Хороший ребёнок

Есть в психологии такой термин «синдром хорошего ребёнка», он характеризует некие поведенческие особенности человека. Например, когда он уступчив, услужлив, старается соответствовать социальным ожиданиям (что не всегда соответствует духовно-нравственным основам). Человек ориентируется на социальное одобрение и ему важно получать обратную связь в виде похвалы, в которой он подтверждал бы свой статус «хорошего ребёнка». Конечно, это закладывается с детства, по причине высокого уровня притязаний родителей.
 Как в детском стишке Агнии Барто:
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
И ведь вся эта нагрузка с детства про то, чтобы быть «хорошим ребёнком», одобряемым взрослыми, близкими. Приспосабливаясь таким образом к требованиям взрослых – «такого я тебя буду любить и принимать, а другой ты мне не нужен», вырабатываются определённые характерные поведенческие модели. И вот, приходит в православную церковь человек с  «синдромом хорошего ребёнка» и тут, конечно, он находит поле непаханое. Ведь реализовать свои возможности, чтобы здесь получить обратную связь и подтверждение своей хорошести – пруд пруди! Но вдруг человек понимает, что церковь – это не про похвалы и даже узнаёт там, что грех есть такой – человекоугодие. Как говорится, тут случается когнитивный диссонанс, ведь представления и ценности у человека были одни, и ожидания быть «хорошим ребёнком» на приходе не оправдались. Хотело бы, конечно, похвалы от Бога, что вот, я молодец, то-то и то-то смог. И тут – незадача, непонятно как определять хвалит ли Бог тебя или нет. Наверное, решает человек, если у меня всё так плохо, скорби, болезни, значит я «плохой ребёнок» и Богу неугоден. И всё, обида на Бога, на церковь, разочарования и уход.

Психолог Татьяна Бобровских (https://t.me/psyhologist_Tatiana)


Рецензии