Дневник 4. 4-12 марта 2025
4 марта
Самое важное в жизни – подарки. Восхищающие, с которыми не хочется расставаться. И только потом важно – кто же подарил подарок. Радость и удивление, бесконечная внимательность лишь со временем переносятся на дарителя.
В моей жизни было несколько таких подарков. Все они были яркими или со световыми вспышками и даже символическими – в старшем возрасте я не раз вспоминала их, стараясь разгадать, ну что же было в этом подарке такого необыкновенного для меня - ребенка.
Самый запоминающийся подарок я получила во 2 или 3 классе от двоюродной сестры Риты. Она была старше меня года на 4, мы редко виделись, встречи с нею на семейных праздниках наполняли мое сердце радостью.
Рита подарила мне игру «Электро викторина». Вопросы касались всех сфер жизни: архитектура, музыка, открытия в разных сферах деятельности, растения, профессии. В прямоугольной коробке был планшет с металлическими кнопками. На планшет накладывался лист с темами, например, архитектура или птицы. Справа были изображения, качественные, цветные, а слева – вопросы. В руках у меня были два проводка – один я закрепляла на «кнопке» около текста-информации, искала ответ, выбирая соответствующее изображение, касаясь электрическим карандашиком «кнопки». Если ответ был правильным, электрическая цепь замыкалась и вспыхивала лампочка. Правильный ответ! Эврика! Догадалась! А если не загоралась лампочка, тоже не беда, можно было попробовать еще и еще…
Этот образ открытия и познания нового оказался важным и в дальнейшем, в моей творческой работе. Вспыхивает свет, озаряет – верное решение, стоит обдумать.
Все - подарок: жизнь, встречи, солнечный день, друзья, праздники и работа, возможность выбирать и учиться. Как принимает ребенок подарок, так и жизнь сложится. Что понравилось больше всего – это подсказка в выборе жизненного пути.
* Что же было ранее?
- 9 дней назад – я написала текст книга «Будущее» и разместила его на Прозе.ру. (Получается, что начинать книгу «Будущее» нужно с темы подарков?!)
- 9 недель назад – 31 декабря – Новый год (жду гостей).
- 9 месяцев назад – отдых после подготовки книги «Вдохновение» к публикации.
* Сквозная тема – праздничное настроение, ожидание чудесных перемен (встреч). Книги – подарки.
5 марта 2025 г.
Бывают великолепные сны, такие как сегодня: спокойный океан, волны легко набегают на берег и, прикоснувшись к каждой песчинке, уходят назад в безбрежный океан. Раннее утро. Тишина, пустынно. Птицы еще спят. Вдали светлеет – вскоре появятся первые солнечные лучи.
Я стою в воде, ощущая ритм океана, наполняясь силой и радостью. Светлеет, я различаю песчинки. И вдруг замечаю сверкнувшую в солнечном блике серебряную монетку.
Весь день я была под впечатлением этого переживания… Необычно…
* Может, что-то предшествовало этому сну-событию?
- 9 дней назад. Проекты, поддерживающие радость в детях и взрослых.
- 9 недель назад. Необычное состояние: я закрыла глаза и увидела звездное небо. Оно было везде, проникало всюду. Красиво и спокойно.
Тут я вспомнила стихи, которые пару лет назад внезапно проявились в моей деловой беседе с коллегами:
Я могу быть звездами,
Я могу быть морем,
Я могу быть… (забыла слово)
Я могу быть точкой.
Вот пример, как мощные события 9-недельной давности, проявляются в жизни удивляя, восхищая, направляя.
- 9 месяцев назад – записи не нашла.
* Сквозная тема – масштабное видение мира и свое место в нем. Поэтично, образно.
6 марта 2025 г.
Сегодня ночью я вспомнила забытую строчку из стихотворения «Я могу быть…» - Я могу быть человеком!
Я могу быть звездами,
Я могу быть морем,
Я могу быть Человеком,
Я могу быть точкой.
Человеком быть… Пришел образ Андрея Владимировича Гнездилова, создавшего хоспис в Лахте. Его сказки, ученики… Их выступления оставили впечатление другого мира, в котором хо-ро-шо…
Романс Рахманинова «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной на конкурсе «Голос» - прозвучали как что-то иное в нашем мире, как и хоспис.
А вчера вечером мы уточнили с Литредактором идеи и структуру книги: в Будущем первое – понимание и принятие самостоятельного восхождения, саморазвития. Как много зависит от нас показано в главе «Дневник. Это случилось сегодня». Второе – управляемое вдохновение в коллективе. И третье – перспектива развития для человечества – идеи Елены Константиновны Суродеевой, ее «Космология».
Перечитала письмо от Инны – ученицы А.В.Гнездилова, посмотрела статьи по ссылкам в «Психологической газете» о А.В.Гнездилове, написала ей письмо.
Чат хосписа. «Наши заповеди». 30 января 2020
1. Услуги хосписа – бесплатны. За смерть нельзя платить, как и за рождение.
2. Хоспис – дом жизни, а не смерти.
3. Контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь больного.
4. Смерть, как и рождение – естественный процесс. Его нельзя торопить и тормозить. Хоспис является альтернативой эвтаназии.
5. Хоспис – система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным.
6. Хоспис – школа и поддержка родственников и близких пациента.
7. Хоспис – это мировоззрение гуманизма.
Я: можно изменить жизнь любого человека в этом направлении, мы все болеем.
* Неожиданно, совершенно не думала, что буду заниматься этим вопросом. Что же было ранее, что подтолкнуло меня, настроило на ТАКОЕ видение ситуации на конференции.
- 9 дней назад. Подготовка рукописи к редактированию. Начало чего-то нового.
- 9 недель назад. Сон – лилия. Чистота. Как будто новая жизнь начинается – изменения в течение года (не только новая работа).
- 9 месяцев назад. Что ожидают читатели книги «Вдохновение» (текст в Т. - большой эмоциональный текст. Переписка с Риной).
* Сквозная тема – новое, в уже созданном и корректировка созданного. Рождение нового и прощание. Перемены (в течение года).
7 марта 2025 г.
Ощущение нового начала, тончайшего невидимого весеннего потока, приподнимающего все и всех над Землей: бутоны первых подснежников, жемчужины вербы, женщины с цветами, тортами; капель и ручьи, почерневшее руно сугробов. В течение дня поток набирал силу и стал мощнейшим, спокойным, но с силой урагана, преодолевающего все препятствия одним скачком – к цветению весны и благодати лета.
Сегодня только наблюдаю, замечаю, радуюсь новому потоку – оживаю вместе с ним, настраиваюсь на мощный расцвет.
Да, необычное случилось. Это было на занятии по арт-педагогике. Инна! Впервые я услышала от группы (благодаря Инне) – «говорите мне прямо в лицо, кем пред Вами слыву»… «В лицо» - это оттенок оценок – не то. А были речи - деликатные, искренние, разные. Все сказали разное и это!!! Прекрасно!
Иногда такие слова нужно человеку говорить (мне)!!!
Для баланса – один участник занятий кое-что добавил, но тоже по-доброму…
* Заглянем на несколько дней назад.
- 9 дней назад – удивительно, запись очень похожая: День глубинной тишины и покоя, а если мысленно посмотреть вверх - это что-то новое, живое, сияющая необычная жизнь. Как будто вчера была одна жизнь, а сегодня - совсем другая. Развитие сюжета книги с КатИ.
- 9 недель назад. 3 января был вебинар Александра Янзина. Глубинное знание благодаря его занятию и еще одной беседе. Состояние расширение сознания и взгляд из глубины.
- 9 месяцев назад. Лекция про «Живой голос» (выступление О.Б.Плистик на Саммите).
* Сквозная тема: Инна А. – живое. Живая вода, расширение сознания, глубина, а здесь – живой голос!
8 марта
Сегодня я дослушала видеозапись сценаристов от ЭКСМО. Мне понравились интонация, информация… И я заполнила анкету на участие в вебинаре…
Позже – консультация, полноценная.
Сегодня подумала, что первое произведение из серии БУДУЩЕЕ уже готово: «Кристалл времени». Пишу – вторую книгу.
Видео с поздравлением Президентов (ИИ)!!! Это понравилось. Очень.
А ранее было вот что:
- 9 дней назад. Консультации со специалистами. Удачно. Сочиняла (о КатИ).
- 9 недель назад. 4 января – Читала рукопись ЕКС «Краткий анализ…». Развитие сознания – цель жизни на Земле. Решимость: воплотить… ЕКС рядом – тишина внимающая!
Любовь ко всему живому на планете. «Почему Вы так мало себя любите и своих детей?»
(Будет помощник!) Яблочный сок…
- 9 месяцев назад. Договариваемся о встрече с Риной (подготовка книги к публикации).
* Сквозная тема: взгляд на жизнь на планете из ее возможностей, перспектив. Роль женщины. Сочинение нового сценария мною (жизни и литературного сценария).
* 9 дней -9 недель после встречи с хирургом 9.12.2024)
9 марта 2025 г.
Ночью я сочиняла сценарий «Будущее», уснула в 5-30 утра. А примерно через 9 часов сценарий «созрел» стал: плотным, но пока не проявился.
Вот что придумалось ночью.
1966 год. Мы готовим концерт – спектакль. Т.С. репетирует со мной стихи.
- Что тебе понравилось? - спрашивает она.
Показываю, она одобряет, читаю:
Михаил Светлов
Песня
Н. Асееву
Ночь стоит у взорванного моста,
Конница запуталась во мгле…
Парень, презирающий удобства,
Умирает на сырой земле.
Теплая полтавская погода
Стынет на запекшихся губах,
Звезды девятнадцатого года
Потухают в молодых глазах.
Он еще вздохнет, застонет еле,
Повернется на бок и умрет,
И к нему в простреленной шинели
Тихая пехота подойдет.
Юношу стального поколенья
Похоронят посреди дорог,
Чтоб в Москве еще живущий Ленин
На него рассчитывать не мог.
Чтобы шла по далям живописным
Молодость в единственном числе…
Девушки ночами пишут письма,
Почтальоны ходят по земле.
1931 г.
- Почему так печально, - спрашивает Т.С.
Какие ассоциации с телеграммами?
- Я разносила телеграммы на Новый год - радость!
- Прочитай еще раз две последние строчки: жизнь продолжается!.
- Почтальоны ходят по земле… (я увидела их как птиц, которые переносят добрые вести).
- Вот, хорошо!
ТЕМА книги (серии) «Будущее»: жизнь-смерть и отношение к ним.
Всплыло воспоминание. После 1,5-летних судов (погибла племянница), я чувствовала – сил нет совсем. Я не могла встать. 1997 год. Написала завещание… Вскоре:
- Вы хотите поехать в Лондон на конференцию?
- Да!!!
…
Стихи: Кто Я?...
Завершение: день начинается стихами и продолжается, скользя… Живую нить плетет, сверкая, твоя душа… моя душа.
* Заглянем в прошлые записи.
- 9 дней назад. 28 февраля. Сочиняла! Сценарий! В 5 утра.
- 9 недель назад. 5.1.25. Вебинар Александра. Надо и хочу. Фото: ветер снес забор. Пишу отзыв на вебинар. Преданность своему Я.
- 9 месяцев назад. Договариваемся о встрече с Риной (по редактированию книги ВДОХНОВЕНИЕ).
* Есть ли сквозная тема? Сочиняла! (сценарий, жизнь, книгу): «почтальоны ходят по Земле» (пишу тексты).
10 марта
Смена направления размышлений - настойчивая информация - изменить слова, образы. Вот видео-подсказка: заяц убегает от опасности по лесной дорожке. Через несколько секунд возвращается по другой стороне дорожки и замирает в траве. В это время мимо пробегает охотничья собака, она явно гонится за зайцем. Собака пробегает мимо зайца! Она идет по следу, обоняние – главный канал восприятия для нее.
… Мне нужно сменить направление, заменить тем, что рядом. Умным.
Похоже, это тема БУДУЩЕЕ (Сценарий для ЭКСМО)?
Консультации и помощь целый день.
• Ранее.
- 9 дней назад. Образ КатИ из книги Будущее. Конференция по онкопсихологии, очень много чувств, переживаний, воспоминаний учеников - последователей Гнездилова.
- 9 недель назад. 6 января – суббота. Смотрела фильм «Человек, который спас мир от ядерной войны». Информация для коллег (пересылка рукописи Е.К.С.).
- 9 месяцев. 10 июня. Нет записи. Наверное, отдых.
* Сквозная тема. Новый сюжет книги (герои). Начало перемен в сознании. Изменение эмоционального строя. Слышать того, кто рядом – свой внутренний голос.
11 марта
Спокойствие. Желание жить,
Похоже, проект «Экология человека» получилось создать в детском саду 101 (комбинированного типа). Удивительные дефектолог, воспитатели и Мария Карловна.
Я написала Марии Карловне:
«Добрый день, Мария.
Впечатление от твоей работы как руководителя и работы Елены - зашкаливает, я решила написать отзыв (неформальный). Если будет нужно, для конкурса, например, напишу «правильный» отзыв (в соответствии с каноном). Я - руководитель проекта "Экология человека. 10 шагов преобразования ОУ в творческий центр", который стал победителем Конкурса Инноваций в Санкт-Петербурге в 2009 году (занял 3-е место).
* Важно: ДОУ - одно из немногих учреждений, которые прошли по всем этапам в процессе создания творческого центра.
** Уникальность: арт-педагогические практики; коллектив и руководитель (М.К.Хащанская).
Основные тезисы
А. Актуальность
1) Проблемных детей в массовых школах все больше. Помочь им можно и нужно уже в дошкольный период, продолжить в школе.
2) Важна поддержка родителей, принятие ими ребенка, обучение. - Все это происходит на занятиях в ДОУ.
3) Результаты, частично представленные в МР, могут быть важными для обогащения занятий для детей разных групп (одаренные, нормотипические, ОВЗ...).
Б. "Модули"
1) Обучение арт-педагогике всех педагогов.
2) Есть результаты.
3) Профессионализм всех участников.
4) Поддержка администрации (без нее ничего не получится, будет лишь временный положительный результат).
5) Комфортные, доступные, интересные творческие задания, раскрывающие потенциал человека.
6) Атмосфера, в которой осуществляется проект.
Будущее проекта. Постепенное внедрение программы в подготовку психологов, воспитателей, учителей рисования в начальной и средней школах. Этот новый предмет легко встраивается в уже существующую программу занятий в детском саду и школе. Он помогает снять напряжение, улучшить самочувствие детей и взрослых, настраивает на взаимопонимание детей и родителей.
• Примечание. Учитель рисования совместно со мной проводил уроки в 5-7-х классах по программе М.К.Хащанской (для средней школы). Я провела диагностику динамики изменения интереса к урокам рисования. До начала занятий по программе М.К.Хащанской урок рисования нравился 80 % детей, 5-7 % не любили рисование, остальные опрошенные относились к предмету нейтрально После года занятий урок рисования стал любимым для 100% учащихся 5-7 классов. Кроме того, при возникновении неблагополучных состояний у учеников, учительница рисования обращалась ко мне, мы обсуждали, чем и как поддержать учеников. Результаты нас радовали.
• Я поддерживаю введение нового предмета в детских садах и школах, разработанных М.К.Хащанской и ее коллегами.
Этот предмет настолько важен, что я приведу ссылку на мой опыт научно-практической работы как эксперта-психолога в системе образования.
НИНА ЕВГЕНЬЕВНА САЛЬНИКОВА – автор и руководитель проекта
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 10 ШАГОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ТВОРЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ. 1989-2024 ГОДЫ».
Город: Санкт-Петербург
Образование: высшее, Ленинградский Государственный Университет, факультет психологии в 1975 году, вечернее отделение. Специализация: детская, возрастная и педагогическая психология, дифференциальная психология.
Работала в лаборатории психологии НИИ вечерних (сменных школ) АПН РСФСР с 1968 (позднее НИИ переименовали в Институт непрерывного образования взрослых АПН РСФСР) сначала в должности лаборанта
(помогала проводить исследование научным сотрудникам, хорошо знаю технологию исследования, диагностические методики),
затем младшего научного сотрудника (1975-1985; 1993-1998 гг.).- В 1993 году меня пригласили вернуться в лабораторию психологии (д-р психол.наук Г.С.Сухобская), где я и работала до момента реорганизации Института образования взрослых РАО. В этот период я работала по договору с другими образовательными учреждениями.
Закончила аспирантуру по теме «Формирование профессионального качества учителя понимать личность ученика» в 1984 году, но защитить диссертацию не успела (родилась дочь, началась перестройка, экзамены нужно было сдавать заново).
Дополнительное образование:
• арт-терапия, 2010, сертификаты,
• арт-педагогика, 2016, сертификаты.
• Психотерапия (модальность – психосинтез), 2022-2023, сертификаты.
• Арт-терапия (модальность – нарративные практики).
1) Основы арт-терапии, АППО, канд.мед.н.А.И.Копытин (72 часа, 2010).
2) Супервизия арттерапевтической деятельности, АППО, д-р мед.наук А.И.Копытин (176 часов).
3) Проективно-ресурсная арт-педагогика (72 часа, АППО, 5.06.2015). Сертификат «Проективно-ресурсная арт-педагогика». Автор: Хащанская М. К.
4) Психосинтез: классическая и российская версия. (1-3 ступень, всего 216 часов. «Союз психотерапевтов и психологов», Москва, 2022-2023). Автор: психолог, коуч, канд.филос.н., глав.ред.ж. «Наука и религия» Ключников С.Ю.
Подтверждение профессионализма в сфере нарративной арт-терапии (составление исцеляющих текстов).
Номинант конкурсов
- «Писатель года 2020» (год Бунина), публикация в сборнике;
- «Писатель года 2021» (год Достоевского), публикация в сборнике;
- «Писатель года 2022» (год Горького), публикация в «Антологии русской прозы»;
- «Святая Русь», 2023;
- «Писатель года 2023», публикация в Антологии русской прозы;
- «Писатель года 2024» (год Блока) публикации в Антологии русской прозы и в сборнике.
Повышение квалификации по следующим направлениям (с 1996 по 2023 гг.)
1) Реверсивный психологический анализ. Методика С.А.Бахтияровой (Киев). (60 часов, 1996г., диплом Российской Академии информатизации, Москва).
2) Обучение в Швеции (Стокгольм): знакомство с опытом создания молодежной консультации. Участие в создании и эффективная работа в Молодежной Консультации СПб. 1999-2000 гг.
3) Перинатальная психология и психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста, ведущие специалисты СПб. (78 часов, 2000, УПМ).
4) Проект «Барьер», к.пед.н. Н.Е.Маркова: Нейтрализация негативных влияний (СМИ). (36 часов, 2003, ИСЭП РАН).
5) Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии, д.психол.н. Л.Ф.Шеховцова (20 часов, 2005, АППО).
6) Реализация метода проектов в процессе обучения (24 часа, 2006, АППО).
7) Исследовательская деятельность, д-р пед.н. С.Г.Вершловский (24 часа, 2007, АППО).
8) Радостный мир семьи, к.пед.н. Т.А.Берсеньева (24 часа, 2007, АППО).
9) Реализация дистанционных образовательных технологий в условиях ФГОС ООО, ЛОИРО, рук. М.Б.Лебедева (72 часа, 2014).
10) Методы психологической помощи в работе педагога-психолога ОУ, ЛОИРО, рук. Л.А.Волга (72 часа, 2014).
11) Метод проектов с использованием ИКТ в начальной школе (48 часов, ЛОИРО, 29.04.2015).
12) Служба медиации в современной образовательной среде» (36 часов, ЛОИРО, 2015).
13) Методы и технология арт-педагогики в освоении языка изобразительного искусства: реализация ФГОС (72 часа, АППО, 2015).
14) Условия эффективной организации проектной деятельности школьников в контексте современных ФГОС (15 часов, ЛОИРО, 2015).
15) Голзницкая А. Библиотерапия (16 часов, 2017. Институт психологии, Москва).
16) Академия Ленхардт. Сертификаты. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха (13,5 часов., 2017, Германия).
17) Академия Ленхардт.— Сертификат. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха (16 часов, 2018, Германия).
18) Академия Ленхардт.— Сертификат. Выдан участнику вебинаров «ПОРА!», посвященных проблемам абилитации детей с нарушением слуха (2019 г., 25,5 часов, Германия).
19) XII Санкт-Петербургский Саммит психологов» с 3 по 5 июня 2018 года (30 часов «ИМАТОН»).
20) XIII Санкт-Петербургский Саммит психологов» (со 2 по 4 июня 2019 года. 30 часов. «ИМАТОН»).
21) XIV Санкт-Петербургский Саммит психологов. «Страхи и надежды человечества. Психология спасет мир?!» (20 часов. 31.05.2020).
22) «Особенности воспитания в России и Германии: дети и гаджеты» (Лекция 2 часа. Диплом Time Pad. – Лекторий КУЛЬТУРА. 13.10.2018).
23) VIII районная конференция «Духовно-нравственное просвещение и по теме «Возрождение культурно-исторических и педагогических традиций в системе образования Всеволожского района» по теме: «Духовно-нравственное воспитание как основа позитивного мировоззрения обучающихся». 11.12.2018. г. Всеволожск. - Выступление на секции: «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания школьников». Тема выступления: «Программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление».
24) Профилактика синдрома эмоционального «профессионального» выгорания» (ЛОИРО, 36 часов, 2019).
25) ХII Всероссийская конференция «Искусство – среда становления творческой личности» (17-18 мая, 2019 Санкт-Петербург, АППО).
26) Арт-терапия «Что происходит мире». Международные вебинары (8 часов в апреле-июне 2020).
27) Арт-терапия сегодня. Международная конференция (2-3 мая. 20 часов).
28) Всероссийский вебинар "Учеба дома: как оказывать ребенку помощь, способствующую развитию", апрель-июнь 2020 (3 вебинара. - «Московский государственный психолого- педагогический университет»).
29) Всероссийский вебинар "Проведение онлайн-мероприятий для выпускников: методы и технологии", который состоялся 26 мая 2020 года в рамках цикла вебинаров "Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения" (Федерация психологов образования России, 10 часов, сертификаты).
30) Всероссийский вебинар «Психологическая помощь населению во время пандемии» (Федерации психологов образования России, 8 часов, 2020, сертификаты).
Проекты и программы, гранты и дипломы
Главным проектом за 35 лет практической работы является системный проект «Экология человека», который и на данный момент является наиболее актуальным.
• Проект «Экология человека» (1989-2008)
– победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: «Модель психологической службы в современных образовательных учреждениях: создание экспериментального творческого центра – системообразующей развивающей среды». – Рекомендован к внедрению в школах Санкт-Петербурга.
– Публикация в Материалах конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. (Комитет по образованию Санкт-Петербурга); а также статья в ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (effektiko.ru) «Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении».
• Издательский проект «Уроки Светописи» (в течение 2006-2013 гг.)
– Изданы 5 альманахов (2006, 2007, 2008, 2010, 2013 гг., Получены рецензии на все выпуски книги уважаемых психологов, педагогов, духовных лиц.
– Диплом лауреата за победу во II Всероссийском конкурсе в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном Федеральном округе в 2008 году.
• Проект «Живое озеро» (2004-2013 гг.)
В 2009-2010 гг. проект «Живое Озеро. Скорая помощь озеру» получил «3-ю Национальную премию» «Terre des Femmes – Земля Женщин – 2010». Грант дал возможность создать сайт www.zhivoeozero.ru («Живое озеро»); издать альманах «Уроки Светописи. Дом Бытия». Книга 4 ИД «Петрополис», 2010 (с цветными фотографиями, диском). Главы из книги опубликованы на сайте «Живое озеро» www.zhivoeozero.ru. Снят фильм «Лемболовское озеро. Красота, проблемы, надежды» (реж. и оператор А.С.Никаноров, продюсер Н.Е.Сальникова).
• Программа «Камертон»
(социально-психологическое здоровье детей, подростков и молодежи). – Рук. Куртышева М.А. Программа осуществлялась в детских садах, школах (диагностика, консультации, просвещение), 2002-2004, частично до 2021 г.
• Программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление»,
Коллективная программа для педагогов, учащихся, родителей (1-11 классов). МОУ «Всеволожский ЦО».
– Участник конкурса «Золотая Психея-2019». Диплом, звание номинанта ХХ Национального конкурса «Золотая Психея» в 2019 году в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года». http://psy.su/psyche/projects/2236/
• Институт Семьи. (Меня представляли как креативного директора Института Семьи).
– Всерос. науч.-практ.конф. с междунар.участ. (Чебоксары, 1 дек.2020 г. Заочная конференция. Сальникова Н.Е. "Методика «Сокровище». Создание единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ.конф. с междунар.участ. (Чебоксары, 1 дек.2020 г./редкол.: Ж.В.Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020 С.328-330. – ISBN 978- 5-907313-87-3. https://phsreda.com/article/97135/discussion_platform
– Участие в XXII Национальном конкурсе "Золотая Психея" по итогам 2020 года. – Статья "Методика «Сокровище». Создание единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" размещена на сайте и доступна для обсуждения на дискуссионной площадке: https://phsreda.com/article/97135/discussion_platform
– Комплексный психолого-педагогический инструментарий "Авторская методика "Сокровище" по созданию единого смыслового пространства в школе для родителей и педагогов" принят к участию в Конкурсе в номинации "Психологический инструмент года" Постоянная ссылка на проект: http://psy.su/psyche/projects/2520/
– Авторская программа «Клуб «8 октав» для родителей и педагогов» подготовлена в сентябре - ноябре 2020 года. – 6 мероприятий для родителей в электронном журнале с фотографиями. - Материалы по шести темам опубликованы на сайте «Проза.ру. Нина Сальникова». http://proza.ru/2020/11/08/2041. (Без фотографий).
– Частично материал представлен в книге «Кристалл времени».
Результаты научно-практической деятельности (1978 - март 2024 гг.).
КНИГИ
1. Формирование ценностных ориентаций школьников, УПМ, 1998 (сборник, ред.канд.психол.наук А.К.Колеченко). Программа Н.Е. Сальниковой «Дружба» (координатор творческой группы, редактор).
2. Сальникова Н.Е. От сотрудничества к сотворчеству. УПМ, 1999 (ред.канд. психол.наук.А.К.Колеченко).
3. Сальникова Н.Е. Работа с детьми. Школа доверия, «Питер», 2003 (7 программ соответственно 7 основным проблемам современных детей, подростков и молодежи). Рец.: канд.пед.наук Т.С.Позднякова.
4. Альманах «Уроки Светописи. Диалог. Психологическая зрелость». Вып.1. ИД «Петрополис», 2006. Автор и рук. проекта Н.Е.Сальникова.
5. Альманах «Уроки Светописи. Золотое слово», ИД «Петрополис». Вып.2, 2007. Автор и рук. проекта Н.Е.Сальникова.
6. Альманах «Уроки Светописи. Благодать сотворчества». Вып.3. ИД «Петрополис», 2008. Автор проекта Н.Е.Сальникова. Сорук.Н.Е.Сальникова и др. Рец.: канд.психол.наук М.В.Осорина.
7. Альманах «Уроки Светописи. Дом Бытия». Вып.4. ИД «Петрополис», 2010. Автор и руководитель проекта Н.Е.Сальникова. Рец.: д-р биол.наук И.Б.Сандина.
8. Альманах «Уроки Светописи». Вып.5. «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы», «Тускарора», 2013 Автор и руководитель Н.Е.Сальникова. Рец.: канд.пед.наук Т.Н.Левашова.- Сайт www.zhivoeozero.ru. - http://zhivoeozero.ru/pdf/yk.pdf
9. Сальникова Н.Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с. Сайт www.zhivoeozero.ru. -http://zhivoeozero.ru/publikacii-institut-semyi
10. Сальникова Н.Е. Кристалл времени. ЛитРес, 2023. – Номинант Национального конкурса «Золотая психея» в номинации «Книга года по психологии» https://psy.su/psyche/projects/3152/ - Книга «Кристалл времени»…
11. Сальникова Н.Е., Руис И.В., Батищева И.А. и др. Вдохновение. Путь к новым смыслам. Дневник одного проекта. Литрес, 2004. Номинант Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Книга года (книга-практикум)». * Постоянная ссылка на проект: http://psy.su/psyche/projects/3262/
Статьи, выступления, конкурсы, гранты
1. Выступление на совещании по вопросу влияния СМИ, компьютеров на современных детей в общественной приемной Президента Красногвардейского р-на. Предложено создать просветительский проект. - Создан проект «Камертон» (Куртышева М.А., Сальникова Н.Е.). Материалы опубликованы в книге Куртышева М.А. Как сохранить здоровье детей. «Питер», 2004.
2. Весна 2004 - выступление в Совете Федерации от общественной организации по вопросу изменения законодательства о семье по теме «Опыт полового воспитания не может быть перенесен в Россию».
3. Осень 2004 – участие в Общественно-Церковном Форуме в Храме Христа Спасителя по вопросу: «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
4. Победа в Конкурсе «Инновации в СПб. Модель психологической службы «10 шагов».- Публикация в Материалах конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. (Комитет по образованию Санкт-Петербурга). – Проект рекомендован к внедрению в школы.
• Сальникова Н.Е. Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении. - Ж. «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. № 3, 2010 (effektiko.ru).
6. Сайт www.zhivoeozero.ru. – За 2016 год кол-во новых посетителей более 1000 ежемесячно. Посещение сайта – более 5000 ежемесячно.
7. В декабре 2011 г. наша история «Красота в изгнании?!» стала победителем Всесоюзного Конкурса Историй (сайт ЭКОДЕЛО). – Мы получили грант
8. Сальникова Н.Е. Экологическое просвещение через семью («Петербургский проект «Институт Семьи»). – в сб. «Формирование экологической культуры в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения». – Материалы YIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 г. в Санкт-Петербурге. Санкт- Петербург, 2012.
9. Сальникова Н.Е. Мастерская «На Золотом Крыльце сидели или Как заработать деньги благодаря своему призванию» (на конференции по арт-терапии, 2012). – Сальникова Н.Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014,(на рус.яз.), 141 с. Сайт www.zhivoeozero.ru. -http://zhivoeozero.ru/publikacii-institut-semyi
10. Н.Е.Сальникова. Экологическое просвещение через семью («Петербургский проект «Институт Семьи»)». – Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Экологическое образование на современном этапе для устойчивого развития». Т.1, Благовещенск, изд-во БГПУ, 2013.
11. Сальникова Н.Е. Приглашение жить. - Рецензия на сборник стихов Юлии Чуковой «Поэзия Серебряного бора». «Мегаполис», 2013 – Сальникова Н.Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с., Сайт сайт «Проза.ру» http://www.proza.ru/2018/07/24/1369
12. Сальникова Н.Е. Мульти-проект «Институт Семьи»» (1988-2013 гг.). Диалог, сотрудничество, сотворчество с семьей в ОУ. – В сб. «Служба практической психологии в системе образования: формирование психологической культуры личности, семьи, общества». - XYIII международная научно-практическая конференция, Россия, Санкт-Петербург, АППО, 2014 (Диск).
13 Сальникова Н.Е. Программа занятий «Загадочные сказки». – Ж. «Арт-терапия», № 2, ноябрь 2013.
14. Сальникова Н.Е. Живая вода для души. – Рецензия на сборник стихов Татьяны Богдановой «Возвращение к истокам». СПб.: «Алтейя», 2014; сайт http://www.proza.ru/2018/07/24/1314
15. Сальникова Н. Е. Понятия «психология» и «душа» в жизнетворчестве психолога на основе анализа книги Евгении Елизаветиной «Золотой ребенок. Исповедь психолога» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2014 – № 2.sr.; URL: pem.esrae.ru/3-27.
16. Сальникова Н. Е. Психология будущего сегодня. Психологическая служба в образовательном учреждении (1988-2014 гг.). (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: saln-nina@yandex.ru «PEM: Psychology. Educology. Medicine»• ISSN 2312-9352• №3. sr. – 2014
file:///C:/Users/473598/Desktop//../...pdf
17. Сальникова Н.Е. «Профилактика суицидов. 12 советов молодому психологу». - Интернет, октябрь, 2014 http://www.psy.su/feed/4188/
18. Сальникова Н.Е. Вектор развития практической психологии: проект «Мирная школа». – Х1Х конференция «Служба практической психологии в системе образования: психологическая компетентность специалистов». АППО, 2015.
19. Сальникова Н.Е. Диалоги о Любви. – «Психологическая газета». - Интернет-издание, https://psy.su/feed/4746/, май, 2015.
20. Сальникова Н.Е. Комплекс исцеляющих образовательных программ для детей и взрослых в XXI веке. - X1V международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». Новосибирск. Август, 2015, публикация 8.09.2015.
21. Н.Е.Сальникова. Условия для успешной деятельности психолога в школе. 25.05.2017. http://psy.su/feed/6131/
22. Н.Е.Сальникова. Проект «Человек завершенный». Направления совершенствования системы образования. – В сб. "Современный взгляд на будущее науки", часть 3 НИЦ АЭТЕРНА, 2017.
23. Н.Е.Сальникова. Справедливая оценка в начальной школе, 2018 – «Психологическая газета».- Интернет: https://psy.su/feed/7046/
24. Н.Е.Сальникова. Проект Мирная школа. ШСМ. - Выступление на ХХII Международной научно-практической конференции в АППО. Санкт-Петербург, февраль, 2018 – Сертификат.
25. Н.Е.Сальникова. Школа как фокус позитивных перемен в обществе. Проект «Дар: выбор жизненного пути». – В сб.: «Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества», БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, 2017 - https://phsreda.com/article/437/discussion_platform. – (более 85 000 просмотров статьи на 31.07.2019), а также в «Интернет-издании «Психологическая газета» https://psy.su/feed/6566/
26. Сальникова Н.Е. Самые трудные ситуации в практике школьного психолога. 2018 «Интернет-издании «Психологическая газета» https://psy.su/feed/6604/.
27. Сальникова Н.Е. Ключевые творческие задания для просветительской программы «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление». – В сборнике XХIII международной научно- практической конференции «Служба практической психологии в системе образования Санкт- Петербурга». АППО, 2019.
28. Сальникова Н.Е., Петров О.А., Чащина Н.А., Шабанова Н.А., Сергиенко Н.А., Плюснина Е.Н., Цветков А.Г., Мясникова Л.А. Участие в Национальном Конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года. Коллективная программа «Дар: выбор жизненного пути как самоосуществление» (просветительская программа духовно-нравственного воспитания в поликонфессиональной школе). - Номинация «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года». http://psy.su/psyche/projects/2236/
29. Выступление на конференции ЛОИРО "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в системе профилактической работы" по теме «Корректировка плана профилактической работы в МОУ «Всеволожский ЦО» в период дистресса на основании результатов СПТ. – Опубликовано в сборнике МЦ Всеволожска, 2020.
6-е чудесное измерение…
Переговоры – всем написала, пригласила, получила несколько ответов.
• Что произошло ранее.
- 9 дней назад. 2 марта. О Любви к уходящим: чувства, идеи, программы для уходящих (А.В.Гнездилов).
- 9 недель назад. (Работа на последнем издыхании. Возможно, 9-дневная волна усталости – в этот день я из последних сил издала статью о Елене Константиновне).
- 9 месяцев назад. Договоренность с Риной (по подготовке к публикации).
* Сквозная тема - чудесные программы помощи людям, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, преодолевших их. Моя оценка проектов как эксперта-психолога.
12 марта
Утренняя прогулка бодрит и настраивает на творчество. С воодушевлением написала отзыв на проект Марии Х. и Елены. Отправила вместе со списком своих трудов (резюме).
Написала приглашение нескольким участникам проекта «Б.» Один ответ-согласие был очень трогательным; информацию воспитателям Д.с.
Слушала вебинар по сценарному делу.
Отдых и прогулка, сон и настройка себя на проект.
• Ранее.
- 9 дней назад. «Быстрое реагирование». Обдумывание отношений между главными героями. Приглашение участвовать в изд.проекте.
- 9 недель назад. Совершенно невероятное событие – образ по пробуждении. Встретились с Наташей, гуляли по Новогоднему городу (8 января).
- 9 месяцев назад. Восстановление Финального варианта проекта «Вдохновение» Риной. Радость.
* Сквозная тема. Неожиданные перемены состояний, образов, действий.
* 6.5.2025. Программа М.К.Хащанской - победила в Конкурсе!
Свидетельство о публикации №225031601246