Между справедливостью и милостью

Продолжение темы «Огонь жизни и огни жизни», предыдущие статьи:
«Из искры разгорится пламя» http://proza.ru/2025/03/07/474
«Искренность как огонь жизни» http://proza.ru/2025/03/10/532
«Огни, которые действительно действуют» http://proza.ru/2025/03/12/496
«Испытание огнём» http://proza.ru/2025/03/13/814

Думаю, что не я один испытал на себе, что попытки приблизиться к Богу посредством усилий своего разума, сколь бы ни были они искренними, приводят обычно… Да ни к чему доброму не приводят, разве что – к разочарованиям!.. Ну и к последующему, почти неизбежному, самоопраданию: «Времена сейчас не те… Лучше уж жить, как те (то бишь как все)…», – то есть жить теплохладно, чуть тёплым…

Это когда ещё на глаза попадётся! – и прочтёшь «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну (изрыгну) тебя из уст Моих»… Тогда только твоё сердце прослезится… а потом снова самоопрадается и успокоится…

Почему так? Почему большинство даже как бы верующих, Бога «в живую» не чувствуют? А если иногда и возникают у кого-либо некие живые чувства к Богу или смутно осознаваемые «веяния» из иного мира, то они непродолжительны и скоро «замыливаются» суетой земной с повседневным внутренним пустомыслием…

А ведь у святых отцов и прямо, и промеж строк вот что звучит: ищи Бога не тогда, когда сподобился храм посетить, а ищи Его в себе, в повседневных мыслях своих. Бог «просится» НЕ во время уставного богослужения, Бог хочет постоянно быть в сердце каждого, Он хочет быть основанием человеческого сердца. Причём полезнее будет научиться понимать Бога почти без слов, а в тех оттенках души, на которые обращать своё внимание большинству по неверию своему несвойственно.
Не тщеславься – тебе никак не получится найти Бога в великом, – но Его можно найти в едва-едва приметных оттенках души!

А всё же, как искать ЖИВУЮ БЛИЗОСТЬ с Богом?

Всматривайся внимательнее не в то, что говорят, и не в то, что ты сам думаешь о Боге и о своём спасении, но в то, что Бог говорит в тебе.
Трудность – в непрерывности и собранности. А живой Мир Божий – он НЕ далеко, он ближе того, что ты считаешь самым к тебе близким… Только соберись и внемли.
Вторая трудность в том, что Бог не будет говорить нашими словами, которые во многом удалились от сути. Он говорит тем, что ДЕЙСТВУЕТ В ТЕБЕ помимо слов.

Как это в себе понять?

Обучаться «языку сердечному». А обучиться можно только по любви. Учиться всегда радоваться красоте Божиего мира, как вменял апостол Павел. Не грешить гордостью. Приучаться вслушиваться не в мысли свои, какими бы правильными они тебе не представлялись, но в те силы, которые действуют в твоём сердце БЕЗ слов. И откроешь удивительно богатый мир. Мир столь ярких и сильных переживаний, каких не высказать ничем и никак. Слышащий – да слышит!

Усилиями собственного ума без благодати Святого Духа никто не может увидеть личное безумие перед Богом, а когда увидит, тогда неизбежно и неумолимо он ужаснётся своему безОБРАЗию…
А истины разумение в человеке не вынашивается, но вымаливается у Бога, и процесс самопознания себя бывает крайне болезненным для любой души, – неболезненным самопознание не может быть ни для кого. Любое неболезненное «приближение» к Богу, мгновенные «прозрения» – либо подделка, либо опасная прелесть.

«Огонь молитвы несёт по Небесам», а связана с огнём только молитва искренняя.

Огонь веры… Не так уж и много тех, кто способен не только впустить его в себя, но потом и не дать погаснуть. Для этого нужно бороться с миром, с почти непрерывно отвлекающим от Бога мирской по природе ум. То есть придётся пободаться со своей падшей природой, и что наиболее трудно – победить внутри себя дьявола, производящего мутный поток мыслей злых, нечистых, хулительных и гордых.

Это по-настоящему нелегко. В борьбе ты будешь вынужден осознать, что сам не можешь ничего. И тебе придётся принимать и тоже поддерживать огонь терпения.
В разных источниках говорится о годах и десятилетиях испытаний, а наиболее близкие нашему времени святители единодушно склоняются к тому, что теперь уже никому из мирян и даже монахов полнота бесстрастия не будет даваться при жизни в теле. Полное бесстрастие будет даваться любящим Бога лишь на самый короткий срок перед их переходом в Вечность. 

Как бы то ни было, только длительное и временами болезненное терпение скорбей открывает двери для входа в благодать. Только долготерпением и недетскими искушениями душа может расти, и ничем более иным.

В этом отношении наше место – между справедливостью и милостью.

Уже звучало, но нелишне повторить: терпение – это тоже огонь. Терпеть и устремлять к Господу всё, все силы своей души… И пусть такое сейчас воспринимается как безумие, – да здравствует такое безумие! – ибо «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом», и лучше уж я буду безумным перед миром, чем перед Богом. Идти против всех ради Христа. Против всех в полном смысле слова, против противящихся Богу явно (и это понятно), и против противящихся в неосознанной прелести. А быть разумным одновременно и перед людьми, и перед Господом – такое невозможно.

Три стимула только есть у человека – хочу, могу, надо. Идеал, когда все эти стимулы совпадают. Но такое бывает крайне редко. Надо, должен – стимул для зрелого, ответственного человека, но разве много таких?

И только любовь – не как эмоции, а как состояние души не зависит от усталости или какого-то другого раздражителя. И обходится без стимулов.
Христианство именно для этого – чтобы в человеке разбудить любовь, чтобы с ней проявились Божьи законы чести, совести в реальности и в реальном времени – здесь и сейчас...

Христианство – это система трансформации личности человека прежде всего через изменение внутреннего состояния. Смысл христианства объяснил людям Иисус Христос, и он заключается в том, чтобы любить и стремиться к Богу.
На первом месте у человека должна быть любовь. Таковы приоритеты Бога, Который Сам есть любовь.
Если же для человека знания, способности, власть и деньги важнее любви и Бога, то человек этот уходит от Бога и от любви, чтобы он при этом ни говорил. Это отдаление от Бога, от любви, когда человек идёт не к Богу, а в другую сторону, называется грехом. В переводе с древнегреческого слово «грех» означает «промах».
Человек грешит, когда утрачивает единение с Богом, когда, забыв о том, что он Божественен по своей сути, начинает придавать своей личности первостепенное значение, и для него на первый план выходят материальные и социальные ценности.

Иоанн Креститель проповедовал: «не говорите, что отец ваш Авраам, вы дети Божьи, ваш отец Бог», то же самое говорил и Иисус Христос. С этого утверждения начинается проповедь Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, ибо это утверждение невероятно важно.  Почему?
В иудаизме есть чёткое разделение Бога и человека: я человек, а вот там – Бог. Он меня спасает, воспитывает, защищает, наказывает как строгий воспитатель, и по раскаянии прощает. В результате появляется ощущение определённой дистанции, барьера между человеком и Богом.

Иисус говорит противникам Своим – фарисеям: «пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13); «если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Мф 12:7)

Апостол Павел: «сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» – как? – «Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере» (Рим 4:16) – ибо: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5).

И значит молиться нужно ПРЕЖДЕ ВСЕГО И БОЛЕЕ ВСЕГО О МИЛОСТИ!!!
А самая действенная молитва – пламенная, – значит сжигающая всё неБожие в тебе самом. Если сможешь развить в себе огонь сердечной молитвы, то сможешь и познать в себе самом духовную силу мыслей и слов, светящих от Господа. И потом ощутить, как эта сила пополняет твою.

Жизнь с ощущением Божьего присутствия – это жизнь в огне покаяния, пусть болезненного, но одновременно блаженнейшего. Потому что рядом – Огонь Любви Божией, который не ощущать в уже и не смог бы.

Отследив исправно за своей душой, наверное всякий может убедиться: чем искреннее покаяние, тем бОльшая благодать приходит, и даже ум, большой любитель улетать и пачкаться, делается чистым и управляемым, спокойным и с охотою творящим молитву. И это уже не кратковременные состояния с подозрением на эйфорию, а уверенное ощущение тепла Божией Любви.
«Когда Бог увидит, что ты со всей чистотой сердца уповаешь на Него более, чем на себя самого… тогда неведомая ранее тобой сила поселится в тебе. И ты ощутишь всеми чувствами могущество Пребывающего с тобой» – учил преподобный святитель Исаак Сирин.

Нужно и важно стать как бы радаром – говоря словами Сергия Михайлова «жить на отзвук». Это значит приучить себя вслушиваться не в те мысли (речь не о мыслях о насущном, а – о сущностном), что рождает разум (сколь бы правильными они тебе ни казались), но уметь вслушиваться в то, что отразит в тебе дух твой, который всегда был и есть с Господом, но ты пока этого не видишь и не понимаешь.

Это настраивается. Это получается действенно настроить тогда, когда ты на точно на духовном сосредотачиваешься или молишься о чём-либо.
Это не так-то легко, это провоцирует ум на попытки ввести душу в заБЛУЖДЕНИЕ.
Горделивый самооценщик в преизбыточной заботе о себе любимом будет вновь и вновь восставать внутри, сколь долго и тщательно не убивай его в себе.

Ответы ведь надо искать не в себе и не умом только, а только у Самого Бога духом, и иного пути приближения к Господу, иначе как через непрестанное испрашивание Его и через это узнавание Его, наверное (и наверняка) нет.

Может, какие-то более простые пути спасения души и есть… Вот: «Слышу я, как многие говорят: увы мне, как я спасусь? Я не могу поститься, не совершаю бдений, не в силах удалиться из мира, как же я могу спастись? Как? Я говорю тебе: отпусти, и тебе отпустится, прости, и ты будешь прощен – вот один краткий путь ко спасению. Предложу тебе и второй: «Не судите, – сказано, – да не судимы будете». Вот путь без бдения и непомерного труда» – пишет преподобный Анастасий Синаит.

Но по-любому поначалу будет душа видеть внутри себя падшую свою природу, грехи маловерия, личный непокой, томление по неизвестно чему, страхи перед обстоятельствами и людьми, ничем непобедимое в самом себе окаменение к Богу и к людям, и ещё многое из того, в чём можно только раскаиваться…
Недаром странно для нас звучит то, как святые говорили: «Чем ближе к Богу, тем больше грехов».
И тут в который раз бывает то самое испытание огнём веры.
И неминуемо прохождение через огонь терпения: многолетнее, а то и пожизненное долготерпение своих немощей и своей падшей природы, чтобы помалу, день за днём, год за годом палить их молитвой. А сердце своё при помощи Божией соделать пламенеющим, наполненным чувствами сильными, чистыми и постоянными. Сильными силой Духа. А это называется «дай кровь – прими Дух» – процесс очень болезненный, – «до не могу»…

Нас, к великому сожалению, с детства учат искать ответы или в своём разуме, а бОлее – в чьём-то «продвинутом» разуме, да среди усвоенных «прописных истин».
Мало кто не учит искать ответы у Бога.
И сопротивление тому, чтобы внимать «на отзвук» так велико потому, что это – такой удар по эгоизму, на который он будет ставить свои блокировки. Он будет впадать в депрессию и вынуждать жалеть себя.
При этом душа будет ощущать отсутствие Бога внутри, и будет убеждаться, что она Его молчания достойна — раз Бог так упорно молчит.
А она не должна терять надежды на милость и любовь Божию. И если душа окажется терпеливой и не отчается, то день, когда не ожидает, вдруг оживёт внутри неё любовь ко Господу и к творению Его, а сама она с ясностью великой поймёт, что это – не её заслуга, а благодать по милости Божией от Духа Божия.

После неминуемой и многолетней духовной ночи наступает-таки утро светлых отношений с Богом. «Когда молитва становится не насилием над собой, не обязанностью, но доставляет радость и простоту, подобную земному дыханию, когда ничто не мешает чистой молитве, когда всем телом и душой ты без труда над собой устремлён к Богу, подобно летящей к цели стреле… к единственно блаженной цели, к Иисусу Христу, к Богу – Пресвятой Троице» - замечательно пишет о таком переживании всегда очень аскетичный Сергий Михайлов.

Душа в таком преображённом состоянии не может не ощущать Господа, не может не молиться, не может не благодарить Бога сердцем, не может не любить Бога, не может не болезновать о себе, и не может возноситься ни над кем другим.
Вот в чём смысл христианской жизни, вот для чего страдал Господь на Голгофе! Чтобы Отец Небесный жил внутри, оживотворяя Собой АБСОЛЮТНО всё, что думает и чувствует человек!

Но эта, столь ясно и однозначно изложенная в Евангелии цель – чтобы человек жил в Боге, а Бог в нём, упрямо замалчивается. Потому что большинству эта цель душевно и духовно непосильна, она находится под негласным запретом у «правоверных». Но зато всячески профанируется в харизматических сектах. Кем и зачем – тоже ведь понятно: тем, кому это выгодно. «Огонь поядащий» до сих сущностей пока вполне не добрался. Но мы стремительно движемся к «полноте времён», когда «свершится…» – что? – «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец», ибо это лишь «начало болезней», буквально с греческого – «начало родовых схваток».

Вернувшись к вопросу, который нас беспокоит, по поводу которого весь сыр-бор – как спастись, надо чётко понимать, что наше место – между справедливостью и милостью…

Милосердие – оно у Бога и от Бога. И ты призван к милосердию, ибо только милосердия достоин. А хочешь справедливости, и с наглостью её просишь. И милосердия не проявляешь к другим, даже к ближним.
А какой ты справедливости просишь? – для себя удобной и приятной, а всё другое для тебя – несправедливость. Ты, живущий во грехе, разве сможешь ты очиститься той высшей справедливостью, которая тоже у Бога? Милосердие не судит, а справедливость тебя осудит. Но осудит тоже для твоего спасения – как ни крути, всё замыкается на Боге! А ты – между справедливостью и милостью, – и не лучше ли тебе учиться у Господа милосердию, пока на это ещё есть время – «Пойдите и научитесь, что значит, – милости хочу, а не жертвы»…


Рецензии