Деревня. Акапелла

Уважаемый Алексей!
Вы мне очень дороги! Остальное скажу тридцатого марта.

Помните фразу из фильма: "Деревня!"

После того, как из Незнайки не получился адвокат, он решил стать режиссером.

Работать в отделе культуры для получения целевого направления в институт было скушшшшновато. Я попросилась "в поле".

Деревня. На окраине - поле. Из поля торчит здание клуба. Не путать с избушкой на курьих ножках. Библиотека, кинозал, просторный личный кабинет с директорским креслом, фойе для танцев и уютное крыльцо,

Выделили мне жилье. Привезли дрова.

Собрала я местных детишек и стали мы готовиться к "Празднику Села". Песни и стихи о любимой Родине, хороводы и цыганские танцы. На заднике решили спроецировать слайды с картинами великих русских живописцев. В озвучку пустили все, что сами спеть не решились.

"Гляжу в озера синие, в поляяяях ромашки рву. Зову тебя, Россииииею, едиииииинственной зову. Не знааааю счаааастья большего, чем жиииить одноооой судьбооой."

Классическую музыку мы тоже использовали. Я хитрю, предлагаю детям: Мусоргский, Шопен или Чайковский. Они слушают всех и голосуют: здесь лучше Чайковского.


Настало время звать гостей-зрителей. Сгоношила я афишу на ватмане, повесила на клуб. Аккурат "посреди" поля.

"От людей на дереееевне не спрятаться..."

Села, помню, у обочины шоссе, где автобус останавливается, на скамейку у крайнего дома. Там бабуля-ворона с клюкой сидела, нахохлившись от ветерка, пытаясь согреться на солнышке. Рассказала ей про наш праздник. Приходите, говорю. Непременно, приняла она мое приглашение.

В назначенный день набилась в клуб народу тьма-тьмущая. А говорят, деревня опустела. Пришли все. Это ж наши дети. А здесь все родня. Даже из ближайших деревень подтянулись. И мое начальство из города пожаловало.

Дали мы концерт. Поздравили тружеников от всего сердца. Потом банкет и танцы. Понравилось людям отдохнуть, да на деток своих полюбоваться.

Начальство оценило мероприятие так: и зачем мы деньги на концерты областной филармонии тратим? В зале пять человек не набирается.

Часть вторая. Алеша.

Вызывает меня босс на ковер и говорит. Такое дело. Иди, помоги  праздник в другом селе поставить. Научи пацанов, как ты работаешь. Не вопрос. "Учиться и учиться" я полюбила давно. Не так давно прочитала окончание цитаты, в голос смеялась.

Приезжаю. Директор молодой парень. Алеша. До службы в Афганистане был лучшим трактористом. А вернулся  д р у г и м. Посмотрел на него председатель и пошел к директору их клуба:

- Петровна, прости, я тебя увольняю. Ну, куда мне Алешку с его бедой одного в поле на тракторе выпускать. Не удумал бы чего лишнее.

Трон Петровна сдала без вопросов. Леха стал большим человеком. А что делать? Да как быть? Не ведает.

В то время приехал к ним в село пацан после детдома. Ему предложили на выбор два жилья. Убогую квартирку в городе или просторный дом в селе. Выбрал родные просторы. В армию ему путь был закрыт, глаз поврежден, вот и сделали его Лехиным замом.

Леха сразу костюм с галстуком нацепил, а заместитель его пока на костюм не заработал. "По гражданке" ходил.

Близился Новый год. Соорудили мы новогоднее путешествие по странам и континентам: где да как празднуют. Здесь уже в артисты не только дети, но и молодежь записалась. Невесты и их ревнивые воздыхатели в труппу подтянулись.

Для путешествия в Африку мама подарила нам тыкву. Самую огромную. Мы ее в финале праздника об пол грохнули. Африканцы, вишь, какой нехитрый ритуал придумали. И мы его сотворили. Правда, у них, кажется другая штуковина фигурировала. Но у нас была только тыква. (Для Золушки?)

Праздник удался. Экзамен принят. Пацаны научились радовать и пустились в долгий, самодеятельный путь.

Домой меня привезли заполночь, на мотоцикле. Это так романтично. Ночь. Улица. (фонарь-аптека) Лес. Ферма. Звезды.

Позже нас с Алешей на курсы повышения квалификации послали. Он мне ночью вместо серенады такое откровение выдал. Выплеснул все, что наболело. Мне было страшно, но ведь кто-то должен его выслушать?

"Ты помнишь, Алеша, дороги... (Смоленщины)"

Финал. 9 Мая.

Дорога. А у обочины - памятник погибшим односельчанам в ВОВ. Могила с оградкой. Деревянная стелла со звездочкой. Табличка с именами сложивших на войне голову дорогих людей. Дорога и могила - композиция памятника.

Я подготовила стихотворение.

Собрались люди с цветами, встали вокруг могилы, У некоторых мужчин и женщин на груди, у кого-то в руках подушечки - награды.

Мне дали право первой прочитать стихи.

Смотрю я на этих людей: лица те же, да не те... Слезы в комок горло сжали. Начала читать:

"Жди меня и я вернусь. Только очень жди..."

Вдруг меня переклинило. Текст потерялся. Расстроилась, что такой праздник людям испортила. И вот из группы людей раздается голос пожилой женщины:

-  Жди, когда наводят грусть желтые дожди.

Подключается голос деда. И вот они уже вдвоем читают:

- Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Я их не вижу, картинка предательски уплывает. Но очень хорошо слышу. И вот уже несколько голосов подключились к нашему поминальному хору:

- Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

С каждой строкой голосов становилось все больше. Только они не сначала строки подстраивались, а прямо как в акапелле, вразнобой. И я, наконец, смогла присоединиться. И звучало это не патетично, а от себя, от сердца. Мы - вместе. Мы вас помним. И так дочитали до конца.

- Просто ты умела ждать, как никто другой.

Восцарила минута молчания.

Такого прочтения стихотворения Симонова я больше никогда не слышала. Акапелла не чтецов чтила память дорогих людей. Да и нельзя такое специально придумать.

Лучший сценарист - это жизнь.


Рецензии