Петр Вермилий. О свободе воли
Петр Вермилий
1. Теперь будет полезно кратко обсудить свободу нашей воли. На данный момент мы рассмотрим, какая степень свободы была оставлена нам врожденной испорченностью, являющейся результатом первородного греха, особенно с тех пор, как нам было сказано приписывать всецело благодати Божией любое праведное действие, которое мы совершаем. Хотя термин "свободная воля" не встречается в Писании, сама идея не должна считаться выдуманной. Греки называют ее автономией,, что означает в собственной власти или под своим контролем. Латиняне выражают ту же идею, когда говорят Arbitriii libertas, то есть свобода выбора. Свобода означает то, что субъектом применяется не воля другого, а его собственная, в то время как воля, как полагают, состоит в том, чтобы следовать, как мы считаем нужным, решениям, к которым мы пришли посредством разума. Соответственно, воля свободна, когда она принимает решение, как ей нравится, те решения, которые одобрены познающей частью ума.
Таким образом, природа свободной воли, хотя и наиболее очевидна в волеизъявлении, имеет свои корни в разуме, и те, кто хочет правильно использовать эту способность, должны прежде всего следить за тем, чтобы в их рассуждениях не было ошибок. Ошибка обычно происходит двумя способами: мы либо не видим, что справедливо и что несправедливо в выполнении наших действий; или, если мы видим это,
мы ошибаемся в нашем рассмотрении причин, которые выдвигаются в пользу той или иной стороны, поскольку желание в нас почти всегда благоприятствует более слабому аргументу. Вот почему более сильная и лучшая позиция часто игнорируется и отвергается. Мы видим, как это иногда происходит в спорах: те, кто хочет защитить более слабую сторону, склонны украшать ее всевозможными риторическими украшениями и приукрашиваниями, чтобы аудитория была привлечена блеском и привлекательностью, а не взвешивала силу и обоснованность рассуждений.
Кроме того, следует признать, что обсуждение. касается не любого вопроса, а только тех вопросов, которые называются перформативными, то есть действий, которые должны быть выполнены нами. Не все, к чему мы стремимся или что отвергаем, требует обсуждения. Некоторые вещи настолько очевидны и несомненно хороши, что их достаточно предложить, поскольку они немедленно либо выбираются, либо отвергаются, например, счастье, несчастье, жизнь, смерть и все остальное в этом роде. Другие вещи менее ясны или, скорее, занимают промежуточное положение. Именно об этом люди склонны размышлять. Все без колебаний признают, что Богу следует поклоняться. Однако то, как Ему следует поклоняться и в каких церемониях, является предметом наибольших споров. Все знают, что людям целесообразно собираться в городах и развивать общность друг с другом, но какие законы должны ими управляться и какую форму правления они должны использовать, - это вопросы, которые часто порождают глубокую неопределенность. Именно в этих и подобных вопросах применяется свободная воля.
. Я определяю свободу воли следующим образом: это способность, с помощью которой мы можем либо поддерживать, либо отвергать, как нам нравится, те решения, которые были приняты разумом. Здесь, невозможно изложить в одном простом ответе,
есть ли у людей такая способность или нет, или как она действует в них. Сначала необходимо определить состояние и положение человека. По крайней мере четыре различных состояния обнаружены в человеке: одно состояние, и совершенно
иное, чем ныне, было у Адама, когда он был создан в начале. Было другое после его падения. Это текущее состояние всего его потомства. Кроме того, те, кто возродился во Христе, наслаждаются гораздо лучшим состоянием, чем те, кто живет вне Христа. Однако мы собираемся наслаждаться самым счастливым и свободным из состояний, когда мы отложим это смертное тело. Поэтому мы ответим на предложенный вопрос в контексте этих четырех состояний.
Мы должны верить, что с первого момента своего сотворения Адам был свободен. Прежде чем эта идея может быть конкретизирована, необходимо провести различие между тремя типами действий, которые происходят в нас. Из этих действий некоторые естественны, как болезнь, здоровье, питание, переваривание пищи и другие подобные вещи. В этих действиях, хотя первый человек наслаждался гораздо более благословенным существованием, чем мы в настоящее время, он все еще был подвержен своего рода необходимости, поскольку он должен был есть и потреблять пищу, однако он был освобожден от всех невзгод, которые могли бы привести к смерти. Есть другие действия, которые с гражданской или моральной точки зрения являются либо справедливыми, либо несправедливыми. Третий тип - это те действия, которые угодны и приятны Богу.
Что касается всех этих типов, человек был изначально создан свободным, поскольку он был создан по образу Божию, для которого нет ничего более подобающего, чем истинная и подлинная свобода. Также о нем написано: «Бог увенчал его славою и честью» [Пс. 8:5], и «хотя он был удостоен чести, но не разумел» [Пс. 47:22]. Теперь, какая честь может быть, когда нет свободы? Наконец, Бог отдал то, что Он создал, под контроль человека. Если бы тот был создан рабом своих страстей и желаний, он,
конечно, никогда не смог бы осуществлять истинное господство над ними в правильном разуме. Однако, поскольку Писание оставляет нас в неведении относительно того, что это было за состояние, ничего нельзя определить с уверенностью.
В своем труде «Об упреке и благодати» Августин говорит: «Помощь благодати Божией была дарована Адаму, однако эта помощь была такова, что он мог отказаться от нее, когда пожелал, и мог оставаться в ней, если пожелал, однако она не могла осуществить его желание». В этом отношении Августин заходит так далеко, что ставит благодать, которой мы сейчас обладаем через Христа, выше благодати, которой Адам обладал в раю, ибо теперь по благодати Христа мы не только сохраняем стойкость,
если только хотим, но, как говорит Павел, благодаря ей мы также обладаем как желанием, так и его осуществлением, поскольку сердце верующих изменяется, и они преобразуются из тех, кто не желает, в тех, кто желает; напротив, в первом человеке способность
желать зависела только от его воли и не была вызвана в него Божьей благодатью.
Объясняя, почему Бог даровал свободную волю Адаму, когда он был впервые сотворен, Августин говорит во II книге «О свободной воле», что Бог предназначил проявить Свою доброту и справедливость по отношению к нему. Он намеревался проявить Свою доброту по отношению к нему, если он будет действовать правильно, чего он, конечно, не мог бы сделать, если бы не был свободен; если же он поступал постыдно
и дурно, то Бог намеревался проявить к нему строгость Своего правосудия. Как оказалось, в своей свободе он пал жалким образом. Подобно тому, как Христос рассказывает, как человек, спускаясь из Иерусалима в Иерихон, встретил разбойников и был ими ужасно избит, так и Адам был оставлен в ужасающем, отчаянном состоянии, не только потеряв свою одежду и отличительные украшения, но и получив множество ран.
3. Следовательно, мы утверждаем, относительно второго состояния, что поскольку мы отчуждены от Христа, мы сохраняем очень мало свободы, ибо мы подчинены потребностям природы и, хотим мы того или нет, страдаем от болезней и, в конце концов, покорены смертью. Однако существует некоторая степень свободы, когда речь идет о гражданских и моральных действиях, поскольку они находятся в пределах естественного знания и не превышают полномочий нашей воли, хотя в случае этих действий люди также испытывают значительные страдания, поскольку их безумные желания действуют против моральной честности. Соблазны и наслаждения постоянно бьют по нашим чувствам. Они усугубляются злыми уговаривателями. Сатана также постоянно подталкивает их . Завидуя преимуществам человечества и сознавая, что цивилизация удерживается моральными действиями, он стремится ниспровергнуть их всеми средствами. И все же множество хороших законов, изданных Ликургом, Солоном, Нумой и другими, показывают, что человеческие силы весьма действенны в этой гражданской сфере, по крайней мере, в том, что касается ее суждения. Поэтому Павел говорит римлянам: «Думаешь ли ты, человек, избежать суда Божия, когда будешь делать те же дела, о которых ты судишь?» [Рим. 2:3].
Кроме того, в этой сфере есть два соображения, которые нельзя упускать из виду. Первое заключается в том, что Бог полностью использует волю людей для целей, которые предписывает Он Сам. Второе, которое следует из предыдущего, заключается в том, что результаты, на которые нацеливаются те, кто занят гражданскими делами, не реализуются, ибо часто получаются совершенно иные результаты, чем они могли бы себе
представить. Это часто причиняло язычникам большие страдания. Помпей, Катон и Цицерон думали, что они разработали выдающиеся планы действий, но когда они ни к чему не привели, их изобретателям не осталось ничего, кроме отчаяния. Потерпев неудачу в своих планах, они списали всю неудачу на удачу и случай. Но Иеремия заявляет, что исход действий и результат планов находятся в руках Бога, когда он говорит: «Не во власти человека путь его, и не во власти человека направлять стопы его» [10:23]. Евреи толкуют этот отрывок как относящийся к Навуходоносору. Они говорят, что он отправился воевать против аммонитян, а не против иудеев, как рассказывается в Иез. 21 . 20–21. Однако, когда он пришел туда, где пересекались два пути, он начал размышлять,
советовался с терафимами и жребием по блеску меча (Комментарий Давида Кимхи) и, получив таким образом руководство, пренебрег аммонитянами, вторгся в Иудею и осадил Иерусалим.
Эти две идеи, что Бог является Автором планов и дает желаемый результат действиям, не ускользают от благочестивых. Соответственно, они не принимают никаких решений, касающихся их самих, не добавив оговорку «если Бог пожелает», что, как учит Иаков, должно быть сделано. Аналогичным образом, в Римлянам Павел говорит, что он желает иметь благоприятное путешествие для них, но по воле Божьей [Рим. 1:10]. По этой причине, если дела повернутся иначе, нежели они надеялись, они имеют утешение, зная, что Бог, их превосходный Отец, делает лучшее для Своего Царства и их собственного благополучия, чем они сами могли бы сделать. У них всегда на устах то, что пел Давид: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудились строящие его» [Пс. 126:1]. Поэтому они озабочены тем, чтобы приспособить свои планы к Слову Божьему. Они вверяют результат Богу, и поэтому живут спокойно со всех сторон. (Августин, Enchiridion 30).
Однако, поскольку люди отчуждены от Бога, у них нет свободы, когда дело касается действий, которые должны быть угодны и одобрены перед Ним. Поэтому Августин говорит в своем «Энхиридионе», что человек уничтожил и себя, и свою свободную волю, злоупотребляя ею, ибо грех выиграл состязание и низвел человека до рабства.. Я знаю , что есть некоторые, кто толкует утверждение Августина как то, что Адам потерял свободную волю в том, что касается благодати и славы, но не относительно его природы. Я, конечно, не собираюсь здесь прилагать больших усилий, чтобы отрицать, что разум и воля - которые являются частями нашей природы - были оставлены человеку после падения; но они сами не могут отрицать, что та же самая природа искалечена и изранена. Это утверждает даже учитель Сентенций (Петр Ломбардский) в книге 2.25 Он говорит, что теперь после падения человек находится в положении, когда он может грешить и, что более того, не может не грешить.
И даже если Августин и другие не утверждали этого, убедительный аргумент мог бы продемонстрировать это: Богоугодные действия происходят из двух источников, знания и аппетита. Относительно знания Павел говорит: «Душевный человек не разумеет того, что от Духа Божия, да и не может, потому что это безумие для него» [1 Кор. 2:13]. Итак, если мы не постигаем, что нам следует делать и что угодно Богу, как же мы можем осуществить это на деле? Кроме того, из Бытия 6 ясно, как связаны с ними (т. е. с вещами Духа Божьего) наши аппетит и знание. Бог говорит: «Не вечно будет дух Мой препираться с человеком, потому что он плоть» [Быт. 6:3]; и немного позже: «И увидел Бог, что велико развращение человека, и все, что рождается в помышлениях сердца его, было направлено только на зло, во все дни его» [Быт. 6:5]; и в главе 8: «То, что рождается в сердце человека, есть зло от самого детства его»[Быт. 8:21].
Это говорит Сам Бог, и в вопросе о наших силах мы не должны верить никому больше, чем нашему Гончару, когда бы Он ни свидетельствовал о деле рук своих. В Иер.
18 люди говорят: «Мы будем следовать своим помышлениям» [ст. 12]. Комментируя
этот отрывок, Иероним пишет: «Итак, без благодати Божией, где сила свободной воли и суждение собственного произволения, если следование своим помышлениям и исполнение воли развращенного сердца является возмутительным преступлением против Бога?»7 Христос учит нас в Евангелии от Иоанна, что мы подвержены рабству:
«Всякий, делающий грех, есть раб греха» [Иоан. 8:34]. Поэтому,поскольку мы совершаем много грехов и носим грех врожденно от чрева матери, мы должны обязательно признать, что мы рабы. Но мы будем истинно свободны, если Сын освободит нас; в противном случае мы рабы в самом горьком рабстве. По этой причине Павел сказал, что он был продан греху [Рим. 7:14] - настолько продан, что признал, что ничто доброе не обитало в
его плоти, - и делал то, чего он не хотел и что ненавидел [Рим. 7:18–19]; он чувствовал иной закон в своих членах, противоборствующий закону его ума и делающий его пленником закона греховного [Рим. 7:23]. Галатам он говорит, что плоть борется против духа и дух против плоти, так что мы не то делаем, что хотим [Гал.5:17].
Если это верно в случае столь великого апостола и в случае святых людей, рожденных заново через Христа, что можно подумать о нечестивых, которые не принадлежат Христу? Они не могут приблизиться к Нему, если их не привлекут. Христос говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой» [Иоан. 6:44]. Августин подчеркивает, что человек, который хочет прийти заранее по своей воле, не привлекается, а приводится. Поэтому, если мы должны быть привлечены ко Христу, мы не желаем этого заранее, что является очень серьезным грехом. И мы не желаем, потому что мудрость плоти есть вражда против Бога, ибо она не покоряется закону Божию; более того, она даже не может покориться [Рим. 8:7]. Все, кто не был освобожден через Христа, живут под законом и, как добавляет Павел Галатам под проклятием [3:10]. Это было бы неправдой, если бы они могли соблюдать закон Божий, поскольку только те, кто нарушает закон, становятся объектом проклятия. Более того, Павел ясно говорит: «Не от
желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» [Рим. 9:16]. Наше спасение - это Его дело, а не наших способностей. Он тот, кто производит в нас как волю, так и ее исполнение [Фил. 2:13]. Прежде чем Он это сделает, если Он и имеет какое-либо взаимодействие с нами либо через закон, либо через учение Его Слова, то таким образом, что.наши сердца - камень, если Христос не преобразует их в плоть. Иезекиилю Он обещает, что сделает это и что Он заставит нас ходить в Его заповедях [11:12]
. И ясно, что если бы мы могли жить справедливо и праведно без благодати, мы также могли бы быть оправданы нашими делами, идея , которая категорически отвергается как Павлом, так и всем Писанием. Иеремия говорит: «Обрати меня, Господи, и я обращусь» [Иер. 31:18]. Давид говорит: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» [Пс. 50:10]. Из Втор.29 мы понимаем, что это не делается в случае каждого, где написано: «Не всем дал Господь очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы разуметь» [ст. 4]. В главе 30 Бог обещает обрезать их сердца и сердца их семени, чтобы они могли ходить в Его заповедях [ст. 6]. Он и начинает, и завершает наше спасение. Павел говорит филиппийцам: «Я надеюсь, что начавший в вас [доброе дело] увидит его ко дню Христову» [Фил. 1:6]. Осознавая это, святые мужи молятся вместе с Давидом: «Приклони сердце мое к уставам Твоим» [Пс. 118:36], и с Соломоном: «Да приклонит Господь сердце наше, чтобы нам ходить путями Его» [3 Цар. 8:58], и с Павлом к Фессалоникийцам: «Бог да управит сердца ваши в терпении и ожидании Христа» [2 Фес. 3:5]. Аналогично Соломон говорит в Притчах: «Сердце царя - в руке Божией; куда захочет, Он направит его» [Прит.21:1]. Этих отрывков достаточно, чтобы показать, что наше обращение к Нему
и совершение добрых дел - дело Божие.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №225031301500