Константин Чеботарёв лидер казанского авангарда
Говорят, когда в феврале 1914 года в Казань приехали русские футуристы Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский, Чеботарёв был в восторге. Их работы произвели на молодого художника огромное впечатление.
Но когда Чеботарёв решился переехать в Москву, Маяковский отнесся к этому скептично. По легенде, Владимир Маяковский вроде как сказал: «А вы зря покинули Казань, как же без вас будет татарский ЛЕФ?»
Чеботарёв ничего не ответил. Да и что тут сказать…
Константин Чеботарёв
Семья, в которой родился будущий художник, считалась довольно зажиточной. Отец был из крестьян. По всем меркам того времени жили они неплохо и могли дать сыну образование.
Константина отдали учиться в 1-ю Казанскую мужскую гимназию, ту самую, которую ранее закончили художники Иван Шишкин и Александр Гине. Затем была Казанская художественная школа, обучение в мастерской русского и американского художника Николая Фешина…
Весной 1914 года Чеботарёв едет в Крым за новыми впечатлениями. В этом же году начинает участвовать в казанских художественных выставках. Много рисует, в том числе графические композиции в стилистике декоративного модерна.
Вскоре на его работы обратили внимание. Первым это сделал известный казанский юрист, коллекционер и издатель Андреев. В советские годы, кстати, он станет одним из заметных казанских музейных деятелей.
Лидер авангардистов
В 1917 году Константин Чеботарёв стал лидером объединения художников, называвших себя «Союз Подсолнечник». Объединение провозгласило целью борьбу с «отжившим искусством», объединив левую художественную молодёжь Казани. Первая и единственная выставка союза представителей авангарда состоялась с 6 по 19 мая 1918 года. В экспозицию отобрали 305 работ 12 художников, 50 из них принадлежали кисти Чеботарёва.
Его творения были довольно узнаваемы потому что, в основном, представляли собой композиции геометрических форм. Трудно сказать, прославило ли это его, но на Чеботарёва обратили внимание. Особенно на его «Марсельезу».
«Марсельеза»
Картину «Марсельеза» он написал ещё до Октябрьской революции — к Февральской. На ней какие-то обезличенные и одинаковые люди идут куда-то строем… Искусствоведы считают, что это была одна из первых художественных акций Чеботарёва. Тогда, после Февральской революции, наступало новое время, и молодой художник старался идти с ним в ногу. Правда, эта акция была очень кратковременной, тем не менее оставила заметный след в истории не только авангарда, но и казанского изобразительного искусства в целом.
Сейчас «Марсельезу» можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Кстати, в 1921 году художник переименовал её в «Красную армию».
Сейчас его работы есть в Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Витебском художественном музее, Дрезденском гравюрном кабинете, итальянском Музее современного искусства Тренто и Роверето (в составе фонда Альберто Сандретти), в частных собраниях.
Удивительно, но в постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Казани работ Чеботарёва нет. Хотя известно, что их достаточно много в запасниках.
Гражданская война
Гражданская война кардинально поменяла планы Константина. В 1919 году художника, официально считается, что против воли, мобилизовали в ряды Белой армии. Достоверно известно, что более двух лет Чеботарёв служил офицером особого отдела армии адмирала Колчака.
Впоследствии художник никогда не упоминал о своей службе и всём, что его связывало с Омском. Он был тяжело ранен, долго лечился в иркутском госпитале, потом тиф, взятие Новониколаевска 27-й стрелковой дивизией 5-й Красной армии и добровольная сдача начальнику гарнизона Василию Блюхеру.
Тогда многие белые офицеры предпочли сдаться, не видя смысла в продолжении затянувшейся, но уже проигранной войны. Константин Чеботарёв с трудом избежал расстрела. Однако вскоре по нему вышло решение президиума омского худпрома от 19 марта 1921 года. Чеботарёва вместе с женой Александрой Платуновой откомандировали работать в Казанские художественные мастерские.
И вновь Казань
Вернувшись в Казань, он продолжил художественное образование в Казанских государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). Вскоре их переименовали в Казанский художественно-технический институт (КХТИ). В 1922 году он завершил обучение в КХТИ со званием «свободный художник».
Его дипломной работой стали шесть эскизов росписи зала заседаний Совнаркома Татарии с центральной композицией «Весь мир насилья мы разрушим». В настоящее время пять листов находятся в собрании Третьяковской галереи. Сразу после института Чеботарёв по рекомендации Фешина начинает преподавать живопись, рисунок и композицию.
В 1921–1923 годах деятельность Чеботарёва как наставника авангардной молодёжи сочеталась с работой по изданию художественного альманаха «Всадник». По сути он был русским наследником традиций «Синего всадника» Василия Кандинского в Мюнхене.
Театральные работы
Невозможно не упомянуть и о театральных работах Чеботарёва. Он преподавал «оформление сцены» на режиссёрском отделении Казанского Татарского театрального техникума. Потом работал в Казанском молодёжном театре «КЭМСТ» (Казанские экспериментальные мастерские современного театра). Здесь оформил несколько постановок: «Мистерия-буфф», «Разуй глаза», «Газ», «Гамлет», «Растрата».
Также работал художником-постановщиком «живой газеты» казанской театральной группы «Красная блуза». А в 1925 году произведения Чеботарёва экспонировали в Казани на 2-й изовыставке лабораторно-производственных работ ЛЕФа, которым руководил Владимир Маяковский.
Уже через год вместе с женой, кстати, тоже талантливой и оригинальной художницей, уезжает в Москву.
Жизнь в Москве
В Москве в 1926–1927 годах Чеботарёв работал над агитационными плакатами и афишами для кинокомпании Межрабпомфильм. Затем поступил на службу художником-оформителем в Московский театр юного зрителя. Участвовал в деятельности нескольких агит-групп театра «Синяя блуза». Сотрудничал с сатирическим журналом «Прожектор» и молодёжным «Красное студенчество».
Его смелые композиции смотрелись обособленно. Восторга не вызывали, но и резкого неприятия тоже. Однако в эти годы его совсем не выставляли и не принимали в Союз художников.
Не взирая на это, Константин Чеботарёв много работал, особенно в области станковой графики и книжной иллюстрации. В годы Великой Отечественной войны был задействован в «Окнах ТАСС» — рисовал антифашистские плакаты. Тогда же создал цикл «Я люблю каждый день жизни».
В послевоенный период мастер жил в подмосковном Новогирееве, где написал последние картины. В 1967 году работы Чеботарёва попадают на международную выставку «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» и получают всеобщее признание. Но лишь в 1970 году, за четыре года до смерти, больного и одинокого художника приняли в члены МОСХа.
Константин Чеботарёв ушёл из жизни в 1974 году, похоронен на Перовском кладбище в Москве.
Свидетельство о публикации №225031401096