Приключение в Стране Цифр
"Костя! Сделал уроки?" — крикнула мама из кухни.
"Почти!" — соврал мальчик и уставился на задачу.
«Если Коля прошёл 3 километра за 40 минут, а Оля — 2 километра за 20 минут, то кто шёл быстрее?»
"Да какая разница, кто быстрее? — пробурчал Петя. — Зачем мне это знать?"
Он написал наугад: «Быстрее шёл Коля, потому что он мальчик, а мальчики ходят быстрее девочек».
Вдруг учебник математики на столе начал странно светиться. Костя удивлённо протёр глаза — может, ему кажется? Но нет, учебник действительно светился, а потом вдруг раскрылся сам собой. Из него вырвался яркий луч света, и комната закружилась вокруг Пети.
"Что происходит?!" — закричал мальчик, но было поздно.
Когда головокружение прекратилось, Костя обнаружил, что стоит посреди странного города. Дома здесь были в форме учебников и калькуляторов, а по улицам ходили... цифры! Настоящие живые цифры на ножках, с ручками и глазками.
" Где я?" — прошептал ошеломлённый Костя.
"В Стране Цифр, конечно!" — раздался весёлый голос позади.
Петя обернулся и увидел смешного человечка с головой в форме циркуля.
"Кто ты?" — спросил мальчик.
"Я Профессор Циркуль, главный учитель в школе математики. А ты, должно быть, тот самый мальчик, который написал, что Коля быстрее, потому что он мальчик?"
Костя покраснел и кивнул.
" Да... А что в этом такого?"
"Такого ответа здесь ещё не слышали! — Профессор Циркуль покачал своей круглой головой. — Ты создал огромную математическую дыру, и теперь в нашей стране всё пошло наперекосяк!"
Только теперь Костя заметил, что с городом что-то не так. Некоторые дома стояли криво, цифры бегали в панике, а на площади в центре города огромные часы показывали одновременно разное время.
" Из-за меня?" — ужаснулся Костя.
" Из-за тебя, — кивнул Профессор. — Но не переживай! Ты можешь всё исправить. Нужно только дойти до Дворца Правильных Ответов и решить задачу ещё раз, но уже верно."
"А где этот дворец?"
Профессор указал на холм, где виднелось красивое здание в форме книги.
"Там! Но путь туда будет непростым. Тебе придётся пройти через Лес Примеров и переплыть Озеро Задач*.
"Я не хочу! — запротестовал Костя. — Я хочу домой!"
" Попасть домой ты сможешь только через Дворец Правильных Ответов, — развёл руками Профессор. — Таковы правила."
В этот момент рядом с ними с грохотом приземлилось что-то большое. Это была огромная двойка с сердитым лицом и острыми когтями.
"Это ещё что такое?" — испуганно спросил Костя.
" О нет! Это Двойкозавр! — воскликнул Профессор. — Он чует неправильные ответы. Бежим!"
Они бросились бежать по улицам города, а за ними гналась гигантская двойка, топая так, что земля дрожала.
"Сюда!" — Профессор потянул Петю за собой, и они спрятались в здании-калькуляторе.
Внутри калькулятора было светло и просторно. Кнопки были размером с диваны, а на большом экране светились весёлые цифры.
"Это самое безопасное место в городе, — объяснил Профессор. — Двойкозавр не любит калькуляторы — слишком много правильных ответов."
"И что теперь?" — спросил Костя, переводя дыхание.
"Нам нужна помощь, чтобы добраться до Дворца. Я знаю, кто может помочь — Королева Цифра. Она живёт в деревне на краю Леса Примеров".
Когда Двойкозавр потерял их след и ушёл, Костя и Профессор выбрались из калькулятора и направились к лесу. По дороге они встретили много странных жителей: весёлые плюсы, которые всех обнимали и поднимали настроение; строгие минусы, которые всегда жаловались на жизнь; знаки равенства, которые работали судьями и следили за справедливостью.
Наконец они добрались до опушки Леса Примеров. Деревья здесь были необычные — на них вместо листьев росли цифры и знаки.
" Будь осторожен, — предупредил Профессор. — В этом лесу легко запутаться. Держись тропинки и не решай примеры наугад."
Они шли по извилистой тропинке. Вокруг них с деревьев свисали примеры: 2+2, 7-3, 5;4...
" А зачем вообще нужна математика? — спросил Костя, перешагивая через корень. — В жизни ведь можно посчитать на калькуляторе"
" Но до того, как появились калькуляторы, как люди считали? — улыбнулся Профессор. — Математика была всегда, просто менялись способы счёта".
Внезапно перед ними упало дерево, перегородив путь. На его стволе был пример: 12:3.
" Чтобы пройти дальше, нужно решить пример,"— объяснил Профессор.
" Э-э... — Костя задумался. — Двенадцать разделить на три... Это... четыре!"
Дерево задрожало и отодвинулось, освобождая путь.
"Видишь? — обрадовался Профессор. — Всё не так сложно!"
Они продолжили путь. Чем дальше они шли, тем больше примеров приходилось решать. И, к своему удивлению, он обнаружил, что у него получается всё лучше и быстрее.
"Я заметил одну вещь, — сказал Костя, когда они остановились отдохнуть. — Если я знаю правило, то могу решить любой пример по этому правилу."
"Верно! — обрадовался Профессор. — В этом и суть математики — понять правила, а потом применять их" .
Когда они вышли из леса, перед ними раскинулось огромное голубое озеро.
" Это Озеро Задач, — объяснил Профессор. — Нам нужно переплыть его, чтобы попасть в деревню Королевы Цифры".
На берегу стоял небольшой деревянный плот, но рядом с ним сидел грустный знак вопроса.
"Что случилось?" — спросил Костя.
"Я не могу решить задачу, — вздохнул знак вопроса. — А пока я не решу её, плот не поплывёт.
-Какую задачу?
— Вот: «Если Коля прошёл 3 километра за 40 минут, а Оля — 2 километра за 20 минут, то кто шёл быстрее?»
Костя замер. Это была та самая задача, из-за которой он попал сюда!
- Я... я не знаю, Я просто написал ответ, не решая.
"Давай подумаем вместе, — предложил Профессор. — Как узнать, кто быстрее?"
"Наверное, нужно знать, сколько километров каждый проходил в минуту," — неуверенно сказал Костя.
"Правильно! Это называется «скорость». Чтобы найти скорость, нужно разделить расстояние на время."
Костя задумался:
"Значит, для Коли это 3 километра разделить на 40 минут... Это будет... 3/40 километра в минуту."
-А для Оли?
— 2 километра разделить на 20 минут... Это 2/20 или 1/10 километра в минуту.
— И что больше: 3/40 или 1/10?
Костя задумался:
"Чтобы сравнить, нужно привести к общему знаменателю. 3/40 это... 3/40, а 1/10 это... 4/40. Значит, 4/40 больше чем 3/40!"
— Так кто же шёл быстрее?
-Оля! — воскликнул Петя. — Оля шла быстрее, потому что её скорость 1/10 километра в минуту, а у Коли только 3/40!
Знак вопроса подпрыгнул от радости и превратился в восклицательный знак:
" Правильно! Теперь мы можем плыть!"
Все трое забрались на плот, который сам собой отчалил от берега. Пока они плыли через озеро, Костя разглядывал плывущие в воде задачи.
"Знаешь, — сказал он Профессору, — кажется, я начинаю понимать, зачем нужна математика. Это как игра с правилами — если знаешь правила, то можешь решить любую задачу."
" И не только в математике, — подмигнул Профессор. — Эти правила работают во всём мире. Когда ты покупаешь мороженое и считаешь сдачу — это математика. Когда измеряешь, сколько времени осталось до конца урока — это тоже математика."
На другом берегу озера их встретила Королева Цифра — величественная семёрка в короне и с волшебной палочкой-карандашом.
"Наконец-то вы здесь! — обрадовалась она. — Я слышала о проблеме. Двойкозавр разрушает город, и только правильный ответ может всё исправить."
"Мы как раз идём во Дворец Правильных Ответов, — сказал Профессор. — Но нам нужна ваша помощь, чтобы добраться туда быстро."
" Я могу помочь, — кивнула Королева. — Но сначала я хочу убедиться, что Костя действительно понял, в чём была его ошибка."
Она повернулась к мальчику:
" Скажи мне, почему важно решать задачи правильно, а не наугад?"
Костя задумался, а потом ответил:
" Потому что от правильных решений зависит многое. Если бы инженеры неправильно считали, мосты бы падали. Если бы повара неправильно отмеряли ингредиенты, еда была бы невкусной. Если бы врачи неправильно считали дозу лекарства... — Костя поёжился. — Математика помогает делать вещи правильно."
Королева Цифра улыбнулась:
" Ты всё понял. Теперь я помогу вам добраться до Дворца."
Она взмахнула своей палочкой-карандашом, и перед ними появилась тропинка из светящихся чисел, ведущая прямо к Дворцу Правильных Ответов.
Когда они дошли до дворца, город уже сильно пострадал от Двойкозавра. Многие дома покосились, цифры бегали в панике, а на площади творился настоящий хаос — знаки плюс превращались в минусы и наоборот.
Во дворце их встретил старый мудрый учебник с потрёпанными страницами.
"Я знал, что вы придёте, — сказал он. — Костя, ты готов исправить свою ошибку?"
"Да, — кивнул мальчик. — Что мне нужно сделать?"
"Подойди к Золотой Тетради и запиши правильное решение задачи."
Костя подошёл к огромной тетради в центре зала и взял предложенный ему карандаш.
«Если Коля прошёл 3 километра за 40 минут, а Оля — 2 километра за 20 минут, то кто шёл быстрее?»
Костя написал решение:
«Скорость Коли = 3 км : 40 мин = 3/40 км/мин
Скорость Оли = 2 км : 20 мин = 2/20 = 1/10 км/мин
1/10 > 3/40, значит, Оля шла быстрее».
Как только Костя дописал последнее слово, Золотая Тетрадь засветилась ярким светом. Свет вырвался из дворца и разлился по всему городу, исправляя разрушения. Дома выпрямились, знаки вернулись на свои места, а цифры радостно запрыгали.
"Ты это сделал! — воскликнул Профессор Циркуль. — Ты спас нашу страну!"
Вдруг в зал ворвался Двойкозавр. Но теперь это была не сердитая двойка, а дружелюбная пятёрка с улыбкой.
"Спасибо, что исправил мои двойки на пятёрки!"— сказала она Косте — Теперь я снова стала хорошей оценкой" .
"Пришло время тебе возвращаться домой, — сказала Королева Цифра. — Но прежде чем ты уйдёшь, я хочу подарить тебе это."
Она протянула Косте маленький блестящий калькулятор.
" Это не простой калькулятор, — объяснила она. — Он будет светиться, когда ты будешь на правильном пути в решении задачи. Но помни — он не решает за тебя, он только подсказывает."
Костя поблагодарил всех своих новых друзей. Королева Цифра взмахнула своей палочкой, и комната закружилась вокруг мальчика...
Костя открыл глаза. Он сидел за своим столом, а перед ним лежала тетрадь с выполненным домашним заданием. Он заметил на столе маленький блестящий калькулятор, которого у него никогда не было. Он улыбнулся и погладил его пальцем.
С тех пор математика стала для Кости любимым предметом.
Свидетельство о публикации №225031401376