Рецензия на выставку - Новое общество художников
Само выставочное пространство заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов. МРИ – это частный музей, открытый в Москве в 2016 году предпринимателем и коллекционером Борисом Минцем на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Внешний облик здания вряд ли кого-то сможет оставить равнодушным, он вызывает ассоциации с авангардом и конструктивизмом. Строение на месте склада кондитерского сырья выполнено из двух объемов – вертикального цилиндра с водруженным на него прямоугольным параллелепипедом по проекту британского архитектурного бюро John McAslan + Partners, выигравшего конкурс. Внутри три выставочных зала, лекторий, кафе, книжный магазин и небольшая прогулочная терраса на крыше. Постоянная экспозиция располагается на втором этаже и достаточно скромна по своему размеру. Главное выставочное пространство расположено на -1 этаже, но есть также небольшой зал на третьем уровне рядом с кафе. Первый – занят входной группой, раздевалкой и сувенирным магазином, который, к слову, назван «Серовин и Коров», в честь художников Валентина Серова и Константина Коровина, шуточно прозванных так меценатом Саввой Мамонтовым.
О масштабе проекта говорит, тот факт, что его участниками стали около 50 музеев нашей страны, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и даже один музей ближнего зарубежья – Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, а также частные собрания Романа Бабичева, Екатерины и Владимира Семенихиных, Михаила Сеславинского, которые вместе представили более 150 работ.
Можно только представить, сколько усилий нужно было приложить организаторам, чтобы собрать в одном месте произведения из стольких коллекций.
Новое общество художников (далее НОХ) – творческое объединение молодых живописцев, графиков скульпторов и архитекторов Санкт-Петербурга (Петрограда), просуществовавшее с 1903 по1917 годы, основной задачей которого была поддержка начинающих художников – выпускников Императорской Академии художеств и других художественных учебных заведений путём активной выставочной деятельности и содействия в реализации их произведений.
У его истоков стояли Дмитрий Кардовский и его супруга Ольга Делла-Вос-Кардовская. В разное время в объединение входили К.Ф. Богаевский, А.Ф. Гауш, И.О. Дудин, М.Ф. Иванов, Б.Н. Кустодиев, М.П. Латри, А.А. Мурашко, П.И. Нерадовский, Н.Ф. Петров, А.И. Савинов, Л.В. Шервуд, А.В. Щусев, В.А. Щуко, М.А. Врубель, Е.Е. Лансере, П.П. Кончаловский, А.А. Рылов и др.
За время существования общество организовало 10 выставок, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля, в которых приняло участие более 200 экспонентов, среди которых были импрессионисты, символисты, неоклассики, авангардисты, что свидетельствует о демократическом подходе и творческом разнообразии участников.
Члены объединения тесно общались со знаменитыми критиками и литераторами того времени, такими как А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, их работы публиковались в журналах «Весы» и «Аполлон», украшали сборники стихов и прозы. Видимо, это и определило решение куратора выставки – искусствоведа и специалиста выставочного отдела музея Ольги Юркиной, разделить экспозицию узнаваемыми названиями, заимствованными у знаковых книг начала ХХ столетия.
Так, цикл А. Блока «Снежная маска» послужил заголовком разделу, объединившему портреты артистической богемы авторства Надежды Войтинской (бумага, литография) и театральные эскизы Александра Головина. «Дама в маске» Ольги Делла-Вос-Кардовской, выполненная гуашью и карандашом на бумаге, была отпечатана на каждом выставочном билете. Акварели Анны Ремизовой-Васильевой (Мисс) с героинями XVIII столетия продолжали маньеристскую линию Константина Сомова и Обри Бёрдслея.
«Прогулка» – так называлось первое стихотворение Михаила Кузмина в его дебютном сборнике «Сети» 1906 года. Этот раздел позволил «прогуляться» по царскосельским паркам, благодаря пейзажам Ольги Делла-Вос-Кардовской, выполненным на хосте маслом. Она с мужем и дочерью долгое время проживала в этом пригороде Петербурга. В этом же разделе в аналогичной технике представлено полотно Елены Киселевой.
«Чужое небо» – сборник поэм, лирики и баллад Николая Гумилёва, вышедший в издательстве «Аполлон» в 1912 году.
Выпускники академии направлялись в пенсионерские поездки для дальнейшего обучения и расширения кругозора. Этого удостоился и Дмитрий Кардовский. В данном разделе экспонировались его акварели с зарубежными городскими пейзажами, а также произведения Владимира Щуко (бумага, гуашь), Николая Шестопалова (бумага, акварель, гуашь), Степана Яремича, Александра Бенуа (бумага, тушь, карандаш), Мстислава Добужинского (бумага, акварель), Ольги Делла-Вос-Кардовской (картон, масло).
«Радуница» – первая книга стихов С. Есенина. В ней явственно звучали «религиозные настроения, по временам сливаясь с простодушными народными верованиями». Художники на рубеже XIX-XX веков также часто обращались к народному искусству и фольклору: это и абрамцевский кружок, и тенишевские мастерские.
В этом разделе были представлены произведения Дмитрия Стеллецкого (картон, акварель, гуашь), Евгения Праведникова (бумага, карандаш), акварели Михаила Врубеля «Богатырь», «Садко» и «Тридцать три богатыря», масляная живопись Бориса Кустодиева, Николая Фокина, анималиста Николая Пирогова, Арнольда Лаховского, Александра Савинова.
Название сказки «Царица поцелуев» Федора Сологуба явилось заголовком к чувственным портретам кисти Григория Бобровского, Дмитрия Щербиновского и Елены Киселевой, выполненных преимущественно маслом на холсте и одной работе, написанной пастелью на картоне.
Сюжеты из отечественной истории Дмитрия Кардовского, воплощенные акварелью, отсылали зрителя к гумилевскому сборнику «Колчан». Наибольшее внимание привлекала работа «Сожженная Москва (Французы в Москве в 1812 году)» со сценами грабежа наполеоновской армии.
Крымские пейзажи Петра Уткина и Михаила Латри, а также натюрморт «Апельсины» Екатерины Гольдингер были объединены строкой из произведения поэта Игоря Северянина «Это было у моря…».
В экспозиции, озаглавленной строкой из стихотворения С. Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» и вызывающей ассоциации с чем-то зарубежным и далеким, почему-то были представлены абсолютно русские пейзажи маслом Александры Эстер, Петра Львова, Алексея Явленского, Аркадия Рылова, что вызывало некий диссонанс между названием и содержанием.
Сборник стихов Валентина Кривича «Цветотравы» озаглавил раздел натюрмортов. Работу Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе» часто сравнивают с произведениями Ван Гога, симпатий к творчеству которого он не скрывал. В этом жанре была также представлена масляная живопись Надежды Любавиной, Ильи Машкова, Ольги Делла-Вос-Кардовской, чей талант действительно многогранен и видимо недостаточно оценен.
Полотна Константина Богаевского разместили на третьем этаже выставочного пространства на стенде под названием «Киммерийская весна». По мнению организаторов, они соответствуют стихам Максимилиана Волошина о «Киммерии». Сейчас это территория современного Крымского полуострова, южные области Украины, Ростовская область и Краснодарский край.
Говорящий за себя названием раздел «В комнатах» был представлен акварелями интерьерного жанра Николая Петрова, Александра Средина, Елены Киселевой и Николая Петрова.
Проекты храма-памятника преподобного Сергия Радонежского Алексея Щусева и часовни семьи Левен в имени Ваймель авторства Льва Ильина, а также изображения некоторых памятников архитектуры, выполненные Александром Ростиславовым, Иваном Фоминым, демонстрировались на стенде «Камень», названием которому послужил одноименный поэтический сборник Осипа Мандельштама, впервые вышедший в 1913 году.
Название поэмы А. Блока «Соловьиный сад» объединило пейзажи Александра Гауша, Николая Крымова, Владимира Бехтеева, Николая Околовича, выполненные преимущественно маслом.
«Александрийские песни» - с таким названием в журнале «Весы» за 1906 год появляется стихотворный цикл Михаила Кузмина.
Здесь были представлены художники, которые в своем творчества обращались к образам античности, как некоторые литераторы и философы того времени. Зрители смогли увидеть полотно Веры Царевской «Афродита и Адонис», «Фантазия на мифологическую тему» ее супруга Павла Наумова и декоративное панно «Сумерки» для зала ресторана гостиницы «Большая Московская» авторства Евгения Лансере.
Из изложенного материала, можно сделать вывод, что выставка посвящена исключительно живописи, и это почти действительно так. Единственной скульптурой стал гипсовый бюст Юрия Стравинского, выполненный Дмитрием Стеллецким в 1903 году.
Отдельным небольшим разделом выставки стали раритетные издания – поэтические сборники, альманахи, детские книги, иллюстрации к которым в свое время выполнили экспоненты НОХ: Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Василий Тиморев, Владимир Левитский.
Говоря об оформлении выставки, хотелось бы отметить, что организаторы постарались каждое представленное произведение подсветить, но не всегда это удавалось в полной мере, особенно в части работ небольшого формата. Стенды каждого раздела выставки были оформлены разным цветом, что способствовало навигации и позволяло быстро вернуться к нужному шедевру в случае такой необходимости.
В экспозиции были представлены часто применяемые в последнее время так называемые тактильные станции, дополненные ароматами по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой, чтобы незрячие и слабовидящие посетители смогли познакомиться с работами Бориса Кустодиева, Елены Киселёвой, Константина Богаевского и Николая Фокина. По окончании выставки все четыре тактильных макета, созданных при участии партнера музея — Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» должны отправиться в краеведческие и художественные музеи Перми, Вольска, Тюмени и Воронежа.
На нескольких больших зеркальных экранах сменяли друг друга стихи поэтов Серебряного века, связанные с заглавиями разделов выставки, и мало кто удержался, чтобы не прочесть несколько строк.
Для разной возрастной аудитории организаторами были предусмотрены различные программы: для взрослых посетителей это экскурсии или возможность воспользоваться аудиогидом, для подростков – экскурсия-исследование о связи поэзии Серебряного века с живописью и графикой, для самых маленьких – квест, переносящий участников во времени и в пространстве.
Чего на наш взгляд не хватало, так это лекций по теме выставки от интересных докладчиков.
Определенным неудобством стало размещение экспозиции на двух этажах. Основная часть экспонатов разместилась на -1 этаже, но еще один зал был отведен на третьем уровне здания, куда можно было попасть поднявшись на лифте, либо по графично подсвеченной лестнице.
Выставка «Новое общество художников» позволила всем желающим ознакомиться с многообразием авторов и жанров его экспонентов, где каждый открыл для себя что-то новое.
Свидетельство о публикации №225031501467