Житие Иоанна Кассиана. Проф. И. М. Концевич
Житие ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА КАССИАНА РИМЛЯНИНА.
Проф. И. М. КОНЦЕВИЧ.
[В обратном переводе с английского.]
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН.
360–435
Дата памяти 29 февраля.
ВОЗЛИКУЕМ ОТ РАДОСТИ, мужи духовно ликующие+, ныне веселящиеся воспоминанием Кассиана+; воспоем Богу хвалу, дивному во святых+, освящающему почитающих Его с верой+.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН родился, скорее всего, в Галлии (современная Франция) около 357-360 гг. н. э., близ нынешнего Марселя, на берегу Средиземного моря. Он называет свою родину страной богатой и приятной в плане земных продуктов, каковым является область Прованс даже сегодня, где чудесный климат соединен с плодородием земли. Он был сыном богатых и знатных родителей и получил хорошее образование. Марсель в то время славился расцветом светских наук, и из истории известно, что римляне даже отправлялись в школу Марселя, вместо того чтобы ехать на Восток за образованием.
Иоанн Кассиан с юности любил Богоугодную жизнь и, горя желанием достичь в ней совершенства, отправился на Восток, где поступил в монастырь в Вифлееме и стал монахом. Услышав об аскетической жизни египетских отцов, он пожелал увидеть их и поучиться у них. Для этого он сговорился со своим другом Германом, и они отправились в Египет около 390 года, после того как он провел два года в монастыре в Вифлееме.
Они провели в Египте целых семь лет, живя в монастырях и среди отшельников в уединении. Многое познали и действительно прошли и узнали в подробностях жизнь там во всех ее аспектах, перенося все скорби и трудности отшельнической жизни и «даже ужасы этой совершенной пустыни», как выразился сам преподобный Иоанн Кассиан. Так они провели некоторое время в Фиваиде, а затем в пустыне Скит, близ озера Мареотис в Египте.
И таким образом, в течение семи лет личного опыта они так ревностно усвоили во всех отношениях духовную мудрость традиций древних отцов-подвижников, что только вследствие данного ими обета вернулись в монастырь в Вифлееме (в 397 году). Но в том же году они снова отправились в те же самые египетские пустынные земли и оставались там до 400 года.
Покинув Египет на этот раз навсегда, преподобный Кассиан и его друг отправились в Константинополь, где их благосклонно принял святитель Иоанн Златоуст, который рукоположил преподобного Кассиана в диакона, а его друга, как старшего из двух, в священника. Святой Кассиан был позже рукоположен в священника либо в Риме, либо в Марселе.
Его пребывание в столице обогатило и без того исключительно обширные и многогранные познания Иоанна Кассиана, и его православное религиозное мировоззрение обрело свои окончательные формы и получило окончательную шлифовку. Святитель Иоанн Златоуст, без сомнения, был главным орудием в этом. В его лице преподобный Кассиан имел не только образованного и необычайно одаренного учителя, но, кроме того, в личной жизни святого Златоуста преподобный Кассиан видел осуществление великого завета египетских отшельников, учение которых о духовном совершенстве он воспринял во время своего пребывания среди них.
Когда святитель Златоуст был приговорен к изгнанию, преданные ему люди отправили в 405 году нескольких посредников к папе Иннокентию в Рим; среди них были преподобный Кассиан и его друг. Но это посольство не дало никаких результатов.
После этого преподобный Кассиан вернулся на родину и там продолжил жизнь по образцам египетских подвижников. Он вскоре прославился своей святостью. К нему стали стекаться ученики один за другим, и вскоре он основал для них монастырь. Следуя этому примеру, неподалеку был основан и женский монастырь. В обоих монастырях было введено правило, по которому монахи жили и спасались в восточных и особенно египетских монастырях.
Благоустройство этих монастырей и явные успехи подвизавшейся там братии привлекли внимание иерархов и настоятелей монастырей в области Галлии. Желая ввести такой порядок в свои собственные установления, они просили преподобного Кассиана написать для них монашеские правила с описанием также самого духа восточного подвижничества. Он охотно исполнил это желание, описав все в двенадцати книгах Постановлений и двадцати четырех Собеседований. Части этих Собеседований включены в Добротолюбие под заглавием: «Обозрение духовной брани». «Все науки и искусства, – пишет он, – имеют свою цель (scopon) и свой конец (telos), – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно переносит все труды и издержки… Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от ней, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой».
В этой «духовной брани» преподобный Кассиан устанавливает генетическую связь страстей, из которых восемь главных имеют следующую последовательность: за чревоугодием следует блуд, затем сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Преподобный Иоанн Кассиан по праву может быть причислен к первым основателям монашества на Западе. За образцовое благоустройство своих монастырей он получил почетное звание Аббата, что соответствует восточному Авве, применяемому к старейшим и самым совершенным мужчинам.
Преподобный Иоанн Кассиан умер в 435 году. Он был канонизирован на Востоке, и в его честь были посвящены монастыри. Хотя он никогда не был канонизирован на Западе, папа римский Урбан V (1362-70), папа римский в Авиньоне (и бывший аббат монастыря Святого Виктора в Марселе), повелел поместить главу святого Иоанна Кассиана в серебряный ларец и сделать надпись: «Глава святого Кассиана».
ЧТО КАСАЕТСЯ ТВОРЕНИЙ преподобного Кассиана, то в них выражена вся исключительная широта и многогранность его образования и развития. Он получил на родине, в Марселе, блестящее светское классическое образование. На Востоке, как в Константинополе, так и в пустыне, он усвоил не только мудрость восточных святых Отцов и подвижников, но и познал на опыте «науку наук»: путь к совершенству и законы невидимой брани. Затем, вернувшись на Запад, познакомился с выдающимися представителями западной мысли, такими как блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский.
В споре блаженного Августина с Пелагием; он занял совершенно особую позицию, ибо подошел к этому вопросу не на основе отвлеченных рассуждений, а как человек, постигший на личном опыте все значение, которое благодать имеет в деле спасения души. Он пишет: «Совершенство без человеческих усилий никак не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени». При этом он замечает, что: «Благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона [здесь он имеет в виду Августина], чем примерами египетских подвижников».
___
1. Пелагий учил, что человек может достичь спасения по собственной воле, без помощи благодати; Августин, выступая против этой ереси, учил о незаменимости Божественной благодати в спасении души, но впадал в противоположную крайность, фактически отрицая свободную волю человека (примечание переводчика).
Чтобы объяснить действие благодати, он начинает с правильного понятия воли, с рассмотрения тех внутренних законов души, по которым протекают все процессы воли. Первым звеном в каждом процессе воли является желание, которое может перейти под определенным мотивом в решимость исполнить желание.
И хотя в деле спасения начало доброго желания может принадлежать человеческой свободе, все же к нему должна присоединиться благодать, как сила, действующая внутри, и при ее содействии добрые желания человека или доброе действие воли приходят к исполнению.
И всякое доброе дело, и вера возможны только при содействии благодати, а без нее они невозможны, ибо после падения Адама природа была ослаблена и поражена немощью. Таким образом, благодатная помощь Божия совершенно необходима в духовном и нравственном росте человека, и на всех стадиях этот рост принадлежит не усилиям человека, а благодати. Но в то же время человеческие усилия также являются необходимым условием для привлечения благодати.
В СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ и в своих литературных произведениях преподобный Иоанн Кассиан остается исключительно аскетом. Это основной тон всей его жизни и деятельности. Его значение в развитии западного монашества было очень велико.1 Западное монашество, получив свое основание от восточных подвижников, жило до тех пор тем, что случайно пришло к нему с Востока. Теперь же преподобный Иоанн Кассиан в своих творениях дал Западу полный опыт аскезы в духе ведения и постижений восточных подвижников. В них преподобный Кассиан определяет самую цель, конечную цель христианского аскетического подвига и описывает весь его процесс, приводя подвижника к тому моменту, когда он отрешается от всего земного и живет чисто Богомыслием.
___
1. См. статью ниже.
В свете Божественного Откровения, посредством преимущественно духовного анализа условий, которые должен претерпеть подвижник, преподобный Иоанн Кассиан знакомит читателя со всеми проявлениями в сфере духовной жизни спасаемого человека. Он рассматривает состояние и расположение сил души в природном, греховном человеке, а также вид, в котором обычно проявляется жизнь плотского человека; затем, по мере продвижения Собеседований, он сообщает состояние и расположение этих естественных человеческих сил на различных ступенях духовной жизни, а также показывает проявления духовной жизни, которыми главным образом характеризуется жизнь подвижника на различных ступенях духовного совершенства.
Вместе с темами, касающимися сферы аскетической жизни, преподобный Иоанн Кассиан в своих Собеседованиях касается и более общих основных моментов христианского мировоззрения, чтобы подвижник, через истинное понимание их, мог яснее и правильнее понять цель своей жизни и почувствовать под собой твердую почву.
Атриум (вход) древней базилики монастыря преподобного Кассиана Святого Виктора. Базилика датируется временем преподобного Кассиана.
ВСЕ последующее западное монашество жило наследием преподобного Иоанна Кассиана, и Запад никогда не смог впоследствии создать ничего равного его трудам в сфере аскетизма. Но и на Востоке, в рассаднике и цветнике монашества, труды Иоанна Кассиана пользовались огромным уважением за возвышенные аскетические взгляды, изложенные в них, и они очень рано были переведены на греческий язык. Преподобный Иоанн Лествичник в VI веке отзывается о его трудах с похвалой: «Великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно»; а патриарх святой Фотий в своей тысячетомной библиотеке свидетельствует, что его труды являются «чем-то Божественным по своей природе».
Трудов святого Кассиана три:
О постановлениях монастырских (De Institutis Coenobiorum) в двенадцати книгах. В первой книге обсуждается внешний вид монахов, т. е. их одежда; во второй — суточный круг Богослужения, псалмопения и молитв; в третьей — ежедневные молитвы; в четвертой — отречение от мира. Остальные восемь книг обсуждают восемь главных страстей.
Двадцать четыре Собеседования (Collationes), в которых приводятся беседы Отцов-отшельников на различные духовные темы. В тринадцатом Собеседовании рассматривается спор между Пелагием и блаженным Августином о свободе воли.
Семь книг «О воплощении Господа против Нестория» (De Incarnatione Domini contra Nestorium). Они были написаны в 430 году, когда святитель Кирилл Александрийский в своей борьбе с Несторием обратился за поддержкой к папе Целестину. Рассмотрение вопроса было поручено священнику Марселя Иоанну Кассиану как человеку, знавшему Восток. Его заключение относительно Нестория было весьма суровым. Поддержка, оказанная святителю Кириллу папскими легатами на Эфесском соборе (451 г.), имела огромное значение. Победа, одержанная святителем Кириллом, была торжеством истинного почитания Второго Лица Святой Троицы.
Монастырь преподобного Кассиана Сен-Виктор, возвышающийся над портом Марселя (1655 г.).
Свидетельство о публикации №225031501801