Теперь мы получили наконец ответ на вопрос, каким

Теперь мы получили наконец ответ на вопрос, каким образом зеркало превращает
правую руку в левую и наоборот и вообще переворачивает весь мир! Все, что нахо-
находится вблизи зеркала, находится поблизости и в Зазеркалье. Все, что находится далеко
от зеркала, остается далеким и в Зазеркалье. Следовательно, предметы, далекие от
зеркала, при отражении «перелезают» через близкие.
Рассмотрим теперь зеркальное отражение более сложных ритмов.
Взглянув на половинные и отдельные восьмые ноты ( I , К ), вы
сразу же заметите, что они не симметричны. Лишены симметрии и знаки,
означающие паузу продолжительностью в четвертную или восьмую
( 1 1 )• Но для простоты мы будем предполагать, что и перевернутые
зеркальные отражения этих знаков означают паузы такой же длительности, как и
сами знаки.
Приведем довольно большой фрагмент ритмического рисунка, содержащий
наряду с нотами и асимметричный знак паузы:
Продолжите зеркальное отражение ритма самостоятельно! Слова «та», «ти»,
которыми мы отмечаем доли такта, при отражении в зеркале «переворачиваются»
и становятся неудобочитаемыми. Пропойте зеркальное отражение исходного ритма,
заменив все отражения слов их оригиналами:

________________________________________
Каким' образом синкопа может остаться синкопой и в зеркальном отражении
ритма? Как бы вы поступили, если бы перед вами не было зеркала? Смогли бы вы
построить зеркальное отражение исходного ритма?
По-видимому, зеркальное отражение, ничем не уступающее «настоящему»,
можно получить, прочитав исходный ритм от конца к началу. Выберите какой-нибудь
другой ритм и проверьте на нем, так ли это.
Рассмотрим теперь чуть более сложный ритм:
Не будем обращать внимания на то, что в зеркальном отражении точка стоит
перед нотой, а не после нее, как обычно. Замедленный ритм зеркало превратило в
быстрый. Что произойдет, если отразить в зеркале быстрый ритм? Нарисуйте зер-
зеркальное отражение сами:
Ритм, обращенный во времени, звучащий от конца к началу, в музыкальной ли-
литературе принято называть инверсией, или обращением, исходного ритма.
Если вы научились строить зеркальные отражения острых замедленных ритмов,
то можете попытаться отстучать следующие ритмы и их инверсии:
Подберите несколько ритмов из народньгх песен и отстучите сначала их, а затем
их инверсии. Попытайтесь придумать свои ритмы, записать их и построить зеркаль-
зеркальные отражения.
Напойте какую-нибудь мелодию и попробуйте отстукать под нее свой ритм и его
инверсию. Не беда, если сразу у вас ничего не получится. Наберитесь терпения.
Что произойдет, если отразить в зеркале зеркальное отражение?
Отразив в зеркале быстрый ритм, вы получите протяжный ритм, а он
при отражении даст быстрый ритм:
Отражать зеркальные отражения можно до бесконечности, поэтому после каж-
каждого рисунка мы поставили многоточие.
Приведенные примеры ясно показывают, что отражение в зеркале — это такая
операция, которая через один раз порождает исходное изображение. В математике
существует много операций, обладающих тем же свойством. Вот несколько примеров.
Какие операции в них использованы?

________________________________________


Рецензии