Василий Бородин. В издательстве...

Новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы, других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=


Василий БОРОДИН



***

в издательстве "верный шар" издают
шарообразные книги с единственной буквой
"о" внутри:
она, не меняясь
при любом ракурсе, — перевод
всех прежних книг

шары; тают
когда им верят

2011



***
                Игорю Бобыреву

корни доро'г
не зо'лотом
а ветром
и на золе
осенние листья

серый и серый след и след

след и сад

2012



***

редкая птичья
радость смотреть улитку
на улитке записана
песня первоначальной рощи
в роще и вертится первый лист

и нет дней

2012



***

в сердце всё время
как будто бьют
острой лопатой —
как Ме'ня по голове —
даже почти без прямых причин

помню, кованые ворота
ставили в центре Москвы,
в арке,
а они косо вышли,
и архитектор
долго смотрел на отвес:
гирька ве;ртится,
нитка замерла

солнце, такое московское солнце и тени-но;ры

и мультфильм в светофорах,
во всех один

2012



***

всё же всё это написано
сердцем, а не долотом
не молотком
не пробойником, не напильником
не пилой, не бензопилой
не отбойным
молотком по разъезженному асфальту -

а
по лёгкому воздуху москвы -
сердцем
горячим и спокойным,
на неродном языке -
как бы на любом

мысль
бьётся там -
не в припадке,
не затылком о плесневелую стену -
а снова сердцем
хмурится умным лбом

любой другой тогда бы
или всегда бы
п-
ред-
почёл
пледу, серому небу,
снегу,
скелетику изгороди -

дрель, сверло
зуд железных пчёл
ящик с клещами, кувалдой -
доска к доске: рифмy, ремесло

гвозди среди гвоздей
в ржавой банке:
с-
толь-
ко рифм
чтоб заколотить мир

...а он тайком
выдохнул его, отпустил целиком

2019



***
 
это же не Ляпин?
это же Зубарев?
это заслуженные Z-образные перламутровые лады
которыми оборачиваются
неизбежно ошибочные у немолодых людей
художственные ходы

это же не Файнштейн?
это же Титов?
без ладов, но не контрабас
не жир земли, но движение чистой мысли -
можно сказать, полёт:
быстрый самолёт

выправятся ошибки
выспятся в рыхлом снегу окровавленные машинки
заново обведётся нимбом
первая любовь
у БГ Гибсон, как у Грега Лейка:
как писал Константин Симонов, блокнот и лейка

...пулемёт
пулемёт пулемёт

пулемёт

2018


БОРОДИН Василий (3 июля 1982, Москва — 9 июня 2021, Москва)
Поэт. Родился в Москве. Окончил Московский государственный металлургический институт. Стихи публиковались в журналах: «Новый мир», «Знамя», «Воздух», «TextOnly», «Волга», «Урал», «Reflect», «РЕЦ», «Другое полушарие», «Лампа и дымоход»; в альманахе «Белый ворон»; на сайтах «Полутона», «Новая камера хранения», «Сетевая словесность», др. Автор поэтических сборников: «Луч. Парус», «P.S. Москва — город-жираф», «Цирк «Ветер», «Дождь-письмо», «Лосиный остров», «Мы и глаза», «Пёс», «Машенька», «Клауд найн». Премии - Андрея Белого (2015), «Московский счёт» (2016), «Белла» (2017).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
Источник первых 4-х стихотворений данной подборки:
Василий Бородин. ЦИРК «ВЕТЕР»: Книга стихов. М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2012. (Книжный проект журнала «Воздух», вып.62)
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Бородин Василий, стихи, 2011 ... 2019.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2025; составление, 2019.


Рецензии