II. Душа в мире душ после смерти

Душа — это связующее звено между духом человека и его телом. Ее силы симпатии и антипатии, обусловливающие своим соотношением душевные проявления — вожделения, раздражения, различные желания, удовольствия и неудовольствия и т.д., — действуют не только между теми или иными душевными образованиями, но и в отношении существ других миров — физического и духовного. Пока душа обитает в теле, она в определенной степени участвует во всем, что в нем происходит. Если физические процессы тела протекают упорядоченно, в душе ощущается удовлетворение и довольство, если же эта деятельность нарушается, возникает неудовольствие и боль. — Помимо этого, душа принимает участие и в деятельности духа: одна мысль наполняет ее радостью, другая — отвращением; верное суждение встречает одобрение души, ложное — ее недовольство. — И уровень развития человека по сути зависит от того, в какую сторону — к духу или к телу — в большей степени направлены склонности его души. Человек тем совершеннее, чем больше его душа симпатизирует проявлениям духа, и тем несовершеннее, чем больше его наклонности удовлетворяются телесными отправлениями.
Дух — средоточие человека, тело же — посредник, позволяющий духу наблюдать, познавать физический мир и действовать в нем. Душа же является посредником между духом и телом. Из физического впечатления, которое производят на ухо колебания воздуха, душа высвобождает ощущение звука, она испытывает удовольствие от этого звука. Все это она сообщает духу, который таким образом приходит к пониманию физического мира. Мысль, возникшая в духе, преобразуется душой в желание реализовать ее, и только тогда, с помощью телесного инструмента, она может стать действием.
Человек способен исполнить свое предназначение лишь в том случае, если позволит духу определять направление всей своей деятельности. Сама по себе душа может одинаково проявлять склонность как к физическому, так и к духовному. Она как бы опускает свои тончайшие чувствительные нити вниз, к физическому, и одновременно протягивает их вверх, к духовному. При погружении в физический мир ее собственное существо проникается и окрашивается природой физического. Поскольку же дух способен действовать в физическом мире только через посредничество души, ему самому вследствие этого сообщается направленность к физическому. Образования духа притягиваются силами души к физическому. Посмотрите, например, на неразвитого человека: его душевные склонности тесно связаны с телесными функциями; он испытывает удовольствие только от впечатлений, производимых на его органы чувств физическим миром, вследствие чего в эту область также полностью вовлекается и его духовная жизнь. Его мысли обслуживают лишь удовлетворение физических жизненных потребностей. — По мере того как духовная самость переходит от воплощения к воплощению, она должна все больше руководствоваться духовным, ее познание должно определяться духом вечной истины, а действия — вечным благом.
Наступление смерти, рассматриваемое как факт физического мира, означает изменение функций тела, которое с момента умирания перестает на основе своей организации служить посредником для души и духа. Отныне во всех своих проявлениях физическое тело полностью подчиняется физическому миру и его законам; оно переходит в этот мир, чтобы в нем раствориться. После смерти только эти физические процессы в теле можно наблюдать с помощью физических органов чувств, тогда как то, что происходит с душой и духом, такому наблюдению недоступно. Ведь даже при жизни душа и дух могут быть восприняты чувственно лишь в той мере, в какой они находят внешнее выражение в физических процессах. После смерти такой способ выражения уже невозможен. Поэтому наблюдение с помощью физических органов чувств и основанная на нем наука не могут быть приняты во внимание, когда речь идет о судьбе души и духа после смерти. Здесь на первый план выходит высшее познание, основанное на наблюдении за процессами в мире души и духа.
Отделившись от тела, дух продолжает сохранять связь с душой. Подобно тому как тело в течение физической жизни приковывало дух к физическому миру, душа теперь приковывает его к миру душевному. — Однако изначальная сущность духа пребывает не в этом душевном мире, призванном лишь соединять дух с полем его деятельности — физическим миром. Чтобы явиться в новом воплощении более совершенным, дух должен почерпнуть укрепляющую силу из духовного мира. Но через душу он оказался вовлечен в физический мир. Поскольку дух связан с существом души, которое проникнуто и окрашено природой физического, он и сам получил подобную направленность. После смерти душа уже не связана с телом, но только с духом. Она живет теперь душевном мире, силы которого все еще могут оказывать на нее воздействие. С этой жизнью души в мире душ поначалу связан также и дух, подобно тому как во время физического воплощения он был связан с телом. Когда именно умрет тело, определяется его собственными законами. В целом же следует сказать, что не душа и дух покидают тело, но оно отпускает их (Сноска 1), когда его силы больше не могут поддерживать существование человеческой организации.
Таковы же отношения между душой и духом: душа отпускает дух в высший, духовный мир, когда ее силы более не способны действовать в рамках человеческой душевной организации. Дух освобождается в тот момент, когда душа, предав растворению все, что она может пережить только в теле, удерживает лишь то, что способно продолжить существовать вместе с духом. Этот сохраняемый остаток, хотя и пережитый в теле, но способный запечатлеться в духе как плод, связывает душу с духом в чисто духовном мире. — Итак, чтобы получить представления о том, что после смерти происходит с душой, необходимо рассмотреть процесс ее растворения. Задача души заключалась в том, чтобы придать духу направленность к физическому. Исполнив эту задачу, она в тот же миг обретает направленность к духовному. В силу такого характера своей задачи, душа, собственно, должна была бы проявлять исключительно духовную активность тотчас, как только от нее отпадет тело и она, следовательно, уже не сможет служить связующим звеном. Так бы и произошло, если бы вследствие жизни в теле в силу его влияния душа не оказалась бы привязанной к нему своими склонностями. Без этой окраски, полученной ею благодаря связанности с телесным, душа сразу же после развоплощения следовала бы одним только законам духовно-душевного мира, не проявляя в дальнейшем тяготения к чувственному. Так бы и происходило, если бы в момент смерти человек полностью утрачивал всякий интерес к земному миру, если бы удовлетворены были все желания, вожделения и т.п., связанные с покинутым им существованием. И в той мере, в какой это не так, остатки всего этого продолжают быть связанными с душой.
Чтобы избежать путаницы, необходимо тщательно различать то, что привязывает человека к миру так, что может быть уравновешено в каком-то из последующих воплощений, и то, что привязывает его к одному определенному воплощению, т.е. только что завершенному. В первом случае все уравновешивается законом судьбы, кармой; от второго же душа может быть освобождена только после смерти.
Вслед за смертью для человеческого духа наступает период, в течение которого душа освобождается от своих привязанностей к физическому существованию, чтобы затем снова подчиняться исключительно законам духовно-душевного мира и освободить дух. Естественно, чем сильнее душа была привязана к физическому, тем продолжительнее это время. Оно будет кратким у человека, который был мало привязан к физической жизни, но долгим у того, кто полностью связал свои интересы с этой жизнью, из-за чего в момент смерти в его душе еще остается множество вожделений, желаний и т.д.
О состоянии, в котором душа пребывает в течение времени, непосредственно следующего за смертью, легче всего составить себе представление на основании следующего рассмотрения. Возьмем наиболее показательный пример: удовольствия гурмана. От вкуса еды он испытывает наслаждение, которое, конечно, вовсе не является физически-телесным, но относится к сфере душевного. Удовольствие, равно как и желание получить его, живет в душе. Но для удовлетворения этого желания необходим соответствующий телесный орган — нёбо и т.д. После смерти душа не сразу утрачивает такое вожделение, однако у нее больше нет телесного органа, служившего средством для его удовлетворения. Теперь — хотя и по иной причине, но с аналогичным эффектом, только гораздо более сильным — человек испытывает то же, что ощущал бы, мучаясь жгучей жаждой в местности, где совсем нет воды. Так душа испытывает мучительное страдание от лишения удовольствий, поскольку утратила телесный орган, посредством которого их можно получить. Подобное происходит со всем, чего жаждет душа и что может быть утолено только через физические органы. Это состояние жгучего лишения продолжается до тех пор, пока душа не научится не желать того, что может быть удовлетворено лишь через тело. Время, проведенное в этом состоянии, можно назвать областью вожделений, хотя, конечно, речь идет не о «месте» в буквальном смысле.
Когда после смерти душа попадает в душевный мир, она становится подвластна его законам. Теперь эти законы воздействуют на нее, и от этого воздействия зависит, каким образом будет искоренена в ней склонность к физическому. Действие этих законов на душу различно. Оно зависит от вида душевных субстанций и сил, в область которых душа теперь попадает, и каждый из этих видов оказывает свое очищающее, просветляющее влияние. Совершающийся здесь процесс — это постепенное преодоление силами симпатии всего, что имеется в душе антипатичного. Сама же симпатия доводится до своего наивысшего пика, и благодаря этой величайшей степени симпатии ко всему остальному душевному миру душа как бы растворяется в нем, становится с ним единым целым, и тогда ее своекорыстие полностью исчерпывается. Она перестает существовать как создание, тяготеющее к физически-чувственному существованию, — и освобождает дух. Таким образом, душа, находясь во всех вышеописанных областях душевного мира, очищается, пока не становится единой со всеобщим душевным миром в области совершенной симпатии. Привязанность духа к душе до этого последнего момента освобождения обусловлена тем, что он своей жизнью полностью сроднился с ней. Это родство гораздо сильнее родства с телом, поскольку дух связан с ним опосредованно через душу, с ней же — непосредственно. Ведь по сути душа — это собственная жизнь духа, и поэтому он привязан не к разлагающемуся телу, а к постепенно освобождающейся душе. — Вследствие этой прямой связи дух может почувствовать себя свободным от души только тогда, когда сама она станет единой со всеобщим душевным миром.
В той мере, в какой душевный мир становится обителью человека непосредственно после смерти, он может быть назван «местом вожделений». Различные религиозные системы, отражающие в своих доктринах понимание этих условий, знакомы с этим «местом вожделений» под названиями «чистилище», «очистительный огонь» и т.д.
Низшим регионом душевного мира является область пламени вожделений. Здесь после смерти из души искореняются все самые грубые своекорыстные вожделения, связанные с низшей телесной жизнью, ибо через них душа и ощущает воздействие сил этой душевной области. Объектом этого воздействия становятся неудовлетворенные вожделения, оставшиеся от физической жизни. Симпатия таких душ распространяется лишь на то, что может питать их своекорыстное существо; и она значительно перевешивается антипатией, изливающейся на все остальное. Эти вожделения направлены на физические наслаждения, которые не могут быть удовлетворены в душевном мире. Невозможность удовлетворения усиливает алчность до высшей степени — и она же должна постепенно эту алчность угасить. Жгучие страстные влечения мало-помалу изводят себя; и душа на собственном опыте познает, что в искоренении таких влечений заключается единственное средство предотвратить страдание, которое от них происходит. В течение физической жизни удовлетворение достигается все снова и снова, вследствие чего боль от сжигающей алчности маскируется своего рода иллюзией. После смерти, в «очистительном огне», эта боль проявляется без всякого покрова, что приводит к переживанию соответствующих лишений. Темно и безрадостно состояние, в котором пребывают вследствие этого души. Разумеется, в таком положении оказываются только те люди, чьи страстные желания в физической жизни были направлены на самые грубые вещи. Натуры с малым количеством вожделений проходят через это состояние, не замечая его, поскольку не имеют с ним сродства. Следует отметить, что душа тем дольше находится под влиянием пламени вожделений, чем теснее она сроднилась с ним в физической жизни, и чем больше она, следовательно, нуждается в очищении от него. Такое очищение нельзя назвать страданием в том же смысле, что и в чувственном мире, где подобное ощущалось бы исключительно как мучение. Ибо после смерти душа требует очищения, поскольку только таким образом может быть устранено существующее в ней несовершенство.
Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и антипатия находятся в них в равновесии. В той мере, в какой после смерти человеческая душа пребывает в подобном состоянии, она некоторое время находится под влиянием таких процессов. В этом состоянии, создаваемом погруженностью во внешнюю атрибутику жизни и радостью от мимолетных чувственных впечатлений, люди живут настолько, насколько оно порождается соответствующими душевными склонностями. Имеющий эти склонности человек позволяет влиять на себя любой никчемной мелочи повседневной жизни, но поскольку его симпатия не сосредоточена на чем-то конкретном, эти влияния быстро исчезают. Все, что не относится к этим незначительным пустякам, такому человеку антипатично. Когда после смерти душа испытывает нечто подобное в отсутствие необходимых для удовлетворения чувственно-физических вещей, это состояние в конце концов угасает. Разумеется, предшествующее его полному исчезновению лишение, которое переживает душа, наполнено страданием. Это мучительное положение является школой разрушения иллюзии, которой человек окутан в течение физической жизни.
В-третьих, в мире душ встречаются явления, в которых преобладает симпатия, природа хотения. После смерти души испытывают на себе их воздействие через все, что поддерживает атмосферу хотений, которые также постепенно отмирают вследствие невозможности их удовлетворения.
Область удовольствия и неудовольствия в душевном мире, которая выше была названа четвертой, подвергает душу особым испытаниям. Пока душа обитает в теле, она участвует во всем, что имеет отношение к этому телу, с которым связаны возникающие в душе приятные и неприятные ощущения, хорошее или плохое самочувствие, удовольствие и неудовольствие. В течение физической жизни человек воспринимает свое тело как свою самость. Именно это лежит в основе того, что называется самоощущением. И чем более человек склонен к чувственности, тем больше его самоощущение приобретает ее характер. — После смерти тело как объект самоощущения отсутствует, отчего душа, еще сохраняющая это чувство, ощущает себя как бы опустошенной, полой, ее охватывает чувство, будто она потеряла себя. Это продолжается до тех пор, пока не приходит осознание, что истинный человек состоит не в физическом. Таким образом, влияния этой четвертой области разрушают иллюзию телесной самости. Душа отучается воспринимать телесность как нечто существенное, исцеляется и очищается от привязанности к телу. Так она преодолевает то, что прежде еще прочно приковывало ее к физическому миру, и теперь способна в полной мере развивать направленные вовне силы симпатии. Она, если можно так выразиться, отчуждается от самой себя и со всем участием готова влиться во всеобщий мир душ.
Нельзя не упомянуть, что переживания этой области в особенной мере затрагивают самоубийц. Такие люди неестественным образом покидают свое физическое тело, и все связанные с ним чувства остаются неизменными, тогда как в случае естественной смерти разрушение тела сопровождается частичным умиранием связанных с ним чувств. У самоубийц же к мучениям, вызванным ощущением внезапного опустошения, добавляются те неудовлетворенные желания и стремления, из-за которых они покончили с собой.
Пятой в мире душ является ступень душевного света. Здесь очень важную роль играет симпатия к другому. Души обладают родством с ней в той мере, в какой они в течение физической жизни не погружались полностью в удовлетворение низших потребностей, а находили радость и удовольствие в том, что их окружает. Здесь, например, подлежит очищению обожание природы — в той мере, в какой оно имело чувственный характер. Но этот вид восторженного отношения к природе надо отличать от той высшей, духовной жизни в природе, каковая жизнь ищет дух, проявляющийся в природных объектах и явлениях. Подобное чувство природы относится к вещам, развивающим сам дух и утверждающим в нем нечто непреходящее. Такое чувство природы необходимо отличать от наслаждения природой, основанного на внешнечувственном. Душа нуждается в очищении от этого наслаждения так же, как и от других склонностей, коренящихся единственно в физическом существовании.
Многие люди видят своего рода идеал в институциях, служащих чувственному благополучию, в системе образования, прежде всего обеспечивающий чувственный комфорт. О них нельзя сказать, что они стремятся удовлетворить лишь своекорыстные побуждения. И все же их души обращены к чувственному миру и должны быть исцелены от этого силой симпатии, господствующей в пятой области душевного мира, где отсутствуют внешние средства удовлетворения. Здесь душа постепенно осознает, что симпатия должна развиваться иными путями, каковые и обнаруживаются в излияниях души в душевное пространство, вызванных ее симпатией к душевному окружению.
Здесь проходят очищение также и те души, которые ожидали от религиозных обрядов и традиций прежде всего роста чувственного благополучия, будь то стремление к земному или небесному раю. В стране душ они находят этот рай, но лишь для того, чтобы убедиться в его никчемности. Все это, разумеется, только отдельные примеры очищения, совершающегося в пятой области; их можно перечислять бесконечно.
Шестая область — область действенной душевной силы — очищает ту часть души, которая жаждет деятельности и, не имея эгоистического характера, все же обладает мотивами чувственного удовлетворения, которое доставляют ей поступки. Натуры, которым присуща подобная жажда деятельности, внешне производят впечатление идеалистов; они проявляют себя как личности, способные на самопожертвование. Но в более глубоком смысле главным для них все же является усиление некоего чувственного наслаждения. Сюда относятся многие художественные натуры, а также те, кто отдается научной деятельности потому, что им так нравится. К физическому миру их приковывает вера в то, что искусство и наука существуют ради такого удовольствия.
Седьмая область — область истинной жизни души — освобождает человека от последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей поглощает из души то, что той или иной области родственно. То душевное, что пока еще окутывает дух, — это убежденность, что его деятельность должна быть всецело посвящена чувственному миру. Есть высокоодаренные личности, которые почти не задумываются о чем-либо ином, кроме явлений физического мира. Такой образ мыслей можно назвать материалистическим. Это убеждение должно быть разрушено, что и происходит в седьмой области. Здесь души видят, что в истинной реальности не существует объектов для материалистического мышления, и прежнее их убеждение тает, словно лед на солнце. Отныне душевное существо поглощено своим миром, а дух, освобожденный от всех оков, воспаряет в области, где живет исключительно в окружении духовного. — Душа выполнила свою прежнюю земную задачу, и после смерти разрешилось то, что оставалось от этой задачи как оковы для духа. После преодоления остаточного земного душа возвращена своей стихии.
Из этого описания видно, что в душевном мире посмертные переживания и обстоятельства существования души обретают все менее противоречащий ей характер по мере того, как человек избавляется от остатков всего непосредственно сродненного с физической телесностью вследствие прежней земной связи с ней. — Душа в течение более или менее длительного времени пребывает в той или иной области, в зависимости от предпосылок, созданных во время физической жизни. Там, где душа чувствует сродство, она остается до тех пор, пока оно не будет уничтожено. Там, где родства нет, душа продолжает путь, не ощущая возможных последствий воздействия.
Здесь предполагалось описать лишь основные свойства душевного мира и в общих чертах охарактеризовать жизнь души в нем. Это же относится и к последующим описаниям страны духов. Более подробное знакомство с высшими мирами вышло бы за рамки этой книги. Ибо рассказать обо всем, что сравнимо с пространственными соотношениями и ходом времени, которые там совершенно иные, нежели в физическом мире, можно только при подробном изложении. Некоторые важные сведения на этот счет можно найти в моем «Тайноведении».

Сноска 1: Такой вариант приведен в изданиях с 19-го (Штутгарт 1922) по 26-е (Штутгарт 1948). Начиная с 27-го издания (Штутгарт 1955) восстановлен вариант текста по изданиям с 1-го по 16-е: «… но отпускают его». Поскольку нет уверенности, что изменение 1922 года внесено автором, здесь приводятся обе версии. — Примеч. немецкого издателя.


Рецензии