Планета ассорти времён
Древние верили в Мойр, слепых богинь наших судеб, прядущих и обрезающих нити человеческих жизней. Продолжая сравнение, можно сказать, что из этих нитей соткано полотно истории. Но под историей люди привыкли понимать то, что произошло, а значит, и прошло, прошлое. На деле же, настоящее – это просто длящееся прошлое, которое никогда не проходит, хотя принято думать обратное. В «прошлом» ищут образцы для подражания, ему поклоняются, и – пока так происходит, а люди не могут иначе – прошлое среди нас, это не столько мы заглядываем в него, словно в зеркало, безжалостно являющее нам те же пороки и изъяны, что и «ныне», сколько «оттуда» приманивают, вглядываясь в нас, определяя кем прирасти, в кого пресуществиться.
За примерами таких воплощений далеко ходить не надо: Иоанна Грозного считали идеалом государя для России Пётр I и Сталин. А выбранный римской курией наместник Бога на земле берёт имя предшественника, чью политику считает образцом, желая её продолжить, добавляя к нему лишь свой порядковый номер.
*
Но это не всё.
Мы живём на планете с ассорти времён. Выбирай на вкус! Не верите? А как же тогда, к примеру, одни живут в 1444-м году Хиджры, а другие в 2022-м, который длится у нас уже четвёртый год?
*
«О чём вы говорите? – скажет мне один, - Даже если это так, кому это интересно? Обычно следуем тому, что застаём, чтоб не стать изгоем».
- Да, - соглашусь, - Помню, как сложение названий двух сетей кафе оказывалось квинтэссенцией бездумного существования: «Ели, пили», «Жили, были»…
Содержание и итог обычной жизни…
*
Другой заявит:
- К Богу перестали прислушиваться! Вот и не знаем куда приткнуться, как жить.
- А Он говорил что-то по этому поводу? – наивно спрошу я, - Насколько помнится, Его слова редактировали, создавая бога под себя. Ведь Бог – один, но у каждого – свой.
- Да вы – циник! – взвизгнет разгневанный оппонент.
- Возможно, - соглашусь я, - Цинизм же – побитая жизнью правда, не так ли? Но, скорее, я – реалист. А Бог… должен радоваться, глядя на нашу жисть, даже кажущуюся нам жестью. Он жил с нами в пещерах, а ныне – пещеры несравненно комфортабельнее и многоэтажнее, с интернетом, оплатой онлайн и доставкой мяса мамонта в квартиру.
- Бог у вас, видимо, иной… - прошипит оппонент, - он – дьявол!
Я поддержу его:
- Да, своих дьяволов мы и делаем богами. Надо быть осторожнее, большинство лишь прикидывается людьми, одев их костюмы.
- Аа, признаёте! Но одержимы бесом! – завопит он.
- Одержим. Бесом сомнения, без сомнения. А ваш бес какой? Давайте их познакомим.
В ответ – одна обсценная лексика с пожеланиями мне, как ближнему, коего ему завещано любить, попасть в ад… Его бес явно не хочет знакомиться.
Истово верующий будет огорчён, узнав, что дьявола нет. Ведь тогда выходит, что это он сам так плох…
Ничего, верующие после смерти не испытают разочарования. Просто потому, что ничего не испытают. Как и неверующие, впрочем.
Интересно, что верующие горазды просить у Бога. А слабо подумать чего бы Ему хотелось, если Он столь хорош?
*
Оставшись один, понимаю, что разбираться придётся самому. Припасть к Правде? Так правда ж – стара и страшна, как мир наш, который утверждает: им правит любовь…
Поэтому правда никому не нужна или почти как в том анекдоте:
- Свидетели, останьтесь и дайте показания!
- Я, я – свидетель! А что тут произошло?
Современники врут как очевидцы – подтвердит вам опытный (ис)следователь, ангажированный иным.
*
Конечно, с Богом было бы проще. Он же – провидец. Поэтому верующий пессимист должен считать, что свой первый пожизненный срок он получает при рождении. Вероятно, за всё последующее.
*
«Потом был хороший человек»,- говаривал нередко мой папа. Почему ж тогда, судя по надгробным речам, уходят от нас одни хорошие, а остаются те, кто превращает этот мир в ад для добрых людей?
*
Я не настолько наивен, чтоб думать, что могу изменить мир. Но себя изменить я могу, а тогда и окружающим немного полегчает.
Нет, не спешите занимать у меня! Я ещё в процессе…
*
Да, мир не раз пытались менять. Не меняя себя. А пока мы – прежние, новые небеса нас не спасут. Тем более что кто говорил: «Небеса внутри вас»? Многие ли ему поверили?
Однако всегда есть такие, кто не доволен тем, что вокруг. Этих неудобных ничтожное меньшинство. Они разные: одни могут вам понравиться, а другие оттолкнут. У них нет никаких шансов.
Но приходит день, когда уже все недовольны, но не знают, что делать, и это день профессионалов по недовольству, они слышат его зов и откликаются на него.
Потом, когда дело сделано, их могут смести, или они перейдут в разряд довольных, тогда как недовольным может остаться одураченное большинство, не решающееся, однако, громко заявить об этом. Они могут повести всех в одну или противоположную сторону, принести вред и пользу, изменить мир. Они – независимо от того, что о себе думают и говорят – бродильные ферменты Будущего.
Какая патетика…
*
Исаак Бабель. Babel. Гениальный писатель, мастер малой формы, носитель этой фамилии.
Babel означает Вавилон, времена плена вавилонского, вспомните, когда это было. Библия донесла до нас тогдашнюю боль иудеев, которая в 136 Псалме излилась в такие слова: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!» Бог внял им. Тогдашний Вавилон пал.
Бабель. Бабилон. О, Борхес! эта история в твоём вкусе – лишь одно из свидетельств того, что прошлое среди нас, точнее, мы – и есть оно, оттого история и повторяется… бесконечно. Смотрите: 200 лет назад в результате разделов (читай – захватов) Польши России достался кусок, населённый, в том числе, потомками вавилонских пленников. Для них была очерчена зона поселения (осёдлости) и время от времени их местечки громили представители титульных наций. Думать, что в сынах Палестины копится благодарность власти, давшей такую жизнь, было бы более чем наивно. «Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!»
Стоит ли удивляться активной роли соплеменников Бабеля в революции и в последовавшей за ней гражданской резне? Сам Бабель с Первой Конной дошёл до Варшавы, служа Ба(а)лу, богу – пожирателю первенцев, хозяину Бабилона. Но Баал-Ваал ненасытен и революция сожрала собственных детей, включая и Бабеля.
Как известно, библейская легенда гласит, что все языки смешались в Вавилоне, предпринявшем попытку построить башню – лестницу на небо, что не устроило Баала, и строители рассорились, перестав понимать друг друга. Это неудивительно… любой владыка властвует только разделяя.
Баал-Зебул (владыка на облаке, он же Вельзевул) – господин нашего Вавилона и наших властителей, меряющих собственное величие числом посвящённых ему смертных. Дольше всего ведь помнят самых кровожадных.
Но не все. Сказочнику Джанни Родари на всю жизнь запомнилась тема сочинения, заданная когда-то его школьным учителем: «Почему люди добрые нужнее человечеству людей великих?»
На этот вопрос до сих пор мы даём неверный ответ.
С Земли ли был его Учитель?..
*
Верующие-верующие… некогда убившие своего бога.
«Тмимим, маран акта!» - эту весть разносили по Палестине и до рождения Иоханаана (Иоанна Крестителя) – троюродного брата Иешуа Назорея. И после появления Иоанна на свет и ухода в пустыню исступлённо повторяли странники: «Совершенные, Господь грядёт!» Готовьтесь, вторил им Иоанн, будьте чисты. Не гневите, сделайте прекрасным Его приход!
Не получилось. Сам клич звучит иногда и сегодня - то тут, то там. Но Не Приходит. Нужны мы Ему такие...
*
Каждый из нас болен, и каждый по-своему, не понимая этого. Но, как правило, болезнь другого мы замечаем, потому что она отличается от нашей.
*
Как это ни неприятно, но жертвы всегда помогают палачам, без этого у последних бы ничего не получилось. Увы, большинство жертв не понимают этого даже перед концом.
*
В миллиардах глаз, глядящих на мир, отражаются разные миры.
*
Люди безумно умны…
*
К одной из сторон вопроса.
Нужны ли Богу посредники? Или это Он им нужен? Ведь, как было сказано, верительных грамот нет ни у кого.
*
В Бога верят не все, но стать Им или доверенным лицом с неограниченными полномочиями не откажется никто.
*
Снизошло.
Некогда, говорят, был пророк, который готовил приход Господа, увещевая людей и предлагая блюсти Закон и Заповеди, чтобы, когда Он придёт, то не покарал, а порадовался устроенному Царствию Своему на земле. Не получилось. Люди оказались готовы отказаться от грехов и соблазнов только при гарантии чудес и знамений что карающая десница уже рядом. В самом деле, откажешься от всех мирских удовольствий и правил, а выяснится – Страшный Суд откладывается, и можно было ещё пожить всласть. Чудеса же и знамения могли зреть только уверовавшие и поступавшие сообразно – иначе за что награда?
Мораль тут такова, что устроить рай на земле люди не могут даже под угрозой Конца Света.
Но если подумать, то в этой истории неявно есть ещё одна мысль: можно самим превратить землю в царство любви и добра, к чему, в сущности, и призывал пророк, а тогда Бог вроде как и пришёл…
И разве не верят христиане, что то был Он в обличии пророка?
*
И только…
Мы так устроены, что, только столкнувшись со сложностями в отношениях с подросшими детьми, начинаем понимать, какого было нашим родителям. Только в возрасте, в немощи оказываемся в состоянии по-настоящему сочувствовать чужой старости. И только уже встречая на улице давно ушедших, мы, наконец, осознаём, что нам предстоит ещё узнать…
*
Рождество – это праздник рождения надежды. Надежды на Другого, который готов жизнь отдать за тебя, и так способен возлюбить остальных, неспособных возлюбить друг друга, что придёт спасти их. На деле же, конечно, всё не так. Иначе бы Другого – Спасителя, звавшего к добру, не убили бы те, кого Он пришёл спасти.
Сказано: научить нельзя, но можно научиться. Нельзя спасти кого-то за него самого, но… можно спастись.
Сказано: хочешь иметь друга – будь им. Что трудно. Так хочется верить в чудо: придёт кто-то более сильный и всё за тебя сделает. Так что Рождество – это и праздник мечты, причём, вечной, ибо мы не меняемся.
*
Детский вопрос.
Появившись на свет без-умными,
появившись на свет бес-смертными,
без-защитными, без-ответными
совершеннейшими детьми,
Отправляемся в путь к Разумному.
Где дорога – прямая, светлая,
на которой нас ждут приветствия,
где становятся все людьми?
*
Рабство исчезло. Но… рабы остались.
*
Если б мы регулярно вспоминали самые постыдные события нашей истории, то дат наших кровавых побед было бы куда меньше. Но кому охота поминать плохое… Хотя кто забудет – тому ж оба глаза вон.
И что мы хотим от истории – она столь старая дама, что деменция ей просто положена.
Но мы-то, но мы…
*
Это был день, когда умерли боги, но никто этого не заметил. К ним продолжали взывать с тем же успехом.
*
Принципиальный антисемит не должен поклоняться Иисусу Христу.
*
Конец Света настанет, когда лопнет божественное терпение. Пока Он ещё на что-то надеется – у нас остаётся шанс. Будем оптимистами, ведь Ему виднее.
*
Давно идём к Лучшему, давно… Той ли дорогой? Тот ли поводырь?
Ладно, хватит с вас) Мало кто доползёт и до середины этого текста))
Нет, кто-то уцелел? А вот вам ещё!
Думайте про себя. Думать про себя менее опасно. Да мы только про себя и думаем!
*
Имейте в виду
Хорошая литература способна улучшить реальность. Пока её читаешь.
*
Увы, в большинстве случаев жизнь – только порча некролога.
*
Не переживайте, придёт день: несчастные восстанут и своей властью сделают всех несчастными.
Свидетельство о публикации №225031300898