Дорожные гонки на мотоциклах - от первого лица
когда был выпущен второй мотоцикл.
Неизвестный автор.
Кто я? Я московский мотоциклист, а еще у меня свой мотосервис - это мое основное занятие в жизни - обслуживать и ремонтировать мотоциклы и привозить мотоциклы из-за рубежа. Сам я по городу на мотоцикле почти не езжу, как-то это стало неинтересным что ли за много лет... Вот гонки - да, это интересно, правда это многого требует от тебя.
Как и многие из вас, я когда-то узнал о гонках Турист Трофи (ТТ) на острове Мэн в Великобритании, и с тех пор уже не мог оставаться прежним, зная, что есть такой особый уровень соревнований, который находится далеко за пределами обычных шоссейно-кольцевых гонок, да и вообще, за пределами всех представлений. Эта гонка проходит по трассе, состоящей из участков шоссе в живописной гористой местности, и улочек небольшого города, и ведет свою историю с 1907 года. Даже тогда, в самом начале эры мотоспорта, эта трасса считалась опасной, а со временем, когда мотоциклы стали мощнее, а скорости выше, цена ошибки пилота на этой трассе стала ещё более высокой. На протяженных участках трассы современные мотоциклы "литрового" класса развивают скорость за 300км/ч, на которой события развиваются стремительно, в том числе и трагические. А на извилистых улочках потеря управления чревата для пилота столкновением с твердыми препятствиями - домами, заборами, деревьями. И даже зрители разделяют риск с бесстрашными гонщиками-гладиаторами, толпясь у края полотна на самых зрелищных участках трассы со сложными поворотами. За свою долгую история эта гонка забрала жизни более 250 гонщиков и нескольких зрителей. Но это не останавливает новых участников, которые хотят проверить себя на этой легендарной трассе. Позже я неожиданно наткнулся на статью в Интернет – оказывается, наш соотечественник москвич Борис Кремлев более 100 лет назад в далеком 1913 году участвовал в этих гонках! Правда, стоит упомянуть, что Борис не доехал до финиша, и для него, как и для многих других тогда, гонка закончилась в местной больнице... С этого момента, мой интерес обрёл уже более четкие очертания – я решил, что обязательно буду участвовать в этих соревнованиях. Я замучил своего друга, знающего английский язык, просьбами связаться с организаторами гонок и договориться о моем участии. Но тогда я был еще весьма наивен, думая, что это так просто – достаточно набраться отваги, записаться в участники, купить билет и как Борис Кремлев приехать погонять. Оказалось, что на ТТ практически невозможно попасть, не имея опыта в менее сложных дорожных гонках. Не стоит брать в расчет, что иногда в ТТ участвуют звезды традиционных гоночных серий гран-при (MotoGP) или супербайк (WSBK) - у организаторов гонок попросту нет сомнений в том, что с их огромным гоночным опытом и неординарными навыками они способны трезво оценить и контролировать все риски. Другое дело, начинающие гонщики и уж тем более бесстрашные "герои асфальта", едва вкусившие прелесть езды на гоночном треке. Поэтому пришлось временно остудить свой пыл и начать постепенное движение к намеченной цели: сначала требовалось участие в обычных шоссейно-кольцевых гонках, затем в дорожных гонках уровнем попроще - и опять я был наивен, всерьез думая, что дорожные гонки могут быть простыми в привычном понимании этого слова! Зимой занялся своим боевым конем – литровым Дукати 2008-го года выпуска. Да, конечно, это не самый современный снаряд, но как показал опыт мирового WSBK, в умелых руках все еще может очень многое!
И так я отъездил сезон 2015 года в российском чемпионате по ШКМГ в классе супербайк (SBK). Сколько ни будь выдающихся результатов я, конечно, не достиг, но это стало для меня огромной школой – я понял как много значит готовность техники и наличие финансовой поддержки. Череда неудач с мотоциклом буквально не давала мне возможности быстро проехать больше одного круга, а каждое падение наносило тяжелый удар по семейному бюджету. И каждый раз я себя спрашивал, – может уже хватит, ведь денег почти не осталось? Пришлось занимать у друзей, чтобы купить самые необходимые запчасти и продолжить участие. То, на что не хватало денег – латали в боксе между заездами «на коленке», используя подручные материалы. Мой гоночный кожаный комбинезон - еще недавно такой новенький, в ярких цветах Дукати, приобрел весьма потертый вид от скоростных контактов с шершавым асфальтом гоночной трассы, и на нем появились грубые, наспех сделанные, заплатки...
Главное тогда для меня было не поддаться унынию и отнестись по-философски к своим результатам. Ведь главное, что с каждым разом я значительно улучшал свое время, шаг за шагом открывая секреты успеха: купил новую резину и, о, чудо – время улучшилось, помогли правильно настроить подвеску – мотоцикл перестал со мной спорить на входе в каждый поворот – и я снова еду быстрее! Несмотря на все трудности, даже получилось поучаствовать во всех четырех этапах российского гоночного сезона и пройти квалификационный барьер. В итоге я приобрел ни с чем не сравнимый опыт, который невозможно получить или передать на обычных заездах на треке и уж, тем более, в разговоре в баре за кружкой пива.
Сезон 2015 закончился, и осенью я занялся работой над ошибками. А вот над мотоциклом было работать уже сложнее, так как в новой реальности все запчасти и детали гоночного тюнинга в рублевом выражении стали, как минимум, вдвое дороже – и так не самое доступное увлечение из-за наступившего кризиса стало еще дороже. Но, следуя боевому девизу «не отступать, не сдаваться», я сосредоточился на главной цели - участвовать в дорожных гонках, и в остальном жил в режиме жесткой экономии.
Надо сказать, что и бизнес мой той осенью ощутил давление кризиса в полной мере – клиентов в мастерской значительно поубавилось, а те, что остались, тоже начали на всем экономить. Импорт подержанных мотоциклов, который раньше давал мне значительную часть дохода, канул в лету – ну действительно, кто в здравом уме (хоть и мотоциклист) будет готов купить за 600 тысяч рублей среднестатистический байк, который еще недавно стоил около 300?! Я только и думал о том, какое новое направление бизнеса открыть, чтобы как-то противостоять этой экономической депрессии… Многие тогда говорили мне, что дальше так не потяну по деньгам, и я сам уже начал сомневаться. Но что-то во мне говорило, – сейчас отступишь и больше уже не будет драйва и мечта останется мечтой, как-нибудь потом вспомнишь и пожалеешь, что отступил… Поэтому не слушал таких «доброжелателей» и продолжал готовить мотоцикл к гонкам и вести хромающий бизнес мото-сервиса.
И вот снова звоню своему англоговорящему другу, и он уже понимает, что в покое его не оставлю. Мы узнали, что, оказывается, есть дорожные гонки и поближе к нам, чем остров Мэн, да еще какие – с многолетней славной историей! Наши недавние соседи по соцлагерю чехи не только умеют варить вкусное пиво и делать надежные автомобили «Шкода», но еще у некоторых из них вместо сердца пламенный мотор – это народ, у которого бурлит в крови дух дорожных гонок не меньше, чем у тех же англичан с ирландцами. Как выяснилось, в чешском городке Хорице проводят целых две дорожных гонки в году, входящие в календарь мирового чемпионата по дорожным гонкам (IRRC)! В мае – гонка «300 поворотов Густава Хавела» и в августе - ни много ни мало, «Чешский ТТ»! Чехи изрядно удивились, узнав, что из далекой России к ним очень хочет приехать новый участник – они еще потом постоянно друг-другу говорили, показывая на меня, – вон, тот парень из России к нам ехал две тысячи километров. До этого наши соотечественник там не бывали, а дежурные участники гонок, в основном, местные, а также, французы, немцы и прочие европейцы. Традиция этих гонок ведет летопись с 1949 года, а в 60-е великий местный гонщик Густав Хавел очень прочно обосновался на подиуме, и удивлял публику рекордными результатами. В его честь и назвали первую гонку сезона. В итоге нашей переписки с организаторами гонок, их добрые сердца тронуло мое искреннее стремление к участию, и они, сделав исключение для моих более чем скромных результатов в обычных шоссейно-кольцевых гонках, разрешили мне приехать и попробовать себя в майских «300 поворотах».
Дальше время летело в радостном предвкушении долгожданного события, но, как часто это бывает, не все намеченные дела по мотоциклу удалось завершить вовремя, так я не успел проверить обновленный мотоцикл на треке, чтобы настроить режимы подачи топлива и вообще проверить его работоспособность в условиях хотя бы приближенных к «боевым». Денег опять катастрофически не хватало – нужно еще было арендовать фургон, оплатить страховки, лицензии, и т.п.
Но вот я уже погрузил мотоцикл и все снаряжение в машину и в гордом одиночестве, после напутствий моей благоверной, отправился навстречу славным приключениям. А мой способный к языкам товарищ в это время не спеша направился в Шереметьево, чтобы потом уже встретить меня на месте и помочь уладить все формальности и приготовиться к старту. Приключения начались уже на границе – мне пришлось познать нюансы таможенного режима для комплекта дождевой резины, который я прихватил с собой на случай непогоды. Когда резина смонтирована на колесных дисках - это законная запчасть для «личного пользования», а вот без дисков - это уже товар, подлежащий обложению таможенной пошлиной.
Спустя сутки с небольшим, я уже въезжал в гостеприимный Хорице. Была пятница, до начала мероприятий оставался один день. По расписанию тренировки и квалификация были намечены на субботу, а главное событие – на воскресенье. Воздух был наполнен радостным ожиданием праздника скорости и мужества и ароматом пекущихся на углях свиных ножек. Много веселых людей толпилось у гоночного лагеря. Да-да, это же дорожные гонки – никаких вам питлейнов и боксов, закрытх для публики зон, а буквально веселый палаточный лагерь для размещения фургонов с техникой, мотоциклов под тентами и палаток для проживания гонщиков, их команд и семей. Мне, как первому гостю из далекой России, организаторы выделили бесплатно деревянный домик, рядом с которым я и разместился. Вообще, нужно отметить с каким гостеприимством ко мне отнеслись чехи. Несмотря на всеобщую суету и занятость организаторов, мне помогли найти тент, чтобы защитить от дождя мой мотоцикл и инструменты, ответили на все мои (часто наивные) вопросы, предоставили льготу на оплату регистрационного взноса и терпеливо разобрались со всеми моими нестандартными бумагами для участия в гонках. И, в довершение всего, показать мне трассу любезно согласился главный любимец чешской публики местный прославленный чемпион Майкл «Инди» Доукупил. Он сел за руль арендной Шкоды Фабии моего товарища, и мы понеслись по всем «трем сотням поворотов»… И вот тогда я вдруг понял, что имели ввиду организаторы, говоря мне, что их трасса сложная... Майкл уверенно разгонялся и забрасывал нашу машинку в неожиданно возникающие за домами и деревьями повороты, так, что уже безо всяких гонок уровень адреналина заметно повысился у всех пассажиров. По ходу этой стремительной прогулки, он давал свои ценные комментарии по трассе: «здесь быстрый участок, я на своей 600-ке тут иду под 200, ты на литре можешь и быстрее» , «смотри, внизу, сразу после крутого спуска поворот направо, тормозить будет непривычно и поворот не видно – ориентируйся по рекламной вывеске на доме» или «справа будет канализационный люк, на него лучше не наезжай – байк может потерять стабильность» или «здесь внимательнее – тут немец на БМВ разбился в прошлом году», - и действительно, тут же на пригорке холмик с венком и свечка горит... А холмики с венками и дальше по трассе тоже нередко встречались и в сгущающихся сумерках стали издалека видны огни свечек на них...
Ну, что сказать, после этого я понял, что меня ждет, и насколько это превосходит самые смелые, а точнее, страшные, ожидания. Утром на следующий день, стараясь не поддаваться тревожному волнению, прошелся пешком по трассе, чтобы запомнить ориентиры поворотов и нюансы дорожного полотна на разных участках.
Первыми начали тренировку гонщики на 125-кубовых мотоциклах. И пусть некоторых не смущает «детская» величина кубатуры, эти ребята ехали как будто у них вовсе нет тормозов, так что сразу стало понятно, насколько высок уровень соревнований! Что и подтвердили потом таблицы результатов - 125-кубовые «мопеды» не сильно отстали по времени от литровых супербайков. Примечательно, что моим соседом по лагерю был пожилой тихий немец – на вид явно за 60, в очках с толстыми стеклами. Мы думали сначала, что он приехал поддержать сына или внука – оказалось, что сам гонять собирается в классе 125 кубов на старенькой Хонде в старомодном комбинезоне как на картинках из журналов 70-х годов… Так вот наш «дедушка» приехал седьмым в своем классе - самом многочисленном и конкурентном… Вот такие там «дедушки» были, ну а также действующие чемпионы IRRC в разных классах, у которых за плечами неоднократные старты и в настоящем ТТ, который на острове Мэн.
О своем участии много не буду рассказывать, на данном этапе для меня важен сам свершившися факт такового, а что касается результата, как можно было уже догадаться из начала рассказа, не все пошло гладко. На тренировке сразу вылезла проблема со стабильностью работы двигателя на малых оборотах – он просто норовил заглохнуть, когда я пробовал осторожно штурмовать первые повороты. Так и не удалось ничего с этим сделать, в итоге помимо необходимости изучать незнакомую опасную трассу, уделять внимание приходилось поддержанию оборотов мотора - быстро ехать не получалось. В итоге, мне не удалось пройти квалификацию и воскресенье я уже провел как полноценный зритель, восхищаясь мастерством опытных гонщиков.
Немного жаль, что все сложилось именно так, но это далеко не худший вариант того, как может все закончиться для участника дорожных гонок. А мне есть, что обдумать, и над чем поработать, особенно, долгими зимними московскими вечерами. Так что, я поблагодарил гостеприимных чешских друзей за все, что они для меня сделали, а когда где-то так хорошо принимают, то стоит бывать там чаще.
Я скоро вернусь, Хорице!
Остров Мэн, жди меня!
Свидетельство о публикации №225031400881