История одного вологодского рода - часть 2
Мама бабушки Нади. Из небогатой крестьянской семьи из д. Дорожково. Была красивой и статной. Дедушка Проня рассказывал, как он сватался к ней. Он был меньше ее ростом, очень живой и умный. Сначала успеха не имел, но сумел показаться так, что она согласилась. Рассказывают и такую историю. Увидел он ее в деревне Климовщина, куда приехали то ли на Рождество, то ли на Пасху. Она ему так приглянулась, что он почти сразу к ней посватался. Сразу ему ответа не дали. А, когда он приехал повторно за ответом, хотели отказать, так как у нее уже был жених. Тогда дедушка заявил, что он уже сварил пиво и все приготовил для свадьбы, и семье невесты придется возместить эти расходы. Напомню, что семя была бедная, и родителям бабушки пришлось отдать ее за дедушку. А ее бывший жених вскорости умер. Как-то в разговоре, кода они уже жили у нас, она сказала маме : «А ни у кого из вас нет такого мужика, как мой Проня!» Бабушка Поля родила 9 детей, из которых один умер при родах. Некоторых из них она родила прямо в поле на работе. Старшим был, Егор, потом Анна, Иван, Надежда, Ипполит, Диодор, Прасковья, Прокопий. Бабушка Поля была сильной женщиной, легко таскала мешки с зерном. Иногда и дедушку Проню, когда он перебирал. С малыми детьми подолгу дома не сидела, выходила на полевые работы. Сначала за детьми приглядывала свекровь, бабушка Марина, потом уже старшие водились с младшими. Тяжелый труд, видимо, стал причиной ее болезней и довольно раннего ухода из жизни.
Бабушка была неграмотной. Еще одно примечательное качество — исключительная доверчивость. Причем, не от недостатка ума, или какой-то излишней простоты, а от простодушия и веры в людей.
В молодости она была сильной(одна таскала мешки с зерном, а иногда и дедушку до дому из гостей) и исключительно работящей. Успевала и на колхозном поле и на своей земле, и напоить, накормить, обстирать и одеть всю большую семью, обиходить дом, в котором всегда было небогато, но чисто. Не помню, что бы она повысила голос на кого-то или как-то еще ругалась. Очень простой и светлый человек, без пороков и без зла.
После отъезда в конце 50-х из Избнова Раменья бабушка и дедушка уехали к сыновьям Пермь, но новое место не пришлось по душе бабушке Пелагее. Как она потом говорила: «Там и вороны-то не так каркают!». Потому они вернулись обратно. Дом в деревне был уже продан. Так они и начали жизнь в Енангске.
Пожила у нас, к сожалению, очень недолго. Тяжкий крестьянский труд дал о себе
знать артритом, артрозом и воспалением тройничного нерва, которые ее очень мучили, а вылечить их тогда не умели. Скончалась она дома в своей кровати в мезонине промозглым ноябрьским днем 17 числа 1964 года.
Помню этот день и сейчас очень отчетливо. Погода была совершенно не типичной для этого времени года: началась оттепель, под ногами мокрая снежная шуга, дороги раскисли, из-за чего даже недалеко живущие родственники (тетя Анна с Иваном, дядя Проня из Демянова) с трудом добрались до Енангска. А дядя Полит из В-Устюга опоздал на похороны, с чем связана еще одна драматическая история. Мама в расстройстве перепутала бутылки и вместо водки налила ему в рюмку уксус, после чего дядю Полита пришлось везти в больницу, где он пробыл довольно долго. Пермские же родственники вообще не смогли приехать.
Еще одна показательная деталь этого дня, характеризующая степень отношения к этой необычной женщине: мы с братом готовы были ночевать в одной комнате с гробом бабушки Пелагеи без всякого страха и брезгливости*.
"ИСТОРИЯ ОДНОГО ВОЛОГОДСКОГО РОДА-2"принадлежит моему троюродному брату
Попову Игорю Иннокентьевичу (по Родословной Лесихиных),которые я с
удовольствием включил в "Прозу.ру"
Я очень благодарен Попову Игорю Иннокентьевичу за рукопись по родословной
по роду Лесихиных.
Свидетельство о публикации №225031601336