Шаг в вечность
Иван прихлебнул из граненого стакана теплое пиво, которое с утра уже успело выдохнуться и приобрести кисловатый привкус. Пиво было единственным другом и утешением в этом проклятом мире, где он, Иван, был никем и звали его никак. Вернее, звали его, конечно, но это имя звучало лишь в пьяных перебранках соседей и ворчании участкового милиционера, заглядывавшего сюда редко, но метко, словно карающий перст судьбы.
Иван был художником. Вернее, он когда-то им был. В юности, когда мир казался ярким и полным возможностей, он мечтал о славе, о выставках, о признании. Он писал картины, полные страсти и боли, пытаясь выплеснуть на холст все то, что клокотало в его душе. Но мир оказался глух к его крику. Галереи отказывали, критики молчали, а публика предпочитала яркие безделушки и глянцевые картинки. Иван спился. Сначала понемногу, для смелости, а потом все больше и больше, пока алкоголь не стал единственным смыслом его существования. Кисти и краски пылились в углу, холсты превратились в тряпье, а мечты растворились в горьком дыме дешевых сигарет.
Теперь он жил в этой клоповнике, перебиваясь случайными заработками и подаяниями. Иногда ему удавалось написать что-то на заказ, какой-нибудь пейзаж для местного кафе или портрет для толстой тетки, мечтающей увидеть себя на холсте молодой и стройной. Но это были лишь жалкие попытки вернуться к прошлому, искры угасающего костра. Настоящее искусство ушло из его жизни, затоптанное бытом, пьянством и разочарованием.
И вот сейчас, сидя у окна и глядя на унылый пейзаж за окном, Иван размышлял о том, что же такое настоящее искусство. Что отличает его от всех этих подделок, штамповок, пустышек, которыми заполонен современный мир? Раньше он думал, что настоящее искусство – это мастерство, техника, красота. Но теперь он понимал, что это не главное. Техника – это лишь инструмент, красота – это лишь оболочка. Настоящее искусство – это что-то гораздо большее, что-то неуловимое, что-то такое, что способно проникнуть в самую глубину человеческой души.
Он вспомнил случай, который произошел с ним несколько лет назад. Тогда он еще пытался выставляться в небольших галереях, надеясь на чудо. Однажды на его выставку забрел старик, одетый в рваную одежду и пахнущий перегаром. Старик долго стоял перед одной из его картин – мрачным пейзажем заброшенной деревни под свинцовым небом. Картина была написана в тяжелых, сумрачных тонах, она дышала безысходностью и тоской. Иван подошел к старику, готовый услышать очередную порцию критики и насмешек. Но старик повернулся к нему и сказал тихо, но твердо: «Спасибо, сынок. Словно в детство вернулся». И в его глазах стояли слезы.
Иван был поражен. Этот опустившийся старик, очевидно, проживший тяжелую жизнь, нашел в его картине что-то свое, что-то близкое и понятное. Что-то, что затронуло его сердце, заставило вспомнить о чем-то важном и забытом. Тогда Иван впервые понял, что настоящее искусство – это не про красоту и технику, а про человека. Про его боль, его радость, его надежды и разочарования. Про то, что связывает людей друг с другом, несмотря на все различия и преграды.
И сейчас, в этой клоповнике, в окружении грязи и нищеты, Иван снова вернулся к этой мысли. Настоящее искусство тем-то и отличается от подделок, что оно умеет найти путь к самому загрубевшему сердцу. Оно способно пробиться сквозь толщу равнодушия и цинизма, сквозь стену боли и отчаяния. Оно способно на секунду поднять в небеса, в мир полной и ничем не стесненной свободы безнадежнейшую из жертв всемирного инфернального транса.
Инфернальный транс… Иван подумал об этом словосочетании. Инфернальный – значит адский, бесовский. Транс – значит оцепенение, заворожённость. Всемирный инфернальный транс… Да, это точно описывает то состояние, в котором сейчас находится мир. Мир, погруженный в бесконечную гонку за деньгами и успехом, мир, где люди превратились в бездушных роботов, зомбированных рекламой и телевизором, мир, где нет места для души, для чувств, для настоящего.
И в этом мире, в этом инфернальном трансе, настоящее искусство – это словно луч света в темном царстве. Это словно глоток свежего воздуха в душной комнате. Это словно крик о помощи, доносящийся из глубины души. И если этот крик будет услышан, если этот луч света пробьется сквозь мрак, то может быть, еще не все потеряно. Может быть, еще есть шанс вырваться из этого транса, вернуться к себе настоящему, обрести свободу и счастье.
Иван допил пиво и поставил стакан на подоконник. В груди зашевелилось что-то незнакомое, что-то вроде слабой надежды. Может быть, еще не поздно. Может быть, еще есть порох в пороховницах. Может быть, он еще способен написать что-то настоящее, что-то такое, что затронет сердца людей, пробудит их от инфернального транса, поднимет их в небеса.
Он встал с табурета и подошел к углу, где пылились его кисти и краски. Взял в руки потертый этюдник, открыл его и заглянул внутрь. Краски засохли, кисти огрубели, холсты пожелтели. Но что-то внутри него шевельнулось, зажглось слабым огоньком. Он почувствовал давнее желание писать, творить, выражать себя на холсте.
Он вышел из клоповника и оказался на улице. День был пасмурный, небо затянуто серыми тучами, ветер гонял по улице пыль и мусор. Но Иван не заметил непогоды. Он шел вперед, не зная куда, но чувствуя, что что-то меняется в его жизни. Он шел навстречу неизвестности, навстречу новому дню, навстречу возможности снова стать художником.
Он забрел в парк, заросший сорняками и бурьяном. Сел на скамейку, покрытую ржавчиной, и стал смотреть вокруг. Парк был запущен и заброшен, словно отражение его собственной жизни. Но в этой запущенности была своя красота, своя поэзия. Сквозь сорняки пробивались зеленые ростки травы, на ветвях деревьев щебетали птицы, а в небе проглядывало слабое солнце.
Иван открыл этюдник, достал помятый кусок бумаги и карандаш. Начал рисовать. Не думая ни о чем, не стремясь к совершенству, просто перенося на бумагу то, что видел вокруг. Заброшенный парк, серые тучи, зеленые ростки, птицы в небе. Рисовал долго, не обращая внимания на холод и ветер. Рисовал, как дышал, как жил.
Когда солнце скрылось за тучами и в парке стало темнеть, Иван закончил рисунок. Посмотрел на него – и удивился. Он встал со скамейки, взял этюдник под мышку и пошел обратно в свой клоповник.
Вечер опускался на город, зажигались окна домов, звучали голоса и музыка. А в клоповнике №12 горел слабый свет лампочки, и непризнанный пьяница-художник Иван сидел за столом и смотрел на свой рисунок заброшенного парка. И в его глазах была не тоска и отчаяние, а тихая радость и вера в то, что настоящее искусство не умрет никогда. Потому что оно живет в сердцах людей, ждущих света и свободы. И оно обязательно найдет к ним путь. Он достал бутылку портвейна, приготовленную заранее, и посмотрел в открытое окно седьмого этажа: высота, подходящая для Шага в Вечность…
Свидетельство о публикации №225031401379