Не смешивать
И теперь пожалуй спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу»
А.С. Пушкин
— .. Вечно тебя прет посещать какие-то странные сборища, братишка. Суть в том, что алкоголь не дает тебе ответов, а всего лишь позволяет ненадолго забыть о вопросах.
— В этом что-то есть, Ромчик! Так, ладно, дело было так..
***
История начинается с очередного перекура у «бункера». На самом деле, за таким грозным названием скрывается относительно уютное подвальное помещение, где расположилась целая куча старых-добрых "панков". Правда, не все так чудесно – спуск в подвал весьма осложнен заниженным потолком.. Да уж, идти по лестнице – и удариться головой, особенно если ты ростом как шпала, тут как нехрен делать.
Ярик поправляет пару кулонов на свитере. Вместе они создают инфернальную картину, будто бы образуя серп и молот посреди пентаграммы. Пока на нас с удивлением глядят проходящие вокруг местные жители, мы слушаем какого-то блондина возрастом под лет 40, который здесь прозван Иисусом за свои длинные волосы и отсутствие пары передних зубов. Вероятно, так называю его тут только я. Это у меня такая злая привычка – всех стебать, придумывая соответствующие прозвища. Интересно, какие у настоящего Иисуса были зубы? Как он вообще выглядел-то? В Библии об этом ничего не сказано.
Сама дискуссия идет касательно того, что будет, если объявить себя Богом. «Да ну вас в баню, я это уже третий раз слушаю» - говорит знающий толк в этом безобразии Ярослав, уходя обратно в подвал. В мире больше сотни людей считают себя мессией, а в КПРФ – еще больше считают себя новым Лениным. Шутка. Но, вообще, так можно неплохо заработать, наверное. Всего лишь открыть церковь в честь себя, и собирать пожертвования. Был же уже хитроумный поц, прозвавший себя «Богом Кузей», и заработавшим на этом целую гору деньжат.. Ну, или тот же пример с сайентологией.
Знаете, здешний Иисус это типичный персонаж категории «Моторов». На любой тусовке всегда должен быть заводила, душнила и мотор. Первые создают общий настрой вечера, вторые уныло рассказывают о проблемах в своей личной жизни. Их обычно всегда несколько. А мотор - один, как кадр особо исключительный. Он постоянно подрубает в беседу сверх-сложные темы вроде нейрохирургии или всяких религиозных нюансов, вносит энергию таинства во все движение. Вот сейчас, например, наш товарищ пытался объяснить свою занятную теорию про метафизическую важность 33-летнего возраста Христа. Короче, «моторы» должны подстегать тебя к тому, чтобы ты захотел выпить, дабы попытаться дойти до той кондиции, когда все эти абстракции станут абсолютно понятны. Но даже две бутылки водки спустя – вопросов станет еще больше, а ответы так и не появятся.
Я достаю безакцизные сигареты неизвестной марки с клубничным ароматизатором. Пахнет самым дешевым освежителем воздуха, но, все же, что-то в этом есть. Посещение ларька «паленки», коих с каждым годом все меньше и меньше, напоминает скорее поход в музей. Где бы еще вы увидели сигареты со вкусом шоколада? А как насчет голубики или персика?
Кто-то еще даже производит треклятый «Беломорканал». Вспоминаю своего дедулю, который дымил по две пачки такой отборной дряни ежедневно, возвращаясь после сбора урожая. Лето, мы со всеми близкими собираемся в деревне, копаемся в огороде, ходим в гости к моим крестным родителям.. И все были еще живы и здоровы. А я сижу на крыльце рядом с седоватым стариком. Он был настолько прожженным любителем папирос, что по запаху дыма различал, с какой фабрики их доставили. Говорил, это имеет весомое значение, или типа того.
И где теперь тот мелкий я, та моя невинная личность? Она наверняка осталась в далеких беззаботных временах. Скоро дед выкатит синее 70-е «Вольво» из гаража, посадит меня на колени, и мы будем кататься по окрестностям, а может, даже заедем на пруд.. Ну и к чему я пришел спустя десятилетия? Стою посреди большого города и мечтаю забыть о своем существовании. Одно пока понял наверняка. Если буду смолить в таком же темпе – то стану таким же знатоком по никотину, как и дед. И не доживу даже до 60-ти.
Моя пачка сомнительных сигарет быстро идет в оборот. В следующий раз стоит брать сразу две. Интересно, почему люди курят? И пьют, раз на то пошло. Я же всегда знал, что ни к чему хорошему это не приводит. Вспоминаю байку о том, как прадед извел всю семью, гоняясь за близкими с ножом «в аффекте». Некоторые говорят, что эта дрянь – такая социальная смазка. Скорее уж вазелин для подготовки к дальнейшему разрыву задницы в виде всевозможных проблем со здоровьем, мать их. С таким же успехом человечество могло бы жрать поваренную соль в конских дозах, или пихать пальцы в розетку.
Но больше всего меня смущала сама концепция перекуров. Я таки убежден, что это секретный заговор табачных магнатов. Если ты не ходишь со всеми на перекур – ты не вступаешь в социальную часть коллектива, и не узнаешь, почему Вася редкостный дурак, и с кем уехала Маша после корпоратива. Это уже какое-то ведро с крабами получается. Смотрю на спокойное ясное небо, опечаленное идущим от меня облачком вонючего дыма. Этот мир не так уж и плох, даже если ты в погоне за саморазрушением.
Спускаемся назад. Костян, знакомый мне с прошлого литературного вечера как большой оригинал, с кем-то ссорится, похрустывая чипсами. В этот раз он облачен в дурацкую футболку с косолапым медведем и каким-то наивным лозунгом. Я ору ему, что это полное дерьмо, но тот лишь возражает, что заплатил за это непотребство кучу денег. Вообще, пить этому товарищу явно противопоказано, пускай он и утверждает обратное. Это становится еще понятнее после того, когда он берет из набора с инструментами штангенциркуль, пытаясь измерить мой череп. Он один из тех людей, которые отрицают, что у них явные проблемы с самоконтролем. Хотя, это бич большинства пьяниц, и меня в том числе.
Само помещение «бункера» представляет собой уютный зал с несколькими скамейками и креслами, парой механических станков, ярко-красными агитационными плакатами и солидным книжным шкафом. Выбор литературы весьма обширен, иногда представляя и совсем уж удивительные вещи вроде полного сборника «Женевских конвенций». Этот кирпич настолько габаритен, что им вполне можно было бы настучать кому-нибудь по голове.
— А на кой нам здесь эта книга, а?
— Покажем операм, если они однажды сюда прибудут. Может, смилостивятся..
Здесь даже нашлось место для деревянного трельяжа, к углу которого прибит помятый доллар. Точнее, «грязная американская бумажка» - цитируя классика. Иногда вещи здесь живут будто бы своей, отдельной жизнью – постоянно перемещаются с места на место, кто-то что-то приносит, уносит.. Вот, откуда-то уже появился приклеенный шеврон с алым черепом. Вроде, это чей-то трофей с войны. Колоритно, что еще сказать? Один молодой поэт пытается въехать в смысл изображения на стене, где конструкция боевого ножа сравнивается с качествами, присущими настоящему солдату. Не парься, дружище, я тоже ни черта не понимаю.
Возвращается лидер местного отделения – некогда полит.зек со своей статьей в Википедии, команданте Хубба. Пока он хлещет вино собственного производства из чудной амфоры, его окружают прибывшие вместе с ним молоденькие литераторы, болтающие про философию нигилизма или что-то в этом роде. Чудесно, я только начал пить, а уже не слышу болтовню окружающих. Вообще, Хубба это в какой-то мере легендарная персона, отмеченная самим Лимоновым в своих рассказах. Последний факт вызывает у собравшихся еще больше восторга, и они смотрят на хмурого бородача, как на заумного Платона глядели его ученики.
Какая скромная и милая молодежь здесь собралась! И каждый – капитан своей судьбы, извозчик своей души.. Нет, по-моему, там не так поется. В любом случае, хоть я и люблю шутки ради обругать их творчество, мне бы хотелось, чтобы эти светлые юноши добились успеха. И не залезли в петлю, как Есенин. И не прыгнули под трамвай, как.. Ну, вы поняли отсылку.
8 марта на дворе, между прочим. Международный женский день в самом разгаре. Кто-то уже разрезает кремовый тортик охотничьим ножиком с рукояткой, оббитой животным мехом. Сегодня мы собрались смотреть кино про горячих испанских революционерок в годы тамошней гражданской войны. «Поборницы свободы», фильмец 96-го года. Вступительную речь начинает Слава.
Славик – типичный «веселый разбойник» из здешних партийцев, при этом еще и бравый организатор. Помесь нордической расы и Егора Летова.. Только он мог додуматься совместить стиль спортивной олимпийки и экзотической клубной рубашки с цветочными узорами. Слава работает школьным учителем, хотя в это весьма тяжко поверить. Ему больше подошел бы образ ехидного оперативника из наркоконтроля, штурмующего ваш дом ровно в 6 утра. Его эпатажный голос, иногда оглашающий на весь зал фразочки вроде: «Так, у нас тут были, бляха, стикеры для всех! Там была такая прикольная надпись, типа.. Альтушки, берите пушки! А, точняк, они закончились. Да по***й, раздадим что осталось», отлично подошел бы для такой работы.
Кое-как настраивая проектор, который кладется на стопку советских книжек, Славик достает старенький фотоаппарат прямиком из нулевых, начиная щелкать всех присутствующих. Ну, знаете, такая коробочка, вроде бы фирмы «Canon», на которой матушка фотографировала ваш выпускной из детского садика. На нем еще у людей красные зрачки получаются, ага.
Так, ладно, запускаем кино. Свобода или смерть. Дубляж исполняет легендарный Леонид Володарский, что приносит и так трагикомичному фильму нотку пикантности, когда переводчик на ходу пытается перевести местный жаргон вроде «Монашки, погнали с нами, будем ваш храм, э-э, жечь».
Режиссер, заставший братоубийственную войну еще совсем мальчишкой, показывает ее пышные образы, хотя сперва все кажется совсем невинным. Тут вам и народное ликование, и валькирии-феминистки с красными повязками на плечах, и изъятие золота у церковного святоши.. А во все это втягивается бедная монашка Мария, быстро принимающая идеи анархизма. Первая половина фильма скорее напоминает веселое приключение.
Уже ближе к середине, после городских боев и смачной сцены повешения вражеского офицера, происходящее становится куда грязнее. Война здесь показана во всей красоте – типичный позиционный ад, как и было в реальности. Оружие у обеих сторон настолько бестолковое, что они в упор друг в друга не попадают. Испанцы часами бомбардируют своих врагов в соседней траншее остротами из громкоговорителя.. Похотливый солдат совокупляется в окопах с какой-то шлюхой, в поехавшую санитарку вселяется бес, орущий мужским голосом что-то про бессмысленность революции.
Хэппи-энда, очевидно, не будет. Революция проиграла, захлебнувшись в крови, как и все подруги главной героини, которым фашисты перерезают глотки. И лишь плачущая Мария склоняется над телом умирающей командирши. Этот малоизвестный фильм, такой трогательно и вместе с тем пугающий хлеще многих хорроров, явно получился на славу. В нем нет типичных антивоенных завываний и безвкусного чтения моралей, а это уже многого стоит! А если вы предварительно почитаете «Памяти Каталонии» у Оруэлла – то вам зайдет еще больше.
Экран гаснет, мы возвращаемся в привычный темп. Один из парней читает свои поэмы целым скопом.. Мое безглазое светило, мне путь к надежде осветило. Оно. Да, определенно, то что надо, дабы влить себя еще больше всякой дряни. Даже если тебе потом будет отвратительно, и ты поклянешься себе больше никогда не пить. А все равно, повторишь все сначала. Лишь бы убежать от позора мелочных обид. Чувство окрыляющей свободы, позволяющее забыть о том, что ты бесталанное отребье, которое все ненавидят. Почему-то мне лезет в голову мысль разбежаться, и влететь головой в стену, оставив здесь свой кровавый след навсегда. Этакий был бы перфоманс. Но сил не хватает даже на ровное держание бокала, из-за чего спиртное постоянно льется на пол.
А, точно, пока не забыл. Нужно взять себе на память что-нибудь славное с этого вечера. Я достаю помятую открытку из кармана кожаной куртки, и всучиваю ее бедолаге, откликнувшемуся на мой призыв о поиске художника. Скромный мальчишка со старославянским именем. Тихомир, вроде. У него взъерошенные волосы, и, несмотря на мой идиотский запрос «Нарисовать здесь что-нибудь», он творит магию простым карандашом, сидя в развалку на неудобном диванчике. Аккуратные, ровные линии создают скромный особнячок в лесной чаще. Я даже обычный квадрат нарисовать не смогу, а тут..
Всегда завидовал художникам, они так могут создавать целые миры, упиваться своей фантазией, покуда у меня она так и оседает в различных снах. Мне становится так трогательно с происходящего, что я вручаю Тихомиру залежавшийся у меня значок с мордой Ленина поверх красного знамени, прицепляя тот к его белой рубашке.
— Что это вообще значит?
— Ну.. Всегда готов. Лозунг пионеров, тут так написано. Получается, всегда ты готов рисовать всякую херню для незнакомцев, друг мой!
Меж тем, тот поэт все еще опустошает свои запасы стихов. Сколько у них его там, интересно? Уж точно больше десятка. В мерном стакане безмерная боль.. Точно, точно! Беру корейской водки, смешиваю ее с обычной русской вариацией, и надо влить еще самого дешевого светлого пива. Что ж, сердце стучит как бешенное, а мир вокруг превращается в кружащуюся суматоху. Идут все лесом, теперь больше ничего не имеет смысла. Вы все равно меня все ненавидите, ну и пусть. Глупо так зачем пишу? Пошли вы к черту, так хочу.
Все в округе становятся будто бы большевики из двадцатого века, которые резко захотели покосплеить панков. Интересно, а те дядьки из портретов первого состава совнаркома, они сотню лет назад также собирались, устраивая ублюдские попойки? Было бы круто увидать, как Ленин крыл матюками Троцкого, наверное.. А пока в моей голове крутится «Марш-марш левой», из военной песенки Наутилусов про шар цвета хаки. Так, пора бы завязывать.
Полет моей мысли, пытающейся запомнить побольше деталей для написания толковой статьи, обрывается резким падением на кровать. Ну вот и все, не зря все говорят, что водку и пиво смешивать не стоит. Нечего баловаться с Ершом.. А через неделю я опять пойду это все повторять. Ничего не изменится.
Люди всегда пьют, хотя клянутся, что прекратят, когда им становится дурно от последствий. Потом, однако, они забывают тошноту и рвоту, непереносимую боль и мучения, повторяя все заново. Лишь бы ненадолго обо всем забыть. Ответ уже дал мистер Экзюпери – я пью, чтобы забыть что я пью. И ничего лучше по этой теме человечество уже точно не придумает.
Свидетельство о публикации №225031301383