Александр Гумённый. Мой чёрный кофе...

ИСКУССТВО ИНТЕГРАЛЬНОГО СТИХА

(новое краткое вступление
к Антологии современного Интегрального стиха)


Вы наверняка помните свои ощущения, когда вдруг видите близнецов - от умиления до восторга… Это пример того, какое воздействие на человека оказывает элемент похожести (компонент похожести). В конце концов (или в начале начал?), первый и самый сильный - жизненно необходимый - навык младенца состоит в постоянном узнавании матери!.. Далее человек именно благодаря повторам достигает определённого развития и в итоге профессионализма: простой пример - музыканты и их репетиции ("repetitio" - "повторение", с лат.). Говоря шире, обобщая мысль: повтор образа - не механический, но живой, творческий, с новыми компонентами и уровнями, с уходами от ожиданий, не по кругу, но по спирали развития - это и есть один из главных природных факторов здорового существования человека.

И тут один шаг до рифмы, которая основана на звуковом повторе.

Есть довольно распространённые характеристики рифмы - "сильная рифма", "слабая рифма", то есть более или менее заметная или воздействующая… Не будем вдаваться в детали, но, условно приняв эти характеристики, зададимся таким вопросом: всегда ли та или иная рифма бывает "сильной" или "слабой"?.. И если не всегда, то от чего всё это зависит?.. "Читатель ждёт уж рифмы "розы"…", - так писал А.Пушкин в "Евгении Онегине". То есть поэт как бы потакает читателю, ублажая его слух (или зрение при чтении) этими "угадайками", этими простыми загадками, которые читатель довольно легко и удовлетворённо разгадывает в своих ожиданиях. А этому способствуют ровные силлабо-тонические метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. И повторяющиеся по структуре строфы (четверостишия), чёткие позиции рифм в них.

Выверенность, ровное чередование ударных и безударных слогов или особая система их чередования (как в логаэдах), повторение одинаковых по структуре строф с ожидаемыми рифмами на концах строк и т.п. - все эти регулярности и "ожидаемости" способствуют более чёткой запечатлённости рифм у читателя или слушателя стихотворения.

Но есть и такой тезис: художник должен повести за собой зрителя (читателя) дальше ожидаемого и, таким образом, уйти от "обслуживания", от некоторого прикладного характера сочинения…

И вот тогда, когда в стихах исчезает регулярность, когда поэт не связан этими обязательными канонами ровного метра, рифмы на конце строки, чёткой строфы, других достаточно строгих компонентов стиха, тогда и проявляются те малозаметные ранее составляющие стихотворения, которые были "забиты" силой регулярности… Слабые рифмы становятся более значимыми, внутренняя рифмовка - более заметной, более действенной; появляются метроритмические игры, обретающие новые качества, вплоть до смысловых и т.п.

Тонкости и нюансы стиха во всём их многообразии, - те компоненты, с которыми поэт часто работает на уровне интуиции, - приобретают особую силу воздействия. Инструментарий поэта расширяется, а композиция стихотворения часто становится более "штучной", оригинальной. Происходит выравнивание компонентов стиха по силе, их взаимопроникновение, более комплексное воздействие, их совместная работа, их интеграция. На этом во многом и основано искусство Интегрального стиха.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии,
февраль 2025.

*

Если понимать интеграцию как поэтико-философскую категорию, то стихотворение Александра Гумённого "Велосипед" это интуитивный акт описания интеграции закона сохранения энергии и поэтики И-стиха, описания этого закона через собственное чувствование или чувствование своего лирического героя - через ещё одну интеграцию - его и себя. Нехитрый штамп "железный друг" в таком контексте вдруг отсылает к Железному Дровосеку (Лаймена Фрэнка Баума / Александра Волкова), который по сути "разваливался на части", но - антитезно - в результате развития сюжета - не развалился, более того - обрёл именно друзей, и конечно же - сердце, - иначе говоря, тот же "момент", хорошо "крутящий / вращающий" кровь по организму… И кстати, что это уже второе спасение Дровосека, а первое - в предыстории этого персонажа - дал Дровосеку спасший его "железный друг" кузнец…
(более технический формальный разбор стихотворения А.Гумённого можно пока и отложить)

Александр В. Бубнов,
27.04.2025


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=


Александр ГУМЁННЫЙ



КОФЕ

мой чёрный кофе
не так чёрен
как шоколад
который я люблю –
горькая сладость
желаний

9 декабря 2013



ВЕЛОСИПЕД

пять лет назад
я разваливался на части
и случайно
купил велосипед
через 11 тысяч километров
развалился велосипед
а я стал выносливый как зверь…
спасибо тебе мой железный друг
твой крутящий момент
стал моим
вращающим

16 марта 2014



ПОХМЕЛЬЕ

мы живём в одной квартире
и подвисаем в инете
единого провайдера
но аккаунты разъединили
бесчувственные сервера
оцифровывая остатки эйфории
жёсткими дисками повседневности

1 января 2015



ВОСПРИЯТИЕ

иногда раздвигаем стены
чтобы сузить пространство
до нашего мировоззрения

10 августа 2015



ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ

выстукивая на клавиатуре
разные геометрические фигуры
и незавершённые формы
клонируем себя
в матрицы роботов
снабжая их директориями
ощущений чувств желаний
пока ещё живых тел –
не поглощённых
ЖЕЛЕЗОМ

15 августа 2015



***

вот интересно
когда растёт морда
и сохнет мозг
что заполняет
освободившееся
пространство
доходы или
отходы

27 декабря 2019


ГУМЁННЫЙ Александр Валерьевич
Поэт. Родился в 1964 году в г. Новокузнецке. Окончил Сибирский государственный институт. Преподаватель СибГИУ. Заслуженный тренер России по пауэрлифтингу. В 1990-х публиковал стихи в сибирских газетах. Публикации стихов в поэтических журналах и альманахах: «45-я параллель», «Журнал ПОэтов», «Тело Поэзии». Книга стихов «Инет_соитие» (М.: «Вест-Консалтинг», 2023).
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Гумённый А.В., 2013 ... 2015.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2025; составление, 2020.


Рецензии
Уже сложилась некоторая традиция пополнения страниц антологии и новыми выявленными текстами авторов, и их описаниями...

Александр Бубнов   27.04.2025 09:43     Заявить о нарушении
Если понимать интеграцию как поэтико-философскую категорию, то стихотворение Александра Гумённого "Велосипед" это интуитивный акт описания интеграции закона созранения энергии и поэтики И-стиха, описания этого закона через собственное чувствование или чувствование своего лирического героя - через ещё одну интеграцию - его и себя. Нехитрый штамп "железный друг" в таком контексте вдруг отсылает к Железному Дровосеку (Лаймена Фрэнка Баума / Александра Волкова), который по сути "разваливался на части", но - антитезно - не развалился, более того - обрёл именно друзей, и конечно же - сердце, - иначе говоря, тот же "момент", хорошо "крутящий / вращающий" кровь по организму… Мало кто осознаёт, кстати, что это уже второе спасение Дровосека, а первое - в предыистории этого персонажа - дал Дровосеку спасший его "железный друг" кузнец…
(более технический формальный разбор стихотворения А.Гумённого можно пока и отложить)

Александр В. Бубнов,
27.04.2025

Александр Бубнов   27.04.2025 09:43   Заявить о нарушении