5. 31. 5 Второе состояние злых духов

  «509. Находясь во втором состоянии, злые духи часто бывают под строгим наказанием, потому что впадают во всякого рода зло или преступление. Кары эти в  мире духов разнородны. На личность или звание при сём не обращается никакого внимания: будь то король или холоп – всё одно. Всякое зло неминуемо вслед за собою приносит и кару. То и другое связано нераздельно, а потому кто во зле, тот и под наказанием. Никто, однако ж, не наказуется там за зло, содеянное здесь, а за преступления, в кои впадает там; но в сущности всё равно сказать, что там карают за зло, содеянное в миру, или наказуют за зло, содеянное в той жизни, ибо всякий по смерти продолжает жить на том свете своей земной жизнью и, стало быть, остаётся и в своём зле, в своих грехах … Кара там необходима потому, что в этом состоянии, кроме страха наказаний, нет иного средства для обуздания зла: убеждения и наставления безсильны, страха законов и опасения утраты доброй славы нет, ибо своеволие по природе своей таково, что ничем не может быть подавлено или сломано, кроме кары. Но добрые духи никогда не наказываются, если и делали что-либо дурное в этой жизни, потому что они там не впадают снова во зло своё. … зло их иного рода или свойства: в них не было умысла против истин или закостенелости, а только наследственное зло от родителей, которому они и предавались по слепой страсти, когда находились в состоянии внешности, раздельной от внутренних начал.

510. Каждый присоединяется к тому обществу, в каком был дух его ещё в мирской жизни, ибо всякий человек по духу своему связан с каким-либо обществом – адским или небесным: злой с адским, добрый с небесным … дух сближается с обществом своим постепенно и, наконец, входит в него. Злой дух, будучи в состоянии внутренних начал своих, постепенно обращается к своему обществу и наконец направляется прямо туда ещё до окончания этого (второго, или внутреннего) состояния. При окончании же его злой дух сам бросается в преисподнюю, к ровням и товарищам своим. Самое действие это представляется зрителю, будто кто падает вниз головой и вверх ногами. Видимость эта основана на том, что дух этот находится в превратном порядке, любя адское и откидывая небесное. Иные злые духи в этом втором состоянии попеременно входят в ад и опять оттуда выходят, но в этом случае они не кажутся падающими стремглав, как духи, над коими совершено опустошение …, о коих говорен выше. Самое общество, в коем они состояли по духу своему, ещё будучи в миру, показывается им, когда они бывают во внешности, чтоб они знали, что находились в аду ещё в земной жизни своей – в состоянии, однако ж, не вполне адском, но которое уподоблялось более быту мира духов. …

511. В этом втором состоянии совершается отделение злых духов  от добрых, тогда как в первом состоянии, покуда дух  во внешнем быту своём, все перемешаны вместе, как на земле: злые с добрыми и добрые со злыми. Иначе бывает, когда дух уже перенесен во внутренний быт свой и предоставлен нраву своему и воле. Отделение добрых от дурных делается различно, обыкновенно же – не говоря о прочих способах – таким образом: злые духи  обходят те общества, с коими они входили в сношение по добрым мыслям и чувствам своим, когда были ещё в первом (внешнем) состоянии, и которые они обманывали внешностью своей, стараясь казаться добрыми. Большей частью носятся они   в обширной окружности и всюду показываются добрым духам, чтобы эти видели, каковы они. При взгляде на них добрые духи отвращаются, а затем и самые  посетители их, то есть дурные духи эти, отворачиваются лицом в ту сторону, где находится их адское общество, то есть куда им окончательно должно прибыть».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  275).


Рецензии