Граф Монте-Кристо, экранизации
1934 год
«Граф Монте-Кристо», 1934, США.
Изображение, конечно, ужасное. Всё-таки 34-й год. Но если бы все то же самое с теми же сценами и диалогами снять в более сносном качестве, фильм был бы просто великолепным.
Так как кинокартина идет всего час-пятьдесят, значительную часть литературного исходника сократили. Параллельно сценаристы изрядно перелопатили литературную основу.
В фильме отсутствуют достаточно заметные персонажи романа: Бертуччо, Кадрусс, Андреа Кавальканти, Эжени Данглар, Максимилиан Моррель, Эдуар и Элоиза де Вильфор.
Мерседес не дочь рыбака, как в книге, а из вполне обеспеченной семьи, ее мать против брака с Дантесом и вынуждает ее выйти замуж за Фернана.
Гайде появляется пару раз, но у нее вроде нет никакого романтика с Монте-Кристо.
В картине с ума сходит Данглар, а не Вильфор как в книге.
Монте-Кристо и Фернан устраивают бой на штагах.
В финале киноленты Монте-Кристо предстает перед судом.
В итоге Дантес и Мерседес соединяются после долгой разлуки.
Любопытно, что на основе этой кинокартины сняли еще два продолжения: «Сын Монте-Кристо» (1940) и «Возвращение Монте-Кристо» (1946).
На иллюстрации – Монте-Кристо и Мерседес, соответственно.
1954 год
Продолжаем исследовать экранизации бессмертного романа Дюма-отца и его литературного "афроамериканца" Огюста Маке.
«Граф Монте-Кристо», 1954 год. Франция-Италия.
Вторая по красоте экранизация романа после постановки 1988 года.
Режиссер Робер Верне прославился тем, что создал две экранизации – в 1943-м и 1954-м. Больше он, вроде, ничем не прославился.
Роль Дантеса досталась Жану Маре. Кому же еще из французских актеров следовало играть главного героя французской литературы (после д’Артаньяна, конечно же).
Мерседес сыграла Лия Аманда. И это, пожалуй, ее самая известная роль.
Одно из основных отличий картины от книги – отсутствие Данглара. Часть его биографии передали Кадрусу. В частности, Кадрус становится капитаном "Фараона" после ареста Дантеса. Но затем он возвращается в свою колею. Ко времени освобождения Дантеса Кадрус ведет жизнь мелкого трактирщика. Конечно же, логичнее было изъять из повествования Кадруса, а Данглара оставить. Но, видимо, у создателей картины было какие-то предвзятое отношение именно к Данглару.
Плюсы экранизации: фильм – костюмированный, весьма красочный, декорации – отличные, Маре - красавчик, исполнительница роли Мерседес – тоже на высоте. Великолепный дубляж.
Можно спокойно не только смотреть, но и пересматривать.
1961 год
«Граф Монте-Кристо» (оригинальное название - Le Comte De Monte Cristo), 1961 год, Франции и Италии.
Режиссёр - Клод Отан-Лара.
Роман Дюма о преданном молодом капитане, который спустя много лет появляется в высшем свете под маской загадочного графа, - одно из самых экранизируемых литературных произведений. Конечно же, эта история известна всем, и тем не менее, экранизации - небезынтересны: любопытно не чем закончится драма, а как авторы воплотят известные образы, каковыми представят зрителям главных героев – Мерседес, Дантеса и Фернана Мондего?
Дантеса сыграл Луи Журдан. Мерседес - Ивонн Фюрно, достаточно известная в свое время актриса, снимавшаяся у Антониони, Феллини и Полански.
В этой киноверсии Монте-Кристо гораздо проще, чем, к примеру, в исполнении Авилова. Он не выполняет волю провидения, он просто мстит своим обидчикам, не гнушается вступать в кулачный бой с Кадруссом и фехтовать на шпагах с Фернаном.
Отсутствует Данглар. Зато введен новый персонаж - Видок. Он совершенно не обязателен для развития сюжета, но, видимо, авторы посчитали, что такой заметный современник Монте-Кристо как Видок должен быт в картине.
В целом получилась достаточно яркая киноверсия, ничуть не хуже знаменитой экранизации 1954 года с Жаном Маре.
1979 год
«Граф Монте-Кристо», сериал (6 серий по 60 минут). Франция-ФРГ-Италия.
Режиссер - Дени де Ла Пательер. Ничего особо знаменитого не снял, но в его работах засветились сам Жан Габен и сам Фернандель.
Особенность именно этой экранизации – очень близкий к тексту пересказ первоисточника.
Сохранены практически все сюжетные линии и персонажи, многие диалоги тоже перенесены в сценарий.
Есть полусказочная пещера Монте-Кристо в стиле «Алибабы и сорока разбойников», и парализованный неразговаривающий папа прокурора де Вильфора, и шекспировская история с мнимым умерщвлением и оживлением Валентины.
Дантеса сыграл Жак Вебер – вроде очень известный во Франции актер, но я с его участием ничего не смотрел.
Мерседес сыграла Карла Романелли – итальянская актриса, которая, вроде, играла в кинокартине «Игра в четыре руки», но я ее там не помню.
2024 год
Дюма-отец был действительно велик, если его экранизировали десятки (если не сотни) раз и не прекращают экранизировать.
2024 год. Франция. Очередная версия «Графа Монте-Кристо». А Монте-Кристо - это всегда интересно.
Фильм – очень красочный. Наверное, смотреть на большом экране его было бы приятно.
История – более, чем известная. Говорить о ней даже на уровне логлайна смысла нет.
Но, как говорится, есть нюансы.
Сценаристы не смогли удержаться о того, чтобы не только подсократить литературный исходник (что совершенно оправданно в рамках односерийной картины), но и «улучшить» его.
В романе у Дюма аббат Фариа до заключения служил библиотекарем у потомка кардинала Чезаре Спада, который спрятал свое богатство от алчного папы Александра VI и его не менее алчного сына Цезаря Борджиа.
В фильме Фариа зачем-то перелицевали в последнего тамплиера, который хранит несметные богатства рыцарского ордена, разгромленного в начале XIV века французским королем Филиппом IV Красивым.
Зачем нужна была подобная, никак не влияющая на сюжет переделка? Загадка. Возможно, кто-то из сценаристов что-то слышал именно от тамплиерах.
В финале Монте-Кристо сражается на шпагах с Фернаном. Такое уже встречалось в экранизации 1934 года. И я уже начинаю подумывать, что и в книге такое было. Текст довольно объемный, читанный лет 45 назад, не все детали свежи в памяти.
Альбер де Морсер соединяет свою судьбу с Гайде. Этого, вроде, у Дюма точно не было.
В общем и целом, фильм достаточно увлекательный и три часа просмотра пролетают очень быстро. Авторы держат зрителя перед экраном, отвлекаться на перерывчики желания не возникает.
Свидетельство о публикации №225031501479
У Виктора Авилова было удивительная внешность - высокая сухопарая фигура, увенчивающаяся удлинённой костлявой глазастой головой средневекового облика. Говорили, что до актёрства был шофёром, водителем МАЗа...
Мара Рушева 16.03.2025 12:13 Заявить о нарушении