкими фальсификатарами русской истории как монголо-татарское, был
попросту моголо-тартарским, то есть, идущим от Великой Тартарии.
Все вышесказанное нисколько не умаляет значимости образа богатыря Евпатия. Ведь в нем собраны лучшие черты русского воина
защитника отечества. И образ этот живет в народе, значит, не иссякла его сила.
Но, похоже, в этой истории есть и скрытая часть. И она, как и многие другие факты, приближает нас к разгадке тайны, одному из белы
пятен отечественной истории под названием Великая Тартария, имя которой кто-то постарался надолго вычеркнуть из нашей памяти.
https://www.liveinternet.ru/
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 марта 2025 года.


Рецензии