Наш первый внук

     (Продолжение саги об одесской девочке)               

                Зловредная смесь

В 1983 голу  сын и невестка получили дипломы лечащих врачей, окончили интернатуру и начали работать: Кирилл – в 67-й клинической больнице Москвы, а Люда – в городской больнице Калининграда (теперь – Королёв). Наш маленький Зекиша стал хирургом, а Люда – анестезиологом да ещё и реаниматологом.

Немного поправившись после операции (45 кг веса!), храбрая Люда снова отправилась в капусту за ребёночком. Ей пришлось несколько раз ложиться в больницу, чтобы сохранить его. И вот 14 марта 1984 года на свет появился мальчик, которого в честь прадеда назвали Павликом. Он был беленький и задумчивый. Но вот беда: у Люды почти не было грудного молока. Педиатр посоветовала кормить малыша финской смесью «Туттели»,

 и Кирилл притащил целую коробку этого продукта. Проголодавшийся Павлик начал усердно сосать из бутылки, но скоро мы стали замечать неладное. У мальчика начался понос и по всему телу пошли красные пятна. Вызванный врач, молодая самоуверенная дама, заявила:

- У ребёнка голодный понос. Кормите лучше!

И мы с Людой стали ещё настойчивее совать ребёнку «Туттели». А он совсем перестал подавать голосок, впал в какое-то сонное состояние, тельце у него сделалось сплошь краснопятнистым. Ребёнок погибал. По новому вызову приехала пожилая женщина-врач, которая сразу поняла, что у Павлика аллергический шок от зловредной искусственной смеси.

- Немедленно ищите донора с грудным молоком, вы теряете ребёнка! – сказала она нам.

Легко сказать – ищите. В роддоме сказали, что теперь там не собирают излишки грудного молока, как бывало раньше, а молочных мам они не знают. Бросились на молочную кухню, но оказалось, что там уже не готовят так называемое ионитное молоко, близкое по составу к грудному. Что делать? Люда буквально терзала свою грудь, пытаясь выдавить для Павлика спасительные капли молока, но мальчик голодал.

 Я стала звонить подругам, не знает ли кто кормящую женщину. Нет… нет… нет… И вот – счастье: Элла Назарова вспомнила, что одна знакомая женщина кормит своего мальчика, молока много, живёт в общежитии, нуждается в деньгах… У этой молодой мамаши мы стали ежедневно брать почти литр молока. Павлик был спасён. Ангел-хранитель прилетел к нему в лице Эллы, что все мы ей бесконечно благодарны..

                Счастливое тридцатое число каждого месяца

Наша квартира  напряглась и вместила в себя ещё одного  (шестого) члена семьи и ещё один важный предмет быта. В дополнение к нашей былинной «Юрюзани»   пришлось купить второй холодильник со Среднерусской равнины.

Это была «Ока-6», подвернувшаяся нам с Вовой в результате долгих бесплодных поисков во всех известных нам магазинах электротоваров в Москве. Как всегда, всё продавалось по открыткам, добываемым в почтенных заведениях уважаемыми людьми, или за взятку (помните, в «Иронии судьбы»: «- …и двадцать сверху. – Я дал двадцать пять…»). Но остальным людям в стране развитого социализма всё-таки давался один шанс.Рассказываю.

Тридцатого числа каждого месяца для выполнения плана заводы «выбрасывали» в магазины некоторое количество холодильников, телевизоров, мебельных гарнитуров, электроутюгов и прочего дефицита. Правда, знающие люди говорили, что все изделия, сделанные к тридцатому числу, обязательно выйдут из строя в ближайший месяц. У них, мол, не выдерживается технология, а болты загоняются кувалдой.

На паспорте нашего холодильника красовалось это зловещее число, но выбирать не приходилось: берём, тем более - последний! Вопреки прогнозу, наша «Ока» честно проработала больше двадцати лет, впрочем, избавившись от лишней автоматики и подсветки.  Ерунда! Пусть в коридоре  теперь не повернуться, зато не надо заталкивать продукты в  «Юрюзань», как японцы заталкивают пассажиров в вагоны метро. И Павлик рос, не зная нужды и питаясь от двух холодильников.

                Про опасную муху и страшные сказки

Перелистаем ещё пару лет. Павлик рос у нас на глазах, даря нам свои первые улыбки, первые слова, щедро делясь с нами своими открытиями. Я завела блокнотик и старалась  записывать порой забавные,, порой занятные высказывания внука. Сейчас я перечитываю эти записи и снова смеюсь, умиляюсь, задумываюсь.

Вот трехлетнему Павлику внушают, что нельзя  брызгать на стульчак унитаза. Через день, когда я помогаю ему управиться в туалете, я нечаянно направляю струйку на стульчак... Внук поворачивает ко мне лицо и возмущённо говорит:

- Куда льёшь-то??! Папа вчера унитаз мыл!

Эта фраза стала у нас фирменной в некоторых обвинительных случаях.

Укладывается спать и не хочет надевать пижаму:

- Буду спать голый, как мадам и Ева…

Он не болтлив, вслушивается в рассказы родителей-медиков, мотает на ус и делает свои умозаключения. После болезни как-то откашлял сгусток:

- Ой, из меня выскочила какая-то личинка!

Я болею. Внук ставит мне палочку-«градусник» под мышку.

- Павлик, сколько там?

Отвечает озабоченно:

- Полдевятого!

Вот он уже ходит  в детский сад и рассказывает, придя домой:

- Мы сегодня занимались отвлекацией!

Вечером забираю его из садика. Воспитательница сообщает, что Павлик сегодня стоял в углу. Спрашиваю:

- Павлик, почему тебя поставили в угол, что ты сделал?

Павлик сокрушенно:

- Я сделал большое непослушание…

Был разговор, что в Африке свирепствует сонная болезнь из-за мухи це-це. Вскоре взволнованный Павлик докладывает:

- Мама, там, в комнате какая-то муха легла на пол и притворилась мухой це-це!

Мы, взрослые, разговариваем, не замечая маленького человечка. Вот Люда ездит на курсы повышения квалификации, дома  за ужином рассказывает про всякие тревожные случаи. Утром, провожая маму, Павлик кричит вдогонку:

- Спокойных тебе курсов, мамочка!

Однажды Павлик растрогал нас всех. Когда мама Люда сидела, натягивая сапог, он вдруг подошёл к ней, произнёс смущённо: «- Я вам тулую!» и поцеловал маму в коленку. Значит, в душе у ребёнка горела и просила выхода любовь к маме, и он  высказал её так целомудренно, так рыцарски.

Интересны умозаключения ребёнка. Едем в машине. Дедушка загадал Павлику загадку:

- Без рук, без топорёнка построена избёнка – что это?

Павлик в затруднении. Я подсказываю, что это птичка, воробушек, строит гнездо без рук, носит веточки в клювике…Спустя минут пять настырный дедушка снова спрашивает с нажимом:

- А вот другая загадка: без рук, без топорища построена избища. Что это?
Не переставая глядеть в окно, Павлик небрежно бросает:

- Знаю, знаю: ворон с дуплом!

С лёгкой руки Павлика ворон с дуплом занял почётное место среди известных нам птиц.

С аппетитом ест сало с чесночком и философствует:

- Почему украинское сало всегда с чесноком? Что ли, украинские свиньи любят чеснок?

Настало время, когда Павлик уже сам должен надевать и застёгивать штаны. Мучаясь с тугим крючком, он с досадой замечает:

- Эту ширинку надо взрывать динамитом!

Где он подслушал это высказывание – не знаю. Я услышала его впервые от маленького внука. Неужели сам придумал?

Став школьником, Павлуша ещё не раз поразит нас своими умозаключениями и трактовками. Но не такой уж он тихоня и умник! Вот он самозабвенно кувыркается на ковре:

- Бабушка, смотри, какую я кувыркакалку сделал!

Смотрим фигурное катание. Дедушка предлагает тут же:

- Павлик, давай сделаем кауфман!

Теперь этот эффектный элемент фигурного катания называют «выброс». Дед и внук делают немыслимый «кауфман» с вознёй и подбрасыванием. Отдышавшись, Павлик просит:

- Дедушка, сделай мне ещё колошман!

Дед в восхищении: ну, что за талантливый внук, какое слово придумал! И дедушка немедленно переделывает Павлика на Шпоклика или просто на Шпольку..Тут же придумывается и исполняется песня «Веселися, веселися, пой наш Шполька!» 

А я начинаю третий раунд чтения книжек.  Снова пошли в ход когда-то давно переплетённые мною детские книжки Кирюши и Лерочки.. Читаем «Сказку о золотом петушке». Павлик слушает отрешённо, кажется, что он где-то далеко-далеко… И вот дошли до строчек:

                Что за страшная картина?
                Перед ним его два сына
                Без шеломов и без лат
                Оба мёртвые лежат,
                Меч вонзивши друг во друга…

Тут Павлик неожиданно закрыл лицо руками, зарыдал и категорически отказался слушать дальше. Я подозреваю, что Пушкин адресовал свои сказки не детям…

Продолжение следует.


Рецензии