Жизнь прожить - не поле перейти. Гл. 31
Меньше всего из родни Елена дружила с младшей тетушкой Ниной. Нет, правильнее всего сказать, совсем не дружила и не собиралась менять своего отношения. Помнилось много детских обид. У тетушки характер был не «сахар медович». Долгие годы совсем не встречались. Так, открытки к праздникам.
К Елениным родителям тетушка старалась приехать, когда гарантированно закончились отпуска, и вся малышня с родителями уехали восвояси. У нее как-то не сложилось с внуками. Танюша, единственная доченька - умница и красавица осталась незамужней.
Но вот в трудный для Лены год после смерти мамы только тетя Нина смогла приехать на годину и дать почувствовать твердое плечо старшего поколения рядом. А потом еще и организовать поездку на родину, в Игодово. Списалась с соседями, договорилась о том, чтобы их с Еленой приютили на несколько дней, привезла сумки южных продуктов и устроила пОмин всех усопших родных, как сама выразилась.
Лена взяла в счет отпуска дни и постаралась максимально тепло встретить тетушку. Они много общались, открылись подробности нелегкого житья тети Нины в чужих краях на Украине. Муж был стопроцентным хохлом, как говорилось в народе. А с годами, еще и пьющим. Требовал исключительного уважения к многочисленной родне, которые не очень - то жаловали тетушку.
Много работала, а в сорок пять лет еще и поступила учиться в техникум, когда должность потребовала наличия «корочек», то есть специального образования. После этих встреч отношения между тетушкой и племянницей стали теплыми и родственными.
Годы делают свое дело, и все чаще в письмах сквозит тревога о том, как трудно живется, жалобы на здоровье. Политика по развалу Союза уже в действии, пока зыбко, но какие - то договоренности еще в силе, по крайней мере, в железнодорожной отрасли. Елена выписывает себе билет на проезд до Запорожья и планирует отпускную неделю погостить у родных в конце августа.
Через Ржев проходил поезд из Мурманска до Бердянска с остановкой в Запорожье. Все складывалось, как нельзя лучше. Пассажиропоток в связи с окончанием летних перевозок значительно упал, и поезда идут с множеством свободных мест.
Какой - то неприветливый конец августа выдался, пасмурный и холодный. Купе, куда села Лена, совершенно свободно от попутчиков. Ее это нисколько не огорчило. Только вот очень холодно! Поездка на юг называется… Но двойной матрац на полку и два одеяла сверху потихоньку исправили ситуацию. К вечеру второго дня после Орла, а потом Курска погода изменилась, стало тепло, и можно было переодеваться в летнее платье.
Ночью у поезда случилась долгая остановка, проводник стучит в купе с предупреждением о проверке документов на границе с Украиной.
- Это что за дела? - недоумевает Елена, всегда с радостью ездившая в Чернигов без всяких проверок в пути.
Позже в вагоне слышен шум и проводник с билетами пассажиров, в сопровождении людей в форме пограничников и таможенников, заходят в каждое купе и просят предъявить паспорта. Лена протягивает свой «серпастый и молоткастый», из свиты остается почему - то только один хлопец и, полистав документ, торжественно заявляет о том, что паспорт у нее недействителен.
- С чего бы это?
- А вам сколько лет? Сорок пять? Когда исполнилось?
- А-а-а…Она вспоминает о том, что паспорт подлежит замене по возрасту.
- Ну, заплачу штраф, - пытается выйти из положения Елена. Вспоминая, что когда она ехала за мамой и потеряла всю сумку с документами, новый паспорт ей выдали после оплаты штрафа в размере двухсот рублей.
Лена достает кошелек, парень, не скрывающий своего хорошего настроения, закрывает за своей спиной дверь но, увидев на столе мелкие сторублевые купюры, изменившимся голосом произносит:
- Шо-о-о?
- А шо-о-о? – не понимает его Лена.
И тут пошел торг:
- Я вас обязан высадить из вагона.
За окном ночь и темнота, какая - то станция Казачья Лопань, куда она пойдет?
- Давай, высаживай! Не судьба мне видимо обнять свою тетушку с таким бдительным таможенником. Совсем в людях ничего человеческого не осталось!
Парень прикинул, сколько ему будет возни с этой пассажиркой, оформлением кучи бумаг, да и отправкой «нарушителя» назад, тихо забрал предложенный «штраф» и отправился вслед за своей командой.
Встреча родных состоялась, через день к ним присоединилась приехавшая из Питера Аля. После своей продолжительной практики у нее были свободные дни до начала занятий, и Елена предложила ей вместе побыть недельку в Запорожье.
Город из юности помнился изобильным, цветущим, ярким и приветливым. Теперь он был другим. Какой - то тусклый, неухоженный, кризисный. В розариях росли сорняки, молодежь слонялась без дела, работы не было. В подъезде молодые наркоманы недоброжелательно поглядывали в сторону гостей.
Двоюродная сестра Таня не работала. Металлургический завод, где она трудилась в лаборатории, работающей на выполнение заказов для космоса, был закрыт. Но окончательно не увольнялась, надеясь, что ситуация как - то выправится.
Для поездки на дачу, которая их кормила, надо было вставать очень рано, чтобы первыми трамваями с пересадками успеть на электричку, которая была уже полна народа. Вместе с дачниками ехали люди пенсионного возраста с удочками. Тетушка пояснила, что это не просто любители рыбной ловли, а те, кто вечером продаст выловленных на Каховском водохранилище бычков прямо у вокзала, и сможет купить хлеб или что - то еще из продуктов.
Электричка выпорхнула из холмистой части дороги на простор водохранилища и все рыбаки прильнули к окнам, вглядываясь и что - то оживленно обсуждая.
- А о чем они? - интересуется у тетушки Лена?
- Смотрят, куда идет волна. К берегу или от берега? От этого зависит клев.
На следующей остановке вагон пустеет и можно свободно расположиться на освободившихся сидениях. Тетя Нина раскланивается со знакомыми дачниками и, не дожидаясь вопросов, докладывает:
- А это моя племянница Елена, она приехала из России. Ее дочь Аля студентка, учится в Санкт-Петербурге.
Елене и Але неловко от такого повышенного внимания к их персонам, да еще с утра пораньше. Они вынужденно кивают, подтверждая тетушкины слова. Ну, кому интересно кто, откуда приехал?
Интересно! Все приятельницы оживленно воспринимают эту новость, радуются за тетушкину родню и мало того, тащат со своих участков угощение кто, чем богат! А это дыни, груши, виноград. Как все это изобилие перевезти хотя бы до тетушкиного дома? Жара, не близкая дорога до электрички, да еще с вокзала до дома.
Дача требует ежедневного внимания, так как южная продолжительная жара без полива погубит весь урожай. А это полная отдача сил, по крайней мере, у тетушки точно.
Лена решается на то, чтобы хоть один день повести всем вместе по - праздничному. Днепр от их дома не слишком далеко. Хозяева вместе с гостями идут на вынужденную прогулку. На набережной, граничащей с пляжем, выстроили кафе. Лена всех приглашает угоститься мороженым. Интерьер очень яркий в зелено – бело - красных тонах. Прозрачная стенка кафе в сторону Днепра полностью поднята. Можно любоваться рекой, снующими водными байками, скутерами, гидроциклами, на которых владельцы выписывают всевозможные эффектные кренделя.
Наконец - то тетушка имеет возможность отвлечься от своих однообразных утомительных дачных трудов. А Татьяна видит знакомое лицо, которое тут же попыталось исчезнуть, как только ее заметило.
- Фима, а что он тут делает?
Татьяна идет к администратору и спрашивает о том, кто является учредителем данного заведения? Да, Фима Рубинштейн, товарищ по партии, что называется. Один из не самых первых руководителей завода. Но, имеющий отношение к распределению «кормушки» для причастных. Задолженности по зарплате работникам завода покрыть нечем, а устроить частное кафе – пожалуйста.Татьяна долго не может унять свое возмущение.
Вечером Лена всех вытаскивает на улицу, планируются народные гулянья по поводу дня «Незалежності України», так латинизировано название события. День независимости непонятно от кого, и от чего? Скромный фейерверк и не знающая чем себя занять праздношатающаяся молодежь. Девчонки, в основной своей массе, одетые в какой - то турецкий ширпотреб.
У Елены в городе на Коммуне (главная улица) таких не встретишь. Вся молодежь, как из дома моделей, хоть и городок невелик.
Телевизор у родни дома плохо показывает, трансляция новостей с тусклыми зелеными полосами. И без конца звучит почти в конце каждого блока новостей: Россия, Россия, Россия… И все в негативном контексте. Елена не особенно вслушивается, но недоумение все-таки присутствует. А почему так часто упоминают Россию? У них на новостных каналах про Украину вообще ничего не слышно.
Знать бы…
Продолжение:http://proza.ru/2025/03/14/797
Свидетельство о публикации №225031301974