Цивилосолипсизм vs антропоцентризм

Антропоцентризм – это понятие часто используется при анализе мировоззренческих причин входящей сейчас в финальную стадию планетарной экологической катастрофы, но единого его понимания нет. Кто-то имеет в виду взгляд, согласно которому всё в мире существует для человека, а сам он является венцом творения и законным хозяином Природы. Другие подразумевают под ним оценку своего вида как наиболее значимого среди остальных видов, приоритет интересов человека, а для кого-то антропоцентризм и вовсе является синонимом гуманизма, чем-то однозначно положительным.

Действительно, прямое значение этого слова – человек в центре, а всё остальное на периферии – не указывает на наличие некой проблемы в отношении человека к Природе, оно безоценочно, в нём нет какой-либо этической оценки такого взгляда на мир. Плохо это или хорошо, когда человек находится в своем представлении в центре мира, а всё остальное у него на втором плане? Термин «антропоцентризм» не содержит ответа на этот вопрос. Но на самом деле это и не важно, так как такого отношения к миру у цивилизованного человечества никогда не было и нет до сих пор. Возможно, так видят мир племена охотников-собирателей или какие-нибудь экопоселенцы или лесные отшельники, выбравшие для себя жизнь на природе: я в центре происходящего, но и природный мир существует и живет своей жизнью вокруг меня. То есть если такой взгляд на планету и встречается, то скорее как редкость и исключение.
 
Но цивилизация тем временем имеет в корне другое мировоззрение, по сравнению с которым антропоцентризм – недостижимая планка адекватности. В нём нет ни человека в центре, ни остального мира на периферии. И доказательства тому лежат на поверхности: будь у человека цивилизации в центре его собственные интересы – он бы всеми силами охранял Природу, потому что она, даже при самом примитивном утилитарном подходе, обеспечивает ему жизнь, среду обитания, возможность существования его экономики и делает мир красивым и разнообразным. В интересах человека преобладание нерукотворной, естественной среды на Земле, а не её выживание в виде сжимающихся на глазах фрагментов, остающихся как исключение среди стремительно расширяющейся технопустыни, в его интересах благоприятный, стабильный климат, большое разнообразие природных ландшафтов и неповреждённых экосистем, чистые реки, моря и воздух, сведение к минимуму количества отходов и промышленного загрязнения планеты, неразрушенный плодородный слой почвы, максимальное богатство флоры и фауны, тишина, отсутствие светового загрязнения и все остальные составляющие здоровой планеты. Всё это самые насущные интересы человека, до которых цивилизации по факту нет никакого дела, ни в теории, ни на практике, напротив, она с безумной скоростью рушит всё, что составляет жизнь Природы (и соответственно, человека, независимо от того понимает он это или нет), не видя в этом ни малейшей проблемы. И настоящее, и будущее всего живого может гореть синим пламенем – они не присутствуют в общественном сознании ни в каком виде.

Но если в центре этого разрушительного для Земли мировосприятия нет человека с его интересами, то что там находится в таком случае? То же, что у отдельно взятого нарцисса или социопата, только на уровне целого общества – грандиозное ложное Я с его фантазиями о собственном всемогуществе и богоподобии, паразитическое мышление и жажда обладания чужими ресурсами, чувство собственного превосходства и ничтожности не созданного им мира, мания контроля и компульсивное самоутверждение за счет разрушения Другого, враждебные реальности нарциссические иллюзии и мифы, деструктивные бредовые идеи о мире и о себе и бесперебойное генерирование и поддержание этой всепроникающей лжи, насилие и нелюбовь как безальтернативный образ жизни, всевозможные защиты от всепоглощающей пустоты и бессмыслицы отчужденного существования. И это собственное ложное Я находится, разумеется, не только в центре поля зрения цивилизации, но и везде. На периферии также нет остального мира, как и в центре, его нет вообще нигде. Уже остается всего 3% дикой природы на суше, а в мировом океане масса пластика к 2050 году превысит массу рыбы, то есть Земли такой, как она сформировалась за миллиарды лет, до атаки цивилизации, больше не существует, есть лишь чудовищно измененный, искалеченный и покрытый техносферой и отходами ограбленный мир, заасфальтированный и забетонированный в насилие и пренебрежение, превращенный в гигантскую фабрику обслуживания цивилизации, но этот постигший планету апокалипсис никаким образом не касается солипсического общества. Созданный Природой мир осквернен и разгромлен, но это не зло и даже не проблема, так как этого мира не существует в господствующей культуре – ни в центре, ни на периферии. Очевидно, что этому разрушительному видению мира не подходит слово «антропоцентризм», пусть оно и является для многих привычным. Оно не отражает той духовной и психической патологии, которая равнодушно и на полном ходу убивает Природу.

Между тем эта патология должна быть всесторонне осмыслена и названа как можно более точно. Из уже существующих в большей степени отражают этот гибельный взгляд цивилизации на себя и на мир такие понятия, как «идея человеческой исключительности», «идея человеческого превосходства» и «видизм» (перевод английского слова «speciesism» – превознесение своего вида при обесценивании остальных биологических видов, аналог расизма). Всё это термины, неплохо передающие суть искомой патологии, но так как язык всегда стремится к экономии, необходимо найти одно слово, которое как можно полнее отражало бы явление и одновременно включало бы в себя его этическую оценку. «Видизм», хотя это и одно слово и оно очень ёмкое по смыслу (цивилизация действительно страдает видовым расизмом, что стремительно превращает мир в биологическую пустыню, она отказывает землянам других видов в самоценности и относится к ним как к вещам, а не живым существам, лишает их самых базовых прав, таких как право на жизнь и право на собственную территорию), но проблема в том, что оно не указывает на конкретный тип общества, который так извращённо воспринимает Природу (цивилизация), и это слово отражает лишь один из аспектов экоцидного мировоззрения (враждебное и агрессивное отношение к другим видам).

Я предлагаю называть то деструктивное видение мира, которое является идеологическим двигателем глобального экоцида, цивилосолипсизмом. В данном слове объединены два понятия – «цивилизация» и «солипсизм», что отражает и конкретное общество, страдающее смертоносной для Земли патологией, и саму духовно-психическую патологию – солипсизм. Солипсизм (от лат. solus — «один, единственный» и ipse — «сам») – это мировоззренческая позиция, согласно которой существует только сознание мыслящего субъекта, а всё остальное является продуктом этого сознания. Вот несколько определений из словарей, проясняющих суть этого понятия (ближе всего к тому, о чем я здесь пишу, определение из Википедии):

СОЛИПСИЗМ [от латин. solus — только один и ipse — сам] (филос.). Разновидность идеализма — крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную действительность лишь как продукт индивидуального представления, восприятия, ощущения. (Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

СОЛИПСИЗМ – Крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. (Словарь русского языка/ РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой М.: 1999).

СОЛИПСИЗМ – философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле для обозначения крайнего эгоцентризма. (Википедия)

Именно так цивилизация видит мир (и обращается с ним соответственно) – «существую только я, всё остальное ничто». На это ничто можно проецировать как на пустой экран любые свои фантазии, представления и желания, и это иллюзорное изображение считать реальностью. Хочу, чтобы всё рожденное Природой существовало только для меня, чтобы экономика и население росли бесконечно в конечной по размерам и возможностям биосфере, хочу ощущать себя богом-творцом, создающим из зеленого ничто свой искусственный мир, бесконечно более совершенный и необходимый, чем природный, – значит такова реальность. Я здесь власть, мера всех вещей, законодатель, разум природы, хозяин и повелитель всего существующего и тот, кто генерирует реальность. Никакой другой реальности нет, за пределами меня раскинулся склад моих ресурсов и подлежащие освоению мной территории и только. Не существует никаких экологических законов, каких-либо пределов или ограничений для моей деятельности, основоположений жизни, с которыми надлежит соотноситься, так как я и никто другой – автор всего происходящего на планете и источник жизни. Соответственно роль Природы ничтожна – да, вроде раньше на Земле был какой-то опасный и неразумно устроенный мир, бессмысленный зеленый хаос, неподходящий человеку для жизни, но явилась цивилизация и нашла ему применение – начала из него строить свой целесообразный и упорядоченный мир на основе разума (основной миф цивилизации). А те фрагменты, что остаются от этого дикого мира - анахронизма, очевидно, скоро исчезнут, но это не проблема, пришедший ему на смену рукотворный мир сам себя обеспечит всем необходимым, поведет человечество к ещё более светлому будущему.   
 
Очевидно, что в этой картине мира нет человеческого социума в центре и существующего независимо от него природного мира хотя бы на периферии. Есть одна только цивилизация, физически громоздящая свой параллельный антиприродный мир поверх и вместо первоначального мира и генерирующая свою глобальную Ирреальность, Матрицу, Мистификацию ментально, и так оно и должно быть, это и есть нормальная жизнь.  Нецивилизованные племена – это, скорее, животные, чем люди, то есть, как и другие виды – часть зеленого ничто, поэтому их жизнь также не имеет никакого значения, можно считать, что их тоже нет, точно так же как и Природы. Земля – это мир цивилизованного человека, всё остальное на планете не распознается как живое и значимое, оно представляет собой лишь фон, ресурсы, топливо, либо помехи для экспансии цивилизации.

Естественно, такое отношение к миру – созидателю и хранителю жизни должно было быстро закончиться полномасштабной катастрофой, что и происходит сейчас, потому что оно делает больное им общество несовместимым с планетой. Ядром проблем здесь является полная слепота и бесчувственность к первичной реальности – Природе и приписывание роли реальности себе. Больная солипсизмом культура воспринимает истинную реальность как пустое место, считая единственной реальностью свой мир лжи, фантазий и искусственных объектов – то есть действительно пустое место. Очевидно, что при таком крайнем искажении действительности важнейшие из способностей, необходимых человеку для совместимости с Землей и просто для минимальной экологической вменяемости, отсутствуют. 

Первое и самое главное, что полностью отсутствует в культуре, воспринимающей мир сквозь линзы цивилосолипсизма, – это Земля как самостоятельный, самоценный, наделенный собственным бытием и смыслом мир, имеющий свой собственный путь, свою историю, Земля как священное пространство, преодолевающее своей жизнью небытие и требующее вдумчивого и ответственного обращения, уважения и почтения. Это отсутствие ценимой планеты делает невозможной адекватную оценку её состояния и изменение своего поведения исходя из этой оценки, у солипсиста нет связи с действительностью, критики к собственной деятельности и рефлексии по поводу того, что он привносит в мир, то есть всего того, что лежит в основе разумной жизни. Поэтому даже сейчас, в эпоху экологического апокалипсиса, цивилизация не собирается осознавать, и тем более менять, свое деструктивное отношение к Земле, контролировать свою агрессивную экспансию и как-либо сдерживать смертоносный рост населения и экономики. Она по-прежнему, как и всю историю своего существования, демонстрирует полное безразличие к Среде Жизни, у нее нет никакой связи ни с экосистемами, ни с растениями и животными, ни с первоэлементами Природы – почвой, воздухом и водой, ни с сезонами и явлениями Природы, ни с историей и судьбой этого уникального мира. Это замкнутая на себя, глухая к реальности машина переработки Природы в техносферу, которая слепо пожирает всё созданное ею и считает себя при этом заместителем Бога на Земле. Такова цена отсутствия в культуре природного мира как ценности, как наибольшего Значимого Другого.

Соответственно, цивилосолипсизм делает невозможной хоть сколько-нибудь адекватную оценку роли Природы и роли человека на Земле (тогда как вокруг этого понимания выстраивается вся культура – при неадекватном понимании этих двух ролей сама культура становится неадекватной, и хуже того, деструктивной). Здесь у цивилизации всё искажено как в оруэлловском «война – это мир» и «любовь – это ненависть», оболгано и представлено с точностью до наоборот: Природа – это ничто, цивилизация – это всё.

В действительности есть только одна сила, порождающая и поддерживающая жизнь – это Природа. Всё, что есть у человека в его рукотворном мире, сделано из вырванной из экосистемы, умерщвленной и трансформированной техникой части природного мира, или, говоря по-другому, абсолютно всё сделанное цивилизацией сделано из Природы. Человек в своем здоровом состоянии, как и все остальные животные, представляет собой лишь элемент, часть природного целого, он потребляет отпущенное ему экосистемой, занимая определенную экологическую нишу. В нарушенном состоянии (цивилизация), когда его общество живёт войной с Природой и присваивает всё то, что отпущено ею всем её обитателям, человек – это смертельная болезнь биосферы, её уничтожитель, аналог   раковой опухоли. Ни в одном из вариантов человеческий социум не является автономным, самостоятельным миром, владеющим технологиями порождения и поддержания феномена жизни. При нормальном варианте у него просто скромная роль, вписанная в жизнь естественного мира, при патологическом – деструктивная, роль истребителя Природы и её агрессивного конкурента, заменяющего её собой всюду, где он присутствует. Природа за миллионы лет в совершенстве освоила технологии созидания жизни, каждый квадратный метр созданного ею мира творит жизнь, восстанавливает и поддерживает её. Всё, что требуется от человека – это не мешать жить этому древнему Суперорганизму, оставаясь такой же органичной частью его истории, как и другие виды, и почитать этот мир как творца и хранителя жизни. Но для этого необходимо понимание роли Природы и собственной роли в мире. Живя в солипсическом пузыре, человек цивилизации такого понимания лишен, в своих галлюцинациях он видит себя единственной силой, самостоятельно творящей среду и жизнь, и поэтому не просто рубит сук, на котором сидит, или кормящую его руку, он уничтожает под корень само Древо Жизни, даже не фиксируя этого в своем сознании. Природу, в свою очередь, он пренебрежительно видит всего лишь как некий пережиток прошлого, первоначальный несовершенный мир, годный разве что на материалы для замены его рукотворным миром цивилизации и как подлежащее расчистке вместилище антропотехносферы. Результатом такого извращенного понимания своей роли и роли Природы становится безумное, абсурдное, сатанински жестокое обращение с живым миром, слепое истребление других видов и превращение Земли в постприродный мир.

Следующее, что ожидаемо отсутствует в больной солипсизмом культуре, но абсолютно необходимо для совместимости человека с Землей – это экологическое сознание и его важнейший компонент – экологическая этика (свод идей, заповедей, представлений, предписаний, традиций, ценностных установок, нравственных ориентиров, направленных на жизнь, согласующуюся с Природой и объясняющих, как надлежит к ней относиться и как себя вести, чтобы оставаться её здоровой частью, живущей по её законам). Экологическое сознание – это область коллективного и индивидуального сознания, посвященная связи человека с Природой и адекватно отражающая её смысл и значение (как безусловного блага и источника жизни). Ни экологическое сознание, ни экологическая этика невозможны при цивилосолипсизме, потому что в этой картине мира человечество обитает в пустом мире, подлежащем заполнению и освоению, при этой патологии нет никого и ничего значимого, кроме самого солипсиста, поэтому строить отношения и связь не с кем и незачем. Но достаточно представить себе, чем является общество, полностью лишенное этики в отношении человека (неограниченное социопатическое насилие, большой концлагерь, война всех против всех, тоталитарный ад), чтобы понять по аналогии с этим, что творит на Земле общество, лишенное экологической этики, – помесь концлагеря для всего живого, техногенной пустыни, свалки, промзоны, рабовладельческого рынка и массовой бойни для других видов и всей биосферы, словом, экологический холокост.
 
Одно из катастрофических последствий отсутствия экологической этики заключается в том, что основные этические категории, определяющие нравственное сознание (и саму жизнь человека в мире), – добро и зло – цивилизация не применяет к своему поведению по отношению к другим видам, экосистемам и Природе в целом. Планетарных масштабов экоцид, массовое вымирание растений и животных, устроенное человеком цивилизации, повсеместное руинирование биосферы – это всё, что угодно, но не зло, в моральной плоскости вопрос не ставится никогда. Это у солипсической культуры всего лишь – нерациональное природопользование, издержки экономического развития стран, недостаточная осведомленность населения и политиков, несовершенное законодательство, неэкологичные технологии и т.п. Симптоматично, что подобные этически пустые понятия применяются не к чему-то случайному или поправимому поверхностными мерами, а к зачистке планеты от Природы и полномасштабной атаке на саму жизнь, то есть к наибольшей катастрофе и трагедии из всех мыслимых. Но именно разрушение Природы, её ценностей и смысла, ее даров и возможностей для всех землян, причем разрушение, которого можно было избежать, – это и есть зло в его чистом воплощении и не что иное. И в свою очередь, добро – это всё то, что позволяет жизни, её ценностям, благам и смыслу продолжать существовать в мире. По сути, область отношения человека к Природе – это самая первая область, где добро и зло проявляются самым очевидным и непосредственным образом, быстро и ощутимо приносят свои плоды. Но цивилосолипсизм отрицает это, так как реальностью в этой картине мира является не Природа, а фантазии цивилизации, согласно которым жизнь и все её блага и ценности порождаются антропотехносферой, а не Природой, и нет никакой необходимости оценивать свое воздействие на окружающую «пустоту», быть с ней в контакте или считать её исчезновение злом. Между тем нежелание признавать откровенное зло злом, брать на себя ответственность за его совершение и как-либо ограничивать его рост в мире – это мышление и поведение преступника-социопата, занимающегося беспределом. Ситуация, при которой зло стремительно захватывает мир и убивает его, при этом являясь для большинства чем-то незамечаемым и неназываемым, чем-то нормальным – это уже не просто кризис, это планетарная катастрофа и быстрое путешествие к концу известного нам мира.

Наконец, цивилосолипсизм разрушает то, что, возможно, является самым ценным эволюционным достижением нашего вида – экосоциальность, или расширенную социальность, включающую в себя связь человека не только с себе подобными, но и со всем Сообществом Жизни, с Природой, с остальными землянами. Неискаженному сознанию свойственны восхищение природным миром, любовь к жизни, интерес и симпатия к другим видам, сочувствие им и радость от их наблюдения или общения с ними, ощущение счастья от пребывания в ненарушенной экосистеме, глубочайшее желание сохранять Природу от разрушения, видеть мир здоровым и процветающим. Человек нуждается в несделанном, настоящем мире, в его вечных ценностях, его животворящей энергии, тайнах жизни, которые он хранит, в его нерукотворной красоте, общение с Природой исцеляет и наполняет смыслом. Это стремление пребывать в Природе, соседствовать с другими видами и быть в контакте с дорогой сердцу экосистемой и с самой Землей как любимой планетой, ощущать себя частью этого великого целого – всё это проявления экосоциальности. Но в противоположность этому дару экосоциальности цивилосолипсизм делает своих носителей экологически антисоциальными – безразличными и безжалостными к Природе, высокомерными господами и хозяевами несозданного человеком мира, циничными колонизаторами чужой для них планеты, обитающими в своем искусственном, параллельном мире, никак не пересекающемся с миром настоящим. 

И здесь мы снова упираемся в ту же проблему: в нафантазированной ирреальности солипсиста – что индивида, что общества – нет как таковых Значимых Других, он заточен в темницу своего эго, выстраивая всё свое поведение вокруг того, что сам считает должным и желательным, он сам себе законодатель и референтная группа. Общение (от слова «общий») с миром как Значимым Другим отсутствует. Но так существовать на Земле долго невозможно, потому что Природа – это мир, сотканный из огромного множества существований, это пространство бесчисленных Других, в котором всё со всем связано и взаимозависимо и любое существование – это взаимосуществование. Культура, не принимающая этого факта действительности и не участвующая в поддержании взаимосуществования и в диалоге с миром – это антисоциальная культура, которая вместо связи с Сообществом Жизни обречена заниматься беспрерывным социопатическим насилием по отношению к нему, до полного руинирования планеты.

Противопоставить этому гибельному взгляду на мир можно природоцентризм, мировоззрение, основанное на признании первостепенной роли Природы в жизни человека, на главенстве её благополучия и сохранности, учитывании принципов её организации во всех сферах человеческого существования (от науки, техники и образования до среды проживания и быта людей), на уважении к жизни других видов, природных экосистем и всей Земли, приоритете экологического над экономическим, жизни над властью, любви к миру над выгодой, экологического равновесия и границ дозволенного над ростом и экспансией. Захватническое мышление (что бы еще природного присвоить себе, как бы захватить очередную природную территорию) заменяется в этой картине мира на заповедное мышление – мышление, направленное на сохранение Природы, её максимально ненарушенного состояния и возможности её процветания. Основополагающими становятся вопросы – как сохранить дикую, ненарушенную среду везде, где это возможно, как не навредить населяющим её видам, как максимально снизить свое воздействие на планету, как поддерживать свое присутствие в границах, установленных Природой? 

Природоцентризм, как это отражено в самом этом слове, ставит Природу в центр человеческого существования и всей культуры, и предполагает всестороннюю связь человека с природной реальностью, его жизнь внутри Природы как одного элемента среди множества других, как скромной части в великом целом, возвращение Природы в ценностное, нравственное, религиозное, эстетическое и социальное сознание (откуда она была изгнана цивилизацией), восстановление и развитие экологического сознания и экологической этики. Там, где у цивилосолипсиста зияет пустота, а посреди этой пустоты стоит трон для нарциссического Я цивилизации, у природоцентриста живёт и созидает Природа и преданное ей сознание человека. При таком подходе к жизни экологическое одновременно является и этическим, категории добра и зла всегда применяются к обращению человека с миром, а Земля является родной и любимой планетой, интересным и значимым миром и Наибольшим Другим. Если обобщить, природоцентризм – это теория и практика жизни человека в согласии с Природой.


Рецензии