Фамилия. Ч. V. Тернистый путь к славянам
***
Переходя к конкретному человеку с фамилией де Симони, хотелось бы уточнить: меня прежде всего интересовали представители этого родового имени, оставившие какой-никакой след в европейской истории благодаря интеллектуальным способностям, незаурядным талантам и смелым поступкам. Об одном интеллектуальном пилигриме, адепте Аристотеля, родившемся в центральной части Италии, объехавшем почти всю Европу и закончившем свой жизненный путь среди славян, мне и хотелось бы рассказать. Его жизненные перипетии в значительной степени проливает свет и на общие тенденции в судьбах некоторых других носителей этой фамилии XVI-XVIII веков. Замечу на всякий случай, я не претендую на родство с ним, хотя фамилии у нас принципиально одинаковые.
Итак, итальянский философ и врач XVI века более известный под псевдонимом для публикаций на латыни, как Симон Симониус (Simonis Simonii, Simon Simonius), в тоже время в «Registres de la Compagnie des pasteurs de Gen;ve. T. III, 1565-1574. 2014 упомянут полным именем – «Pietro Simone de Simoni». Не станем подробно останавливаться на его жизнеописании, хотя оно сама по себе занимательное и поучительное, а обратим внимание на некоторые моменты, представляющие интерес для исследования фамилии Десимон (де Симони).
Пиетро де Симони родился в Центре Италии в Лукке в 1532 г. Именно здесь (Сиена, Флоренция, Лукка) по историческим документам с начала XIII века отмечалась одна из первых плотностей локализации фамилии Симони (де Симони). Невозможно пройти и мимо того, что его мать – Полиссена (имя не простолюдинки), родом из Ломбардии, куда многие представители фамилии де Симони стали впоследствии мигрировать. Вероятно, отец – Джованни (часто встречающееся имя у де Симони) познакомился матерью Пиетро именно там, а затем семья обосновалась в Лукке, где отец занимался продажей шёлковых ткани, а два брата Пиетро – Чезаре и Лодовико торговали оружием. В XVI веке быть горожанином значило быть свободным, и среди жителей Лукки торговать шёлком и оружием было более почётно, чем, например, овощами. И по своему социальному положению де Симони относились к городскому патрициату.
Отцу пришлось расстаться с некоторыми владениями семьи (свидетельство о том, что ни одно поколение трудилось над достатком фамилии, и он имелся) – делалось это, чтобы Пиетро мог окончить университет. В последующих поколениях фамилии отмечается постоянная тенденция к получению высшего образования. Пиетро обучался в разных учебных заведениях: во-первых, в Болонье (с XIV века в университете образован факультет медицины и философии, и университет являлся интеллектуальным центром Европы, туда съезжались молодые люди изо всех стран для изучения математики, астрономии и других наук (например, Н. Коперник), привлекаемые особенностью студенческой корпорацией, имевшей право уволить неугодного им лектора; во-вторых, учился в Павии (университет в Ломбардии на родине матери, возможно и других родственников); в третьих, Ферраре (университет в регионе Эмилия-Романья); в четвертых, Падуе (в области Венеции); в пятых, в Неаполе (на берегу бухты Неаполитанского залива); затем снова в Болонье.
Таким образом, он объездил Италию с севера на восток, и опять на север, затем на юг и возвратился туда, откуда начал. Что это? – дух номада, ненасытная жажда знаний или неудовлетворённость ими? Или наклонность к перемене мест обитания или путешествиям? Впрочем, эта тенденция будет проявляться у него на протяжении жизни, как и у многих других Десимонов. Наконец в Падуе в 1562 г. Пиетро получает степень доктора философии и медицины. Странно длинный путь? – обычно университет молодые люди в то время оканчивали примерно в 25 лет, – специально интересовался. Необходимо отметить, стремление к знаниям, у представителей фамилии Десимон, всегда было «в крови».
Возвратившись в Лукку, Пиетро основал одним из первых Медицинский колледж и написал свои первые эссе по философии. В 1564 г. он, из-за своих философских воззрений, к которым ещё вернемся, преследуемый властями Лукки, был вынужден уехать в Женеву. К слову, Швейцария непосредственно граничила с Ломбардией, родиной, по крайней мере, матери нашего героя. О Десимонах Ломбардии мы ещё расскажем в следующей части нашего исследования.
Уместно разъяснить в чём заключалось мировоззрении Пиетро. Оно основывалось на аверроизме – философии Аристотеля в интерпретации Ибн Рушдом, известного в Средние века под именем Аверроэс (лат. Avenrois). Переводы трудов андалусского философа на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Италии. Эта философская концепция заключалась, помимо прочего, в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. Обобщим кратко: Богу – богово, кесарю – кесарево, а науку – учёному. С этим католицизм и другие верования того времени примериться никак не могли, больше того, преследовали адептов этой философии. Этим же объясняется почему Пиетро де Симони в зависимости от обстоятельств менял разные ответвления изначально единой христианской религии, пытаясь свои убеждения согласовать с верой.
В Женеве, на родине кальвинизма (реформаторское движение последователей Лютера – распространителем в Швейцарии являлся Жан Кельвин по прозвищу «Женевский папа»), образовалась значительная колония итальянских эмигрантов по религиозным мотивам, в том числе и выходцев из Лукки. Итальянская община была частью собственной церкви, в которой Пиетро Симоне де Симони стал заниматься религиозно-просветительской деятельностью.
Получив женевское гражданство, Пиетро женился на Анжеле Каттани, дочери своего соотечественника – Франческо, внука известного сочинениями по платоновской философии – Франческо да Диаччето Каттани (1446-1522). Забегая вперед заметим, де Симони в течение жизни дважды овдовев, будет ещё женат: проживая в Германии, его женой станет местная дворянка Магдалина фон Хюльсен, а в Польше – Магдалена Кшизановская, шляхетского рода – юная дочь столичного бургомистра. Нельзя не обратить внимание на то, что национальность его жен соответствовала странам, где он проживал. Та же закономерность повторяется: у Десимона Франц-старшего, овдовев, он, находясь на территории Австро-Венгрии, повторно женится на Марии Софии фон Штернфельс; а его сын от первого брака (?) ротмистр Десимон Франц Егорович в России выбирает в жены – Марию из польского шляхетского рода. Это к слову о параллелях одной фамилии.
В 1565 г., через 3 года после окончания университета, Пиетро становится полным профессором философии в Женевской академии. Уточню, Женевский университет, первоначально Академия, основан в 1559 г. Кельвином для распространения «протестантизма во все уголки мира», в ней преподавали теологию, а также медицину без учреждения отдельного факультета, что и устраивало Пиетро де Симони.
Семья его отца – Джованни также переселяется в Женеву в этом же году. Однако через некоторое время отстаивая свои философские взгляды Пиетро вступил в споры с местными богословами, закончившимся скандалом с женевскими властями, заточением в тюрьму и исключением из Академии. В 1567 г. он временно оставляет жену и дочь в Женеве в кругу семьи отца и братьев, и отправляется в Париж, с целью найти способ содержания семьи и распространению своих взглядов.
Во французской столице де Симони получает благосклонный прием кальвинистов, которых здесь называли гугенотами, а лестные отзывы о нём позволили возглавить кафедру философии в Королевском колледже, где его лекции сразу же завоевали популярность среди его учеников, докторов, профессоров, священников, монахов и иезуитов. Благодаря этому его называли в кругах единомышленников «felicissimum et praestantissimum ingenium italicum» (самый успешный и выдающийся итальянский гений). Однако и здесь убеждения Пиетро в конце концов пришли в противоречие с католической церковью, и он вынужден был мигрировать в Германию.
В Саксонии для него и его семьи настали трудные времена, умерли жена Анджела и брат Лодовико. Из-за своих убеждений и репутации непримиримого и бескомпромиссного борца с церковной схоластикой, он какое-то время не мог найти себе применение.
Наконец, в 1569 г. Пиетро получает экстраординарную кафедру философии в Лейпцигском университете. Очень популярный среди студентов за живость своих лекций и критический дух, в 1570 г. он основал при университете академию по итальянскому гуманистическому образцу, назвав ее «Academia Acutorum» (Academia degli Acuti -Академия, ставшая центром острых дискуссий). Три года продолжались интриги против де Симони со стороны его коллег-профессоров, и в конце концов университетский сенат упразднил Академию. В это время он женился во второй раз на местной дворянке, Магдалине фон Хюльсен (von H;lsen).
В 1572 г. он опубликовал самый оригинальный философский труд De vera nobilitate (Истинное благородство). Когда я рассматривал лицевой лист этого трактата, то обратил внимание на аббревиатуру S.P.D., которая, как мне показалась, являлась сокращением латинского изречения: Salutem Plurimam Dicit – здоровье говорит о многом. Смысл последней сентенции и пытался донести де Симони до своих учеников с позиций воззрений Аристотеля. Истинное благородство есть добродетель человеческой души. По мнению Пиетро, она тесно связана с особым строением тела, передающимся из поколения в поколение через семя родителя. Не стану подробно раскрывать содержание этого философского труда, кто заинтересуется, сможет сделать это сам.
Чтобы было понятно на чём основывает свои рассуждения де Симони, обратимся к мыслям Аристотеля из его трактата «О душе». Душа делает тело живым. Без души оно мертво – это очевидно каждому. Душа (особо организованная энергия) причина и основа всех проявлений тела в широком смысле этого слова, что растёт, питается и размножатся. Рост, дыхание, чувствование, мышление – обусловлены ею. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в живом организме как цель его развития. Так, по мнению Аристотеля: растение стремится быть растением, животное – животным, человек – человеком. Тело и все его части являются инструментом на службе у души. Это только часть мыслей, приведённых по памяти, из трактата «О душе» Аристотеля, и они, по моему мнению, не лишены здравого смысла.
У Пиетро де Симони мне понравилась очень правильная мысль, что энергия рода, а по сути – душа определённой фамилии – это «та сила и природная эффективность, полученная от предков». Иными словами, от преступников, энергия которых направлена на злодейство, чаще всего трудно ожидать здорового и доброго потомства (зло-родство), с другой стороны понятие благородство (добро-родство, продолжение добра в поколениях) приобретает совершенно противоположный смысл. К сожалению, определённый идеологический подход, в своё время, благородству придавал отрицательную коннотацию, далёкую от первоначального понятийного значения.
В конце 1576 г. де Симони представил курфюрсту Саксонии предложения университетской реформы. Исходя из неё требовалась большая осторожность при наборе профессоров, которые должны были продемонстрировать не только владение необходимыми науками, но и дидактическими способностями. Их также прелполагалось заставить проводить больше лекций – на профессоров, не выполняющих свои обязательства, налагались штрафы, а также была увеличена продолжительность учебного года.
Особое внимание он уделял обучению медицине. Лекции должны были читать пять профессоров, в том числе хирург, который проводил упражнения по анатомии и демонстрировал практические методы лечения различных заболеваний. Необходимо было улучшить качество теоретического обучения: Пиетро считал, что слишком многие догматические утверждения должны были проверены практикой. В связи с этим он был убеждён, что знание работ Аристотеля пойдет на пользу студентам.
Подобные нововведения вызвали неприятие большей части его коллег. Несмотря на это курфюрст Август назначил Пиетро профессором философии и личным врачом. В дальнейшем из-за интриг лютеранской церкви де Симони вынужден был покинуть Саксонию, и переехать в Прагу, становясь личным врачом императора Священной римской империи Рудольфа II, и официально возвратиться «в лоно католической церкви».
Католический характер империи, подданной которой он теперь был, требовали разъяснения его религиозных позиций: разрыв, произошедший в Женеве с кальвинистами и в Лейпциге с лютеранами. Пиетро из-за религиозной нетерпимости в Священной римской империи к иным верованиям вынужден был в 1582 г. возвратится в «в лоно католической церкви», в которой он был рождён. Это было вынужденное действие, о чём он пишет своему другу лютеранину: «Никаким другим способом я не мог спасти свою жизнь, жизнь моей жены и моих детей, которых надеялся привести со мной (жена умерла вскоре после этого, и трое детей остались в Лейпциге у своего деда по материнской линии). Я, итальянец, преследуемый из-за лютеранской религии, объявлен врагом Отечества, подвергнутого указом Сената засаде наемных убийц, – вспоминая судьбу тех, кто не был склонен к компромиссу, он продолжает, – я видел этими глазами Палеолога, изгнанного из-за религии, привезенного по просьбе папского легата из Моравии в Вену, а оттуда его тащили в цепях в Рим (слышно, что теперь он жестоко сожжен на костре), я, окруженный со всех сторон бесконечными трудностями и всяческими опасностями, что мне делать?»
Возможно, сам Пиетро чувствовал, что его окружает атмосфера недоверия, если не презрения, потому что только спустя чуть больше года, он принял решение покинуть земли Империи и переехать в Польшу. Есть мнение, что другой итальянец, Никола Буччелла, личный врач короля Иштвана Батори, рекомендовал его в качестве придворного врача Кракова, где в 1583 г. он женился на Магдалене Кшизановской, молодой дочери Иоахима Кшизановского (Krzyzanowski), бургомистра столицы.
В Польше он возобновил публикацию своих книг, с разным успехом принимал участие в диагностике и лечении высокопоставленных больных, участвовал в многочисленных философских спорах. После смерти короля Стефана, в консультации которого Пиетро принимал участие, он был лишен придворных должностей, но сохранил богатую клиентуру, и пользовался уважением императора Рудольфа, князей Радзивиллов и Оломоуцкого епископа Яна Павловского.
Беспокойная жизнь доктора философии и медицины Пиетро Симоне де Симони закончилась среди славян в Кракове в 1602 г. в возрасте семьдесят лет, как указано на надгробной плите, установленной его женой Магдаленой в католической церкви Святого Франциска. Впрочем, этого надгробия и его могилы больше не существует. Не существует и надгробной плиты на Иноверческом кладбище на Введенских горах Москвы основателя фамилии Десимон в России– подполковника Пажеского Его Императорского Величества корпуса Франца Егоровича «Десимоний», (1773-1818) с трогательной надписью его жены Марии, – так безжалостное время пытается предать забвению память этих фамилий, но тем не менее их бессмертные души, уверен, проявляют себя из поколения в поколение.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225031301391