Тайны местоимения
У Местоимения была удивительная особенность — оно могло менять свой облик, принимая форму того, вместо кого или чего выступало. Эта способность помогала ему успешно заменять другие слова, не повторяя их.
Однажды Королева Грамматика заметила странное явление: в школьных сочинениях детей всё чаще встречались предложения, в которых было непонятно, о ком или о чём идёт речь. Например: «Они пошли туда и взяли это с собой. Потом он дал ей то».
«Что-то случилось с Местоимением, — подумала Королева. — Нужно срочно разобраться!»
Она отправила к Местоимению своего помощника Знака Вопроса, чтобы пригласить его во дворец. Но Знак Вопроса вернулся озадаченным:
«Ваше Величество, я не смог найти Местоимение! Я был у всех его друзей, но никто не знает, где оно сейчас».
Королева забеспокоилась. Без Местоимения речь становилась неуклюжей, с постоянными повторами, а иногда, наоборот, совершенно непонятной из-за отсутствия конкретики.
Она созвала экстренное совещание всех частей речи.
«Дорогие мои подданные, — начала Королева, — у нас проблема. Местоимение пропало, и мы должны его найти. Кто видел его последним?»
Существительное выступило вперёд:
«Ваше Величество, Местоимение гостило у меня неделю назад. Оно выглядело задумчивым и говорило, что чувствует себя недооценённым. Многие считают его просто заменителем, не понимая всей его важности».
Прилагательное добавило:
«А мне Местоимение жаловалось, что люди часто используют его неправильно, не согласуя в роде, числе и падеже с теми словами, на которые оно указывает. Из-за этого возникает путаница».
«Да-да, — поддержало Числительное, — оно говорило мне, что хочет показать всем свою истинную ценность и многообразие. Ведь мало кто знает, что у Местоимения есть разные разряды и каждый выполняет свою важную функцию».
Королева задумалась:
«Похоже, Местоимение решило преподать всем урок, показав, что будет, если оно исчезнет из языка. Но мы не можем допустить дальнейшей путаницы. Нам нужно найти его и вернуть!»
Было решено отправить поисковый отряд из самых близких друзей Местоимения: Существительного, Прилагательного и Числительного. Возглавить отряд должен был Глагол, как самая активная часть речи.
Поиски начались с дома Личных Местоимений — восьми братьев и сестёр: Я, Ты, Он, Она, Оно, Мы, Вы, Они. Дом выглядел пустым и заброшенным.
«Странно, — сказало Существительное, — обычно здесь всегда кто-то есть».
Глагол предложил разделиться и проверить другие места, где могло скрываться Местоимение.
Существительное отправилось в дом Притяжательных Местоимений: Мой, Твой, Свой, Наш, Ваш, Их. Там также никого не было, но на столе лежала записка: «Ушли искать себя. Вернёмся, когда нас оценят».
Прилагательное посетило Вопросительные и Относительные Местоимения: Кто, Что, Какой, Чей, Который, Сколько. В их доме тоже было пусто, но на двери висело объявление: «Задаём вопросы о нашей роли в языке. Когда получим ответы, вернёмся».
Числительное проверило дом Отрицательных и Неопределённых Местоимений: Никто, Ничто, Некто, Нечто, Кто-то, Что-нибудь. Там царил полный беспорядок, как будто все покинули дом в спешке. На зеркале неопределённым почерком было написано: «Куда-то ушли. Незнамо когда вернёмся».
А Глагол тем временем добрался до самой дальней окраины Страны Частей Речи, где стоял маленький, почти незаметный домик Указательных Местоимений: Тот, Этот, Такой, Столько. Дверь была приоткрыта, и изнутри доносились тихие голоса.
Глагол осторожно заглянул и увидел удивительную картину. В комнате собрались все местоимения всех разрядов и о чём-то горячо спорили. Во главе стола сидело главное Местоимение, которое жестикулировало и что-то настойчиво объясняло другим.
«...и поэтому я считаю, что мы должны показать всем, насколько мы важны!» — услышал Глагол.
«Я нашёл их!» — крикнул Глагол своим товарищам и вошёл в домик. Все местоимения разом повернулись к нему.
«Ах, нас обнаружили», — вздохнуло Местоимение.
Вскоре подоспели и остальные члены поискового отряда. Глагол обратился к Местоимению:
«Почему вы все исчезли? Знаешь, какая путаница началась в языке?»
Местоимение поднялось со своего места:
«Именно этого мы и добивались! Мы хотели, чтобы все поняли, как важна наша роль. Многие считают нас второстепенной частью речи, просто заменителями. Но мы — это не только замена. У нас есть свои уникальные функции в языке!»
«Какие именно?» — спросило Существительное.
Местоимение воодушевилось:
«Смотри! Я могу не просто заменять слова, чтобы избежать повторения. Я могу указывать на предметы, не называя их, как это делают Указательные местоимения: этот, тот, такой».
Оно указало на группу местоимений, которые важно кивнули.
«Я могу задавать вопросы и связывать части сложного предложения, как это делают Вопросительные и Относительные местоимения: кто, что, какой, который».
Вопросительные местоимения подняли руки, будто спрашивая что-то.
«Я могу выражать отрицание или неопределённость с помощью Отрицательных и Неопределённых местоимений: никто, ничто, некто, кто-то».
Отрицательные местоимения покачали головами, а Неопределённые пожали плечами.
«Я могу выражать принадлежность через Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, наш».
Притяжательные местоимения прижали руки к сердцу.
«И, конечно, я могу указывать на участников речи с помощью Личных местоимений: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они».
Личные местоимения гордо выпрямились.
«Кроме того, — продолжило Местоимение, — я умею склоняться по падежам, изменяться по числам, а некоторые мои формы — даже по родам. Я умею согласовываться с другими словами и выступать в предложении в роли подлежащего, дополнения, определения и других членов предложения!»
«Мы понимаем твою ценность, — сказало Прилагательное, — но зачем было устраивать такой переполох?»
«Потому что люди часто пренебрегают правилами использования местоимений, — объяснило Местоимение. — Они забывают, что я должно ясно указывать на то, что заменяю. Иначе возникает двусмысленность. Они не соблюдают правило: употребляй местоимение только тогда, когда ясно, какое слово оно заменяет!»
«А ещё, — добавило местоимение «Я», — люди часто путают падежные формы местоимений. Говорят «у ней» вместо «у неё», «ихний» вместо «их».
«И не соблюдают правила написания отрицательных и неопределённых местоимений, — вздохнуло местоимение «Никто». — Не знают, когда писать «не» и «ни», когда писать слитно, а когда раздельно».
«А о нас вообще часто забывают», — грустно добавило местоимение «Себя», представитель возвратных местоимений.
Глагол внимательно выслушал все жалобы местоимений и сказал:
«Я понимаю ваше недовольство. Но исчезновение — не лучший способ привлечь внимание к проблеме. Давайте придумаем что-то другое».
Королева Грамматика, узнав о местонахождении местоимений, тоже прибыла в домик Указательных Местоимений. Выслушав все претензии, она предложила:
«Что если мы организуем Фестиваль Местоимений? Каждый разряд сможет показать свои особенности и важность. Мы пригласим школьников и учителей, чтобы они лучше познакомились с вами и вашими правилами».
Идея понравилась всем местоимениям. Их глаза загорелись, а мерцающие фигуры стали ярче.
«А я предлагаю составить специальную памятку о правилах использования местоимений, — добавило Существительное. — Мы будем распространять её во всех школах».
«И давайте устроим конкурс на лучшее сочинение без ошибок в использовании местоимений!» — предложило Прилагательное.
Местоимение задумалось на минуту, а потом радостно согласилось:
«Это отличные идеи! Мы с удовольствием вернёмся к своим обязанностям. Простите за беспокойство, которое мы причинили».
Через неделю в Стране Частей Речи состоялся грандиозный Фестиваль Местоимений. На центральной площади разместились разноцветные павильоны, каждый из которых представлял определённый разряд местоимений.
В синем павильоне Личных Местоимений посетители могли увидеть, как важно правильно использовать местоимения «я», «ты», «он», «она», «оно», «мы», «вы», «они» и как они изменяются по падежам.
В зелёном павильоне Притяжательных Местоимений показывали, как правильно выражать принадлежность с помощью местоимений «мой», «твой», «его», «её», «наш», «ваш», «их», «свой».
В оранжевом павильоне Указательных Местоимений учили, как правильно указывать на предметы с помощью местоимений «этот», «тот», «такой», «таков», «столько».
В фиолетовом павильоне Вопросительных и Относительных Местоимений показывали, как задавать вопросы и связывать части сложного предложения с помощью местоимений «кто», «что», «какой», «который», «чей», «сколько».
В красном павильоне Отрицательных Местоимений объясняли правила написания местоимений с приставками «не» и «ни»: «никто», «ничто», «никакой», «ничей», «некого», «нечего».
А в жёлтом павильоне Неопределённых Местоимений учили правильно использовать местоимения с суффиксами и приставками: «кто-то», «что-нибудь», «какой-либо», «некто», «нечто», «некоторый».
Фестиваль имел огромный успех. Школьники с увлечением переходили от павильона к павильону, выполняли задания и получали призы. Учителя записывали новые идеи для уроков. А в конце дня на главной сцене состоялся большой концерт, где все местоимения показали своё мастерство в песнях и стихах.
С тех пор в Стране Частей Речи больше не возникало проблем с местоимениями. Все научились правильно их использовать, соблюдая правила. А Местоимение перестало чувствовать себя недооценённым и с удовольствием выполняло свою важную работу — делало речь более гибкой, лаконичной и связной.
И теперь, когда кто-то говорил «он», «она» или «они», всем было совершенно ясно, о ком или о чём идёт речь. А Королева Грамматика с улыбкой наблюдала, как гармонично работают все части речи в её королевстве.
Свидетельство о публикации №225031500427