Невостребованное богатство под ногами

Необузданный интерес Дональда Трампа к редкоземельным металлам, словно вирус, распространился на других глав государств, а затем и на глав регионов.
В конце февраля, после того Владимир Путин предложил США разрабатывать месторождения редкоземельных металлов в России, полпред президента в УрФО Артем Жога указал на изобилие этих элементов в регионах Урала.
"На территории Уральского федерального округа распространены редкие металлы. Имеются разведанные запасы в Свердловской и Челябинской областях. Эти ресурсы составляют стратегический запас, и я обращаю внимание коллег из регионов на необходимость их сбережения в интересах государства", — заявил Жога на совещании с федеральными инспекторами регионов Уральского федерального округа.

6 марта стало известно о том, что редкоземельные металлы нашли и в Югре. Группа ученых из ЮГУ в 2023 году провела на территории Ханты-Мансийска исследование химического состава природных вод, в том числе вод родников природного парка Самаровский Чугас. Ранее в подобных исследованиях не затрагивали вопросы распространения редкоземельных элементов. Сейчас этот пробел решили исправить.
Результаты получились впечатляющие. Ученые отмечают, что, например, воды источника Водораздельный имеют повышенные показатели легких РЗЭ (к ним относятся: лантан, церий, празеодим, неодим, европий), а воды ручья Ключевской — тяжелых лантаноидов (гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций).
Важность РЗМ в промышленности и многих других отраслях действительно трудно переоценить.

Например, упомянутый празеодим улучшает свойства сверхпроводников и сплавов, его используют в лазерах и для получения пигментов. Он полезен в производстве горной техники мощной грузоподъемностью — аккумуляторы на его основе позволят избавить от дизеля, который задымляет карьеры, машина с электродвигателями такого типа будет легче, экономичней и экологичней.
Церий способен блокировать ультрафиолетовые лучи, поэтому он применяется в производстве медицинской посуды и иллюминаторов для космических аппаратов, а также в атомной технике. Его сплавы используют при изготовлении различных видов керамических изделий, в том числе зубных протезов.
В Челябинской и Свердловской областях, которые упомянул Артем Жога, тоже есть залежи ценных металлов.

На Вишневогорском месторождении в Челябинской области присутствуют запасы ниобия и тантала, которые широко используются в производстве электровакуумной техники и химической промышленности. Тантал и ниобий применяют в авиастроении и при изготовлении космических конструкций, в том числе атомных реакторов, так как эти элементы устойчивы к сверхагрессивным условиям. Ниобий и тантал сыграли большую роль в восстановительной хирургии. В медицине из этих элементов делают пластинки и нити, необходимые для сшивания порванных сухожилий, сосудов и нервов. В хирургической практике танталовые нити используют для укрепления стенок брюшной полости в послеоперационный период.

На Тенякском месторождении можно найти скандий. Этот элемент незаменим в аэрокосмической отрасли и машиностроении. Его сплавы применяются в конструкциях самолетов, ракет, скоростных поездов и автомобилей. Порядка 80 кг оксида скандия каждый год используют для производства ламп высокой интенсивности. Скандий в соединении с водородом применяют в ядерной промышленности. Он может быть и одним из материалов для некоторых деталей атомных бомб. Скандий используют и в медицине — из сплавов этого металла могут получаться дешевые и "вечные" зубные протезы. Также металл широко применяется для производства многослойных рентгеновских зеркал.

В Сысертском районе Свердловской области есть залежи иттрия. Он и его соединения сегодня используются во время дуговой сварки, для производства огнеупорной керамики, кинескопов цветных телевизоров, различных защитных покрытий, магнитных материалов. Также он полезен в атомной энергетике. В последние годы его стали использовать в авиа-, ракето- и автомобилестроении, а также радиоэлектронике и производстве ювелирных украшений. Церий способен блокировать ультрафиолетовые лучи, поэтому он применяется в производстве медицинской посуды и иллюминаторов для космических аппаратов, а также в атомной технике. Его сплавы используют при изготовлении различных видов керамических изделий, в том числе зубных протезов.

В уральских месторождениях есть и множество других уникальных РЗМ. Тем не менее рассчитывать на пополнение региональных бюджетов и улучшение благосостояния жителей УрФО за счет таких активов пока не приходится. Ведь само по себе наличие залежей выгоду не принесет — все перечисленные уральские месторождения не разрабатываются с советского периода.
Учитывая то, что на Урале нет объектов, которые хоть сколько-нибудь подготовлены к эксплуатации, реальный экономический потенциал имеющихся в УрФО запасов сейчас оценить сложно, да и делать это пока никто не планирует.
"Если начать этим вопросом заниматься всерьез, а на сегодняшний день таких задач пока не ставили, то у нас вполне хватит ресурсов, сил, знаний и грамотных специалистов для того, чтобы заниматься добычей РЗМ как на уровне УрФО, так и во многих других местах России. Потенциал есть", — обнадеживает эксперт.
Огромный пробел в сфере добычи РЗМ в России отчасти объясняется тем, что на каком-то этапе заниматься этим было попросту невыгодно.

В 1990-е и 2000-е годы произошла мощная интервенция китайцев на рынок редкоземельных металлов. За счет демпинговых цен на свою продукцию они полностью "погасили" кучу месторождений, которые разрабатывались в мире, а потом подняли свои цены. В результате многие предприятия разорились — им стало невыгодно заниматься разработкой месторождений РЗМ, а китайцы взяли этот рынок под себя.


Рецензии