Не один Иисус умирал за людей
**Осирис**, бог древнеегипетской мифологии, был убит своим братом Сетом, но благодаря своей жене Исиде воскрес, символизируя цикл жизни, смерти и возрождения[1]. **Прометей**, титан из древнегреческой мифологии, похитил огонь у богов и подарил его людям, за что был наказан Зевсом. Его жертва стала актом сострадания к человечеству[2].
В индуизме **Кришна**, аватара бога Вишну, не умирал в буквальном смысле, но его жизнь и учение были направлены на помощь людям и поддержание дхармы[3]. **Будда** (Сиддхартха Гаутама) отказался от мирских удовольствий, чтобы найти путь к освобождению от страданий и помочь всем существам[4].
В мезоамериканской мифологии **Кетцалькоатль**, бог-творец, ассоциируется с самопожертвованием и возвращением ради спасения человечества[5]. В скандинавской мифологии **Бальдр**, бог света, был убит из-за козней Локи, и его смерть стала предвестником Рагнарёка, после которого наступит возрождение[6].
В шумеро-аккадской мифологии **Инанна** (или **Иштар**) спустилась в подземный мир, где была убита, но затем воскресла, символизируя смерть и возрождение[7]. В финикийской и греческой мифологии **Адонис**, бог красоты и растительности, умирал и возрождался, что связано с циклами природы[8].
В зороастризме и митраизме **Митхра** ассоциируется с жертвенным актом, приносящим спасение и обновление[9]. В тибетской мифологии **Гесер**, герой эпоса, борется с силами зла и жертвует собой ради защиты людей[10].
В христианстве, помимо Иисуса, множество святых и мучеников пожертвовали своей жизнью ради веры и других людей. Например, **Святой Максимилиан Кольбе** добровольно пошел на смерть в концентрационном лагере, чтобы спасти жизнь другого заключенного[11]. **Святой Себастьян** и **Святой Георгий** стали символами стойкости и преданности вере[12][13].
**Орфей**, легендарный музыкант и поэт, спустился в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику. Хотя он не смог спасти ее, его жертва и преданность стали символом любви и стремления преодолеть смерть[14]. **Адонис**, бог красоты и растительности, был убит, но затем воскрес благодаря вмешательству богов. Его смерть и возрождение символизируют цикл природы[15]. **Таммуз**, бог плодородия, умирает и возрождается, что связано с сезонными циклами природы. Его культ был связан с идеями смерти и возрождения[16]. Бодхисаттва **Куан Инь**, воплощение сострадания, откладывает свое собственное просветление, чтобы помогать всем живым существам. Ее жертва ради других является примером бескорыстной любви[17]. **Хатор**, богиня любви и неба, в некоторых мифах жертвует собой, чтобы защитить человечество от гнева Ра. Ее жертва символизирует защиту и заботу о людях[18]. **Эней**, герой римской мифологии, жертвует своими личными желаниями ради выполнения своей миссии — основания Рима. Его преданность долгу и жертвенность стали примером для римлян[19]. **Мауи**, культурный герой, жертвует собой, чтобы добыть огонь для людей или замедлить движение солнца. Его подвиги направлены на помощь человечеству[20]. **Святой Франциск Ассизский** посвятил свою жизнь служению бедным и природе, отказываясь от материальных благ. Его жизнь стала примером жертвенности ради других[21]. **Ахиллес**, герой Троянской войны, знал, что его участие в битве приведет к его смерти, но он все равно выбрал путь славы и защиты своих товарищей. Его жертва стала символом героизма[22]. **Святой Павел**, один из апостолов, посвятил свою жизнь распространению христианства и принял мученическую смерть за свою веру. Его жертва стала примером преданности учению Христа[23]. **Геракл**, совершив свои 12 подвигов, пожертвовал собой, чтобы искупить свои грехи и достичь бессмертия. Его жертва символизирует искупление и преодоление страданий[24].
В джайнизме **Махавира**, основатель, посвятил свою жизнь аскезе и поиску освобождения от страданий, чтобы показать путь к духовному совершенству[25]. В даосизме учение **Лао-цзы** о гармонии с Дао и самопожертвовании ради высшего порядка вдохновляет на духовный путь[26]. В зороастризме учение **Заратуштры** о борьбе добра и зла и жертвенности ради истины имеет глубокий этический смысл[27].
Эти примеры показывают, что тема самопожертвования, смерти и возрождения является общей для многих культур и религий. Она отражает глубокие человеческие ценности, такие как любовь, преданность, справедливость и стремление к высшим идеалам.
[1]: Wilkinson, R. H. *The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt*. Thames & Hudson, 2003.
[2]: Hesiod. *Theogony*. Translated by Hugh G. Evelyn-White, Harvard University Press, 1914.
[3]: Bryant, Edwin F. *Krishna: A Sourcebook*. Oxford University Press, 2007.
[4]: Armstrong, Karen. *Buddha*. Penguin Books, 2001.
[5]: Carrasco, David. *Quetzalcoatl and the Irony of Empire*. University of Chicago Press, 1982.
[6]: Lindow, John. *Norse Mythology: A Guide to the Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs*. Oxford University Press, 2001.
[7]: Black, Jeremy, and Green, Anthony. *Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia*. University of Texas Press, 1992.
[8]: Graves, Robert. *The Greek Myths*. Penguin Books, 1955.
[9]: Beck, Roger. *The Religion of the Mithras Cult in the Roman Empire*. Oxford University Press, 2006.
[10]: Stein, R. A. *Tibetan Civilization*. Stanford University Press, 1972.
[11]: Maxwell, Elsa. *The Life of Maximilian Kolbe*. Ignatius Press, 1988.
[12]: Butler, Alban. *Lives of the Saints*. Christian Classics, 1995.
[13]: Walter, Christopher. *The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition*. Ashgate, 2003.
[14]: Грейвс, Р. *Греческие мифы*. — М.: Прогресс, 1992.
[15]: Фрейзер, Дж. *Золотая ветвь*. — М.: Политиздат, 1980.
[16]: Крамер, С. *Мифология Шумера и Аккада*. — М.: Наука, 1977.
[17]: Бир, Р. *Энциклопедия буддизма*. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
[18]: Пинч, Дж. *Мифология Древнего Египта*. — М.: Центрполиграф, 2004.
[19]: Вергилий. *Энеида*. — М.: Художественная литература, 1971.
[20]: Беквит, М. *Мифы Полинезии*. — М.: АСТ, 2005.
[21]: Честертон, Г. *Святой Франциск Ассизский*. — М.: Эксмо, 2003.
[22]: Гомер. *Илиада*. — М.: Наука, 1984.
[23]: Деяния апостолов. — М.: Российское Библейское общество, 2000.
[24]: Аполлодор. *Мифологическая библиотека*. — М.: Ладомир, 1993.
[25]: Дундас, П. *Джайнизм*. — М.: Восточная литература, 2005.
[26]: Лао-цзы. *Дао Дэ Цзин*. — М.: Эксмо, 2002.
[27]: Бойс, М. *Зороастрийцы. Верования и обычаи*. — М.: Наука, 1988.
Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды Виктор Агеев-Полторжицкий
Свидетельство о публикации №225031301486