Как синее небо

«Всё, что в жизни происходит с нами,
Мы привычно делим пополам:
Если радость — празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям.

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы.

И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить.

Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать.

Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы не случилось — не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце-все отдаст!

И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: «Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!»

Наверное, многие читали или слышали это стихотворение. Оно бродит по просторам Интернета.  Его  цитируют, переиначивают, присваивают. Оно стало поистине народным. Некоторые считают, что у него нет автора, другие, что автор не известен, третьи вообще загребли себе,  объявив авторами собственные персоны. Даже на Стихире, я обнаружила двух, приписавших его себе.

А между тем, автор есть. И довольно известный.  Юрий Вэлла. Югорский поэт и прозаик. Наполовину лесной ненец, наполовину хант. А ещё он Человек Мира.

Настоящая фамилия Юрия Вэллы – Айваседа. А Вэлла – это имя его древнего рода лесных ненцев.  Почему же у его предков оказалось две фамилии?

Сам  Юрий Вэлла объяснил это так:  «В свое время лесные ненцы жили в основном по вершинам притоков реки Пур. Но в гражданскую войну род Вэллы оказался на грани вымирания. Теснимые то белыми, то красными бандами, лесные ненцы остались без охотничьих угодий и мест традиционных рыбалок. Старики считали, что спасти своих детей они смогут только в таежных районах по реке Аган. Но сил на дальнюю дорогу им не хватило, поэтому потомственные охотники еще в пути «кончили» всех оленей. С трудом добравшись до Агана, ненцы из рода Вэллы нанялись в батраки к богатому оленеводу Айваседе. Однако спустя десять лет новая власть докатилась и до Агана. Чтобы избежать раскулачивания, Айваседа всех пришлых ненцев записал на свою фамилию как родственников».

 Так предки Юрия Вэллы стали Айваседами.

Юрий Вэлла явился в этот мир в марте 1948 года, а покинул его в сентябре 2013. Всего  65 лет  он радовал мир своим присутствием, своей чистой высокой душой, своим верным и отважным сердцем, своими стихами и прозой.

Вэлла писал  на трёх языках – русском, ненецком лесном и хантыйском. За его спиной Литературный институт. Стихи, сказки, проза. И он буквально возродил ненецкий лесной, который весьма значительно отличается от ненецкого тундрового.  Он открыл ненецкий лесной для литературы. А литературу для него.

 Но не буду говорит о его творческом наследии. Я хочу сказать о Вэлле как Человеке. Человеке с Большой буквы.

Он был не только поэтом и писателем. Он был Защитником свой земли, своей тундры, своей тайги, своего народа.  Защитником  права ненцев и хантов  жить по заветам предков, право  заниматься оленеводством, право на родовые угодья. Право на чистоту тайги и тундры. В одном из фильмов о нём показано, что сталось с тайгой после работы буровой. Разведку провели, буровики ушли. А после них осталась полнейшая разруха- погибшая территория,  ржавое железо, гайки, проволока, колючки, обломки труб, гвозди, погибшие деревья. Самое страшное, что больше всего от этого страдаю олени, они ранятся, запутываются в проволоке, гибнут.

Вэлла любил свою землю бескомпромиссно и преданно. Он  родился в Варьёгане. Жил в Варьёгане. И умер в Варьёгане.

Вэлла  выступил против строительства через свой родной  Варьёган  бетонной дороги от города нефтяников Радужного до Новоаганска. Он  считал, что  прокладывать шоссе необходим только в обход Варьегана.  И  он  победил.

В  1989 году Вэлла организовал первый пикет ненецких охотников против хищнического истребления  родной земли нефтяными воротилами.  С этими же нефтяными воротилами продолжались длительные конфликты местного населения во главе с Вэллой за сохранение родовых угодий ненцев и хантов от варварского уничтожения. В итоге нефтяные магнаты организовали гонения на него и травлю.

Почему же я так прониклась к этому Человеку?

Я и раньше знала о нём. читала его стихи и прозу. И уж, конечно мне было известно его  стихотворение «Маме».

Но именно сейчас  я вырезаю на большой кедровой доске его портрет. Мемориальный портрет для  Историко-этнографического парка «Земля предков». По их просьбе вырезаю.  А для того, чтобы как можно точнее передать его образ, понять его душу, я перечитала некоторые его произведения. И посмотрела фильмы о нём.  Два замечательных фильма. Последний  снят накануне его ухода. Он так и называется «Последний монолог».

Я смотрела фильм  и даже не замечала, что по щекам катятся слезинки.

Я буквально влюбилась в этого Человека.

А это,  словно его завещание, нам оставшимся:

А вокруг холодный снег.
А вокруг ранимый лес.
А вокруг хрупкая жизнь.
А внутри
Теплое стойбище мое –
Сердце самой жизни…
Разве птицы не хотят жить?
Разве звери не хотят жить?
Разве земля не хочет жить?
Разве ты не хочешь жить?
Разве я не хочу жить?..
Хочу!
Еще как хочу! –
Жить и мечтать,
Жить и творить,
Жить и учиться,
Смеяться от радости,
Плакать от боли,
Любить,
Когда сердце пылает,
Страдать,
Когда горе придавит,
Быть честным,
Как ясное солнце,
Высоким,
Как синее небо,
Счастливым,
Как детский смех…


Рецензии
Лена, я читала это у тебя. Это любимый поэт моей сестры. Замечательный человек)
Вечная память)

Клименко Галина   01.04.2025 17:23     Заявить о нарушении
Галя, как здоровски, что Юрий Вэлла любимый поэт твоей сестры!
Вечная память Юрию Вэлле, прекрасному Человеку и Поэту!

Айк Лалунц   01.04.2025 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.