Главное не оставаться и дальше в тупике
Почему эта железная дорога важна для нас?
Какие выгоды принесет миру железнодорожная трасса, проложенная из Китая в Европу через Кыргызстан и другие страны ЦА?
1. Она позволит выйти из геополитического тупика Кыргызстану и всей Центральной Азии;
2. Поднимет экономику южного депрессивного ныне региона страны через стимулирование торговли, сельского хозяйства, промышленности;
3. Создаст новые рабочие места и покончит с миграцией из страны молодежи и даже будет способствовать возвращению на родину уехавших на заработки;
4.Совместное участие в данном чрезвычайно выгодном проекте соседних республик — Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана — будет означать улучшение не только экономики и уровня жизни, но и межнациональных отношений, создания атмосферы дружбы, кооперации, сотрудничества;
5. Для Кыргызстана и Таджикистана проект даст мощный стимул для развития энергетики и освоения гидроэнергетического потенциала этих стран;
6. Трасса даст мощный стимул налаживанию тесных экономических и прочих связей Центральной Азии с Китаем, Ираном, Турцией и странами Европы, что будет означать большой прогрессивный сдвиг в менталитете наших народов;
7. Произойдет интегрирование Кыргызстана и других стран региона с мировой экономикой и культурой; 8. Европа и Азия откроют новую страницу в своих отношениях, ибо никогда в прошлом эти континенты и страны, населяющие их, не были так близки друг к другу и не имели таких возможностей, какие появятся с налаживанием железнодорожного сообщения по этому самому короткому маршруту.
Итак, железная дорога, которая свяжет Китай с Узбекистаном через 200 километров трассы, проложенной по нашей территории и идущей дальше уже по существующим дорогам Узбекистана, Таджикистана, Туркменистаном, Ирана, Турции с выходом на страны Европы, может самым серьезным образом изменить геополитическую карту мира.
И при этом, как говорится, основная часть работы уже выполнена нашими соседями, которые уже давно построили железные дороги в своих странах, выстроив их в цепочку, так что осталось только замкнуть кыргызский участок — и родится великая железнодорожная трасса.
Эта дорога может в буквальном смысле соединить нас и сделать одним народом уже на этапе начала строительства работ, дав мощные экономические стимулы всем ее участникам.
Почему эта дорога так и не была построена за 30 лет нашей независимости?
Почему во времена СССР никто не был заинтересован в выходе Центральной Азии из тупика? И что нужно сделать теперь, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки?
К сожалению, тех, кто ищут правду и находят ее, ненавидят ее еще больше, чем лжецов и демагогов.
Даже сегодня существует сильное противодействие реализации данного проекта в верхних эшелонах власти Кыргызстана, а также в той политике, которую проводят Россия и Казахстан в отношении возможности строительства этой дороги и вариантов его реализации. Наши соседи не заинтересованы в продвижении проекта по политическим мотивам, Казахстан мотивирован в основном экономическими интересами, потому что уже располагает своей железной дорогой, связывающей Китай и страны Центральной Азии через свою территорию.
Однако в случае строительства железной дороги по трассе Кашгар — Иркештам — Ош — Карасуу протяженность трассы, связывающей Китай с Центральной Азией, а затем и с выходом на Европу станет короче почти на тысячу километров…
Почему и кто против этого проекта
Кыргызский традиционный регионализм и трайбализм также сыграли и продолжают играть свою ключевую роль в срыве реализации этого проекта или в превращении его в долгострой, в особенности в последние годы, когда заходит речь о начале работ.
Сразу же со своими специфическими планами начинают выступать представители различных кланов, стараясь либо заблокировать проект, либо подчинить интересам своего региона, предлагая затратные или трудно выполнимые варианты его реализации, когда интересы экономической целесообразности и всей страны и всего народа отодвигаются на второй план.
Внешние деструктивные силы, прекрасно осведомленные об этих противоречиях, только раздувают их специально и даже платят за то, чтобы Кыргызстан как можно дольше оставался в геополитическом тупике…
Они хороши знают, что возрождение Кыргызстана начнется именно через Иркештам и железную дорогу, проложенную через этот участок.
Они знают о том, что эта железная дорога в 100 раз выгоднее, чем Кумтор, и, наверное, все проекты в стране вместе взятые не стоят его, тем более что он абсолютно безопасен с экологической точки зрения и дает мощный стимул для развития гидроэнергетики Кыргызстана.
Если мы не получим доступ ко всему миру, то, значит, не будем привлекать инвестиции и осваивать новые технологии, не будем развиваться и оставаться и далее в геополитическом тупике и население наше будет в подавляющем большинстве с тупиковым менталитетом, агрессивным и злым даже из-за пустяков, что видят врагов во всех соседях вокруг…
Если мы не будем строить такую дорогу и закроемся наглухо от всего прогрессивного мира, то мы рискуем передраться и поубивать друг друга, как пауки в банке, — от нехватки денег и ресурсов, которых у нас будет все меньше и меньше, от нехватки ума, знаний…
Никакой альтернативы этой железной дороги у нас просто нет. Свобода — самый ценный ресурс, и кыргызы всегда знали об этом. Как гласит поговорка: «Тар жерде аш жегенден к;р;, кенен жерде муш же». Чем кушать плов в тесном месте, лучше отведать хорошего тумака или пинка на свободе. Тюрьма останется тюрьмой, а на свободе от хорошего пинка могут вырасти крылья.
Кыргызстан занимает исключительно выгодное геополитическое положение в Азии, которым мы до сих не воспользовались. Но именно на этот участок нашей страны на южной половине, длинной в 170 километров от Иркештама до Оша, где и рельеф удобный и где проходит основная ветка Великого Шелкового пути, соединяющего Китай с Европой, все кыргызы должны молиться и благодарить наших предков за то, что они заняли такой важнейший стратегический пункт. Как если бы они знали, что в будущем здесь будет проложена железная дорога, которая изменит весь мир и превратит наш народ в великую нацию. Именно здесь наиболее выгодно и удобно, сама природа и топография земной поверхности позаботилась об этом, чтобы в течение одного года была проложена железная дорога, которая замкнет, наконец-то, железные дороги Китая с железными дорогами Кыргызстана (в Оше), Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Европы. Все готово для того, чтобы Кыргызстан и вся Центральная Азия вышли из этого затянувшегося геополитического тупика, и «ключи к воротам» находятся в наших руках. Чтобы понять какие выгоды это сулит, надо иметь в виду, что Китай может завершить эти работы всего за один миллиард долларов и даже меньше. Ведь они построили сложнейшую железнодорожную трассу длиной в тысячи с лишним километров, соединяющую центральные районы этой страны с Тибетом (городом Лхаса) всего за полтора миллиарда долларов (!) И все работы были завершены в течение полутора лет. А после начала эксплуатации дорог в бюджет страны будут поступать в год 250 миллионов долларов, а это 8 тонн чистого золота.
Энергетика тоже выйдет на мировой рынок
Еще один огромный источник денег, который появится у нас, как только заработает железнодорожная трасса через Кыргызстан — из Китая в Европу и обратно. Дело в том, что кыргызский и узбекский участок трассы проходит близко от кыргызских ГЭСов в нижнем течении Нарына. А мы всегда имели большие проблемы с продажей эл\энергии, отдавали ее и отдаем сегодня практически даром своим соседям, прежде всего Казахстану и очень часто просто сбрасываем воду на Токтогульской ГЭС по просьбе соседей в сезон полива. Так вот, дорогие товарищи, электропоезда, которые будут ездить по этому маршруту будут подпитываться от кыргызских электростанций. Если мы сегодня продаем энергию по цене даже ниже, чем стоимость электроэнергии в самом Казахстане — по сому за квт\час, то в Европе она в 25—30 раз дороже. И они, конечно же, будут платить по такой цене за кыргызскую электроэнергию. Подумайте, о примерно 2-х миллиардах долларов в год, которые поступят дополнительно в казну страну в счет оплаты за работу поездов, станций, узлов связей и прочее. Этот проект окупится очень быстро, как только он начнет работать! На мировой рынок вместе с транспортными потоками выйдет и наша энергетика. И даже гораздо раньше — во время строительства трассы потребуется много электроэнергии. Тогда можно будет сразу начать и строительство всего каскада ГЭСов на реке Нарын — до самого Ат-Баши — и опять же все эти станции будут располагаться вдоль будущей трассы, которая соединит юг и север страны. Мы, действительно, можем очень быстро подняться на ноги и превратиться в богатую и процветающую страну уже в ближайшем будущем. Для этого есть все основания и надо только действовать и действовать и пробивать железнодорожный маршрут в Европу, Китай, Японию — этот участок от Иркештама до Оша длиной всего в 200 километров, которые отделяют нас от совсем другого будущего.
P. S.
Иркештам может спасти Торугарт и страну от разорения
К сожалению, предложенный северный вариант проекта строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через таможенный пункт Торугарт является чрезвычайно дорогостоящим, на реализацию которого потребуется очень много времени и средств — на все про все уйдет 10 лет как минимум, но, скорее всего, речь идет о 20 даже 30 годах, прежде чем в Кыргызстане по труднопроходимым местам, сквозь горы, хребты и перевалы будут проложены 400 км. железных дорог, который соединят Китай и Узбекистан и позволят всему региону выйти из геополитического тупика.
Китай, конечно же, приложит максимум усилий, чтобы этот проект реализовался, как и Узбекистан, но Кыргызстан может оказаться в итоге в полной экономической зависимости от них и даже потерять контроль над этой построенной железной дорогой. Ведь если наши соседи вложат десятки миллиардов долларов на строительство, а Кыргызстан не сможет внести даже 10-ю часть этих денег, то ясно, что наши соседи будут контролировать ее в будущем в той или иной форме.
Чтобы снизить такие риски, следует параллельно начинать строительство намного более выгодной трассы через Иркештам, которая соединит Китай с Узбекистаном по максимально короткому пути, не превышающей 200 км. (На этот южный вариант изначально настаивали китайские инвесторы, но они не смогли переубедить своих кыргызских коллег, настоявших на трассе, которая будет проходить через Торугарт. Хотя при реализации проекта по этому варианту расходов было бы гораздо меньше, и Кыргызстан, имел все шансы взять под свой контроль самый короткий и экономически выгодный путь и маршрут, соединяющий Китай и Европу через нашу территорию, как контролировать грузопотоки этой страны с Индией и Пакистаном, как и движение транспорта в обратном направлении).
В конце концов в будущем, будут функцианировать оба эти транзитные маршруты и, возможно, появятся новый маршрут через перевал Бедель в Иссык-Кульской области, но для Кыргызстана сегодня самое самое решить проблему выхода страны из геополитического тупика и сделать это наиболее эффективным и быстрым путем.
Маршрут через Иркештам дает такую возможность, он будет построен быстрее и с гораздо меньшими затратами, и при этом быстрее окупит все свои затраты, учитывая то, что этот маршрут проходит по самому короткому магистральному участку Великого Шелкового пути, соединяющему Восток и Запад Юг и Север нашего континента. Более того, деньги вырученные от интенсивных грузопотоков на этой трассе, позволят достроить второй, точнее, первый вариант железной дороги, проходящий во внутренней территории страны, связывая ее регионы. В бизнесе самым главным условием является скорость возврата вложенных инвестиций, быстрота окупаемости проекта.
Кыргызстан просто может не дождаться того времени, когда эта железная дорога будет построена в предлагаемом ее варианте. Ведь даже вторую автомобильную дорогу, соединяющую юг и север Кыргызстана, мы строили почти 15 лет и до сих пор она не заработала. А ведь этот проект был в 100 раз менее затратным, чем то, что предстоит нам начать. Там были построены лишь один тоннель и один автомобильный мост, тогда как при реализации строительства железной дороги предстоит построить десятки таких тоннелей и мостов.
В любом случае, трасса через Иркештам обойдется нашей стране гораздо дешевле и может спасти убыточный и дорогостоящий проект дороги через Торугарт, пересекающий внутренние районы страны, но и вытащить страну от долгов и кабальной зависимости от стран-инвесторов.
Было бы правильным изначально выбрать наиболее выгодный маршрут, но поскольку региональные интересы политиков и бизнес-элиты Кыргызстана не позволили это сделать, теперь следует хотя бы задним числом попытаться спасти предложенный вариант от полного провала. Железная дорога, проложенная через Иркештам может дать такой шанс и спасти заведомо убыточный проект трассы через Торугарт.
Свидетельство о публикации №225031400280