Лапотный Николаевский монастырь
М.Баранович (1860) приводит народ. предание, по-своему поясняющее возникновение названия монастыря: «Народное предание объясняет следующим образом название этой пустыни. На месте ея жил некогда набожный старик, который, за минование одного ожидаемаго им несчастья, дал обет построить церковь; но нелегко было бедному старику исполнить данный обет: единственное ремесло, которым он существовал, было плетение лаптей; старик наготовил их множество, но некому было раскупать товар, и бедняк со страхом ожидал гнева Божия за неисполнение даннаго обещания. К счастью, в это самое время (в 1695 г.), проезжал Окою царь Петр I; узнав о похвальном намерении старика и, вместе с тем, о затруднительном положении, в котором находился бедный труженик, царь навестил его и приказал боярам его окружавшим раскупить все заготовленныя им лапти. На приобретенныя деньги устроен был храм во имя св. Николая, а пустынь, образовавшаяся при нем, названа Николо-Лапатная».
В действительности, Николо-Лапатная пустынь уже существовала к 1695, что опровергает связь факта ее возникновения с царем Петром I. Вероятнее всего, происхождение названия пустыни более прозаично и обусловлено особенностями ее природно-географич. положения в устье р. Пары. При этом название монастыря выводится не от слова «лапоть», а от термина «лапата» (лопата, лопатка). Согласно «Словарю народных географич. терминов» Э.Мурзаева, лопатка – плоский мыс; наносная песчаная коса, вдающаяся в озеро или в море, обычно у устья реки, доставившей материал для ее образования; подводная коса; окончание полуострова; острый конец островной земли. В Сибири и на Дальнем Востоке лопаток – песчаная отмель или нанос. В Курской обл. лопатина – то же. В Поволжье и на северном побережье Каспия лопатина – низкая заливная мель, устье оврага и его отложения, конус выноса. Округлая западина с низкими пологими, плохо очерченными границами, обширная котловина, открытая западина на пойме, летом высыхающая и засолоняющаяся (Нижнее Поволжье и Заволжье); степное блюдце, степная западина, низменный лог, весной затопляемые талыми водами и сохраняющие влагу в течение долгого времени, почему и используются для сенокосов и выпаса в Заволжье и Уральской степи. Согласно «Толковому словарю» В.Даля. лопатка камч. – плоский широкий мыс; сиб. песчаный насос перед устьем рек, подводная коса. Данная гипотеза подтверждается вариативностью написания названия монастыря в разных источниках, напр. Николо-Лапатская пустынь у того же М.Барановича, что, вероятно, обусловлено особенностями разных говоров.
Время основания Николо-Лапотного монастыря не установлено. Но бывшая в том монастыре «пустовая церковь великого чудотворца Николы» упом. в окладных кн. 1676, где о ней замечено, что «по указу Мисаила архиепископа дани с ней имать не велено, а на память великого чудотворца Николая по дважды в лете служить села Шилова попу Михаилу». В 1708 Николо-Лапотную пустынь посещал царевич Алексей Петрович, о чем свидетельствовала следованная псалтирь, сохранявшаяся вплоть до начала 20 в. в Успенской церкви с. Шилово и содержавшая следующую надпись: «Сия глаголемая псалтирь следованная пожаловал и приложил благородный великий князь царевич Алексей Петрович в Рязанской уезд, в Старорязанской стан в пустыню Николая Чудотворца, что на реке Оке, зовомый Лапотный, 1708 г. ноября 3-го дня».
В 1719 владельцами с. Шилова Никольская монастырская церковь была перенесена на другое место, перестроена и, по указу митрополита Стефана (Яворского), освящена с. Константинова иереем Феодором Ивановым.
В апреле 1747 преосвящ. Алексием (Титовым), архиеп. Рязанским и Муромским, дана была благословенная грамота на построение «в Николаевской пустыни, зовомой Лапотной, вновь церкви Божией во имя свт. Николая Чудотворца на новом кладбище». В 1748 служитель Иван Мокеев, управляющий имением вдовы Анастасии Александровны Нарышкиной в с. Березове, просил того же преосвящ. Алексия разрешить новопостроенную Николаевскую церковь освятить с. Путятина воскресенскому иерею Михаилу и выдать храмосвятную грамоту, которая и дана была просителю в октябре того же года. В новопостроенной Николаевской церкви богослужение совершалось только трижды в год – на день св. Николая – 6 декабря, в день Рождества Иоанна Предтечи и на день Усекновения честныя главы его. Но так как эта церковь сделалась предметом спора между прихожанами сс. Шилово и Березово, то преосвящ. Димитрий (Сеченов), по прибытии в 1752 на Рязанскую епархию, приказал из ней отобрать антиминс и тем положить конец препирательствам между означенными селами.
4 июля 1785 бурмистр Василий Софронов, управляющий вотчины камер-юнкера Александра Ивановича Нарышкина в с. Березово, и староста церкви Николая Чудотворца того же села Семен Наумов от лица всех приходских людей обратились к преосвящ. Симону (Лагову), архиеп. Рязанскому и Зарайскому, с просьбой разрешить им при их приходской церкви устроить придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, а ветхую Никольскую церковь, называемую Лапотною, сломать и употребить на отопление придела и на печение просфор. Однако, в том же году и крестьяне с. Шилова подали прошение о разрешении им при их деревянной Успенской церкви из Николо-Лапотной устроить особый придел, прописывая в то же время, что «сего 1785 г. июня 21-го дня села Березова иерей Симеон Григорьев, диакон Осип Афанасьев да престарелой пономарь Кирила Андреянов, собравши вотчины помещика Нарышкина, сел Березова и Борку с крестьянами во множественном числе людей, приехав воденым путем и войдя в Никольскую (монастырскую) церковь, иконостас весь и прочия святыя иконы и церковную всю утварь, книги и прочее все взяли, и, положа в лодку, увезли в село Березово». Поэтому шиловцы просили также вернуть им и похищенное крестьянами с. Березово церковное имущество.
Так как по справке в Наместническом Правлении и по писцовым книгам церковь Николы Лапотнаго оказалась находящейся в межевой даче с. Шилово, а не с. Березово, то Духовная консистория постановила: «Николо-Лапотную церковь отдать к перестроению прихожанам села Шилова, а затем, и образа, взятыя из оной села Березова жителями, велеть возвратить в оную-ж, перестроение оной церкви дозволить учинить не на прежнем ея месте – за рекою, а в самом селе Шилове на погосте приходской церкви, коей в том селе и быть вместо придельной теплою».
25 июля 1786 за № 1196 была дана грамота на освящение в Успенской церкви с. Шилово придела во имя свт. Николая Чудотворца, который и был освящен 29 ноября того же года спасским протопопом Георгием.
Свидетельство о публикации №225031601400