Раскол в Вадье в начале ХХ века
Как свидетельствуют "Олонецкие Епархиальные Ведомости" (№23 от 15 ноября 1903 г., стр. 777), в отчете о состоянии раскола за 1902 год епархиальный миссионер священник Д. Островский констатировал живучесть старообрядчества в Каргопольском уезде и его почти полное угасание в Вадьинской волости, где, по некоторым сведениям, оставалась всего одна раскольница.
"Олонецкие Епархиальные Ведомости" (№2 от 15 января 1904 года, стр. 1) сообщали о мерах, предпринимаемых против раскола. Несмотря на деятельность приходского духовенства, три прихода, включая Вадьинский (с одним раскольником), так и остались непосещенными.
Удручающее состояние противораскольнической библиотеки в Вадьинском приходе, "зараженном расколом", отмечалось в "Олонецких Епархиальных Ведомостях" (№3 от 1 февраля 1904 г., стр. 88). В библиотеке, по словам священника Д. Островского, почти не было соответствующей литературы, за исключением выписки из "Руководства" Озерского и нескольких брошюр архимандрита Павла Прусского. Пополнение библиотеки в отчетный год не производилось.
В 1905 году, как явствует из отчетов, ситуация в Вадьинском приходе не претерпела существенных изменений. Старообрядчество продолжало существование, не представляя собой сколь-либо заметной силы. Миссионерские усилия, направленные на искоренение последних его проявлений, сталкивались, скорее, с апатией и безразличием, нежели с активным сопротивлением.
Впрочем, отдельные энтузиасты, такие как священник Д. Островский, не теряли надежды. Он продолжал настаивать на необходимости активизации противораскольнической работы, особенно в части обеспечения приходов соответствующей литературой.
Так, в своих донесениях в епархиальное начальство он вновь и вновь подчеркивал важность пополнения библиотеки Вадьинского прихода, усматривая в этом один из ключевых факторов успешной борьбы с "заразой" старообрядчества.
Несмотря на скромные масштабы раскола в Вадьинской волости, церковные власти, по-видимому, осознавали необходимость поддержания хотя бы видимости борьбы с ним. В противном случае, это могло быть воспринято как проявление слабости и безразличия к вопросам веры.
Автор: Тюкачев Иван Григорьевич
Свидетельство о публикации №225031500205