Истории из жизни Игоря Стравинского
1. Начало пути: от юриста к композитору
Игорь Стравинский родился в музыкальной семье: его отец был известным оперным певцом. Однако сам Игорь сначала поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, чтобы получить «серьезную» профессию. Но страсть к музыке взяла верх. Он начал брать частные уроки у Николая Римского-Корсакова, который стал его наставником. Римский-Корсаков высоко оценил талант молодого Стравинского и во многом определил его творческий путь.
2. «Жар-птица» и встреча с Дягилевым
Переломным моментом в карьере Стравинского стало знакомство с Сергеем Дягилевым, импресарио и основателем «Русских балетов». Дягилев заказал Стравинскому музыку для балета «Жар-птица», который был поставлен в Париже в 1910 году. Успех балета принес Стравинскому мировую славу. Это сотрудничество продолжилось в балетах «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913), которые стали вехами в истории музыки.
3. Скандал с «Весной священной»
Премьера балета «Весна священная» в Париже в 1913 году вызвала один из самых громких скандалов в истории музыки. Необычная ритмика, диссонансы и «варварская» энергия музыки шокировали публику. Зрители начали свистеть, кричать и даже драться в зале. Стравинский позже вспоминал, что был потрясен реакцией, но этот скандал сделал его имя известным на весь мир.
4. Эмиграция и жизнь в Швейцарии
После революции 1917 года Стравинский, который находился за границей, решил не возвращаться в Россию. Он поселился в Швейцарии, где продолжил работать. В этот период он экспериментировал с новыми стилями, отходя от русской фольклорной тематики. Его музыка стала более сдержанной и структурированной, что отразилось в таких произведениях, как «История солдата» (1918).
5. Дружба с Пикассо
Стравинский был знаком со многими выдающимися художниками своего времени. Особенно близкие отношения у него сложились с Пабло Пикассо. Они не только дружили, но и сотрудничали: Пикассо создал эскизы костюмов и декораций для балета Стравинского «Пульчинелла» (1920). Их дружба длилась много лет, и Стравинский даже позировал Пикассо для портрета.
6. Переезд в США
В 1939 году Стравинский переехал в США, где прожил до конца жизни. Он читал лекции в Гарварде, продолжал сочинять и дирижировать. В Америке он написал такие известные произведения, как «Симфония в трех движениях» (1945) и оперу «Похождения повесы» (1951). Стравинский стал гражданином США в 1945 году.
7. Любовь к порядку и дисциплине
Стравинский был известен своей педантичностью и любовью к порядку. Он работал над музыкой каждый день, строго соблюдая распорядок. Даже в путешествиях он брал с собой переносной стол для работы. Его дисциплина и трудолюбие позволили ему создать огромное количество произведений, несмотря на частые переезды и сложные исторические обстоятельства.
8. Возвращение в СССР
В 1962 году, после более чем 40 лет эмиграции, Стравинский посетил СССР по приглашению советских властей. Его концерты в Москве и Ленинграде прошли с огромным успехом. Однако сам композитор скептически относился к советскому режиму и после поездки больше не возвращался на родину.
9. Стравинский и джаз
Стравинский интересовался джазом и даже написал несколько произведений, вдохновленных этим жанром, например, «Рэгтайм» (1918) и «Эбони-концерт» (1945). Он считал джаз важным явлением современной музыки и восхищался его ритмической свободой.
10. Последние годы
В последние годы жизни Стравинский продолжал работать, несмотря на ухудшение здоровья. Он умер в 1971 году в Нью-Йорке и был похоронен в Венеции, рядом с могилой Сергея Дягилева, своего давнего друга и соратника.
Игорь Стравинский оставил огромное наследие, которое продолжает вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру. Его жизнь — это история человека, который всегда шел вперед, не боясь экспериментировать и менять мир музыки.
Свидетельство о публикации №225031400448