Христианские мотивы в романе преступление и наказа

Христианские мотивы в романе «Преступление и наказание». СОЧИНЕНИЕ.
       Ф.М. Достоевский – «пророк русской церкви», поэтому многие произведения автора идейно и тематически связаны с социальной трагедией, духовной и физической гибелью героев. Их мир сопряжен с борьбой добра и зла, с христианским миропониманием. Будучи глубоко верующим, писатель вскрывал «язвы» человеческие, показывая, как трудно выбраться из мира зла, как не утратить внутренних ориентиров и через неимоверные страдания найти выход их тупика, если людей заводят в него бесчеловечные идеи о превосходстве: «Право имею!»
        Роман «Преступление и наказание» - философский, психологический, социальный – можно назвать и «богоборческим», так как главный герой Родион Раскольников нарушает библейскую заповедь «не убий». Говорящая фамилия дает ключ к пониманию нравственного раскола: в душе его борются добро и зло. Он помогает семье Мармеладова – и убивает старуху-процентщицу. Сотворив в себе кумира, присвоив право на убийство, уподобившись Богу, он разрешил «кровь по совести». Так автор предупредил человечество о появлении людей, лишенных христианского смирения.   
        Писатель показывает, что победа над собой дается трудно, через нравственные страдания, неимоверный труд души, работу совести и покаяние. Наличие «двойничества» в людях дает возможность человеку  бороться с пороками. Одним из «двойников» главного героя является Свидригайлов, на совести которого несколько убийств, который тоже придерживается установки, что ему «все дозволено». Подобные ему люди не знают любви, поэтому совершают подлости без угрызения совести. Но даже у таких иногда пробивается сострадание к ближним: он помогает детям Катерины Ивановны. Это мимолетное проявление остатков человеческого в себе привело к мысли о самоубийстве – самом страшном грехе, осознании всей тяжести своего бытия, последний вызов небесным силам. 
         Петр Петрович Лужин живет по антихристианскому принципу: «возлюби самого себя», «людей можно резать». Его бесчеловечность страшнее, чем «физическое преступление» Свидригайлова: он дает право на преступление, он его идеолог,  его душа не сможет воскреснуть. Согласно законам христианства, люди, которым отказано в любви и покаянии, навечно остаются в аду. Позиция автора, исследующего проблемы страдания, преступления, очищения и спасения своей души, заключается в том, что ложные идеи могут привести к духовному падению, если вовремя не понять, что нельзя обрести право убивать себе подобных: человек перестает им быть, нравственно деградирует.
         Как не «расчеловечиться»,  сохранить в себе божественную веру в любовь и добро к ближним? Достоевский убежден, что одним из средств является молитва – символ и мотив романа. Соня и дети Катерины Ивановны постоянно обращаются к Богу, Раскольников после сна о лошади. С искуплением греха связан нательный крест. Раскольникову его надевает Соня. Она же приносит Евангелие, принадлежавшее Елизавете. Соня блудница, но именно она наделена милосердием: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». Грех, объединивший «убийцу и блудницу», искуплен мучениями героев, их раскаянием.
         Таким образом, христианский мотив - красная нить романа, его «нерв». Только умеющим прощать,  каяться, сострадать открывается путь к царству Бога,  то есть настоящего человека, умеющего любить ближнего.


Рецензии