Зеленая пряжка
-Спасибо, дядюшка Лимас! - крикнул он двоюродному брату отца, который каждое утро покупал для него булочку.
Через минуту, выковыривая ногтем мак из зубов, Мартин влетел в ворота одноэтажной школы, оставив за спиной стройные ряды тенистой аллеи. До урока оставалось пять минут, и он плюхнулся на стул рядом с Терри.
-Ты даже не представляешь, что со мной приключилось на берегу..., - прошептал он.
-Неужели ты был там, куда запрещено ходить? - Терри выпучил глаза.
-Не вертись, сиди смирно, а то привлечешь внимание Луиса и пиши-пропало. Он увяжется за нами или, чего хуже, хромоножка отнимет то, что я нашёл.
-Расскажи! Но обещай, что ничего такого страшного, - попросил Терри.
-Не бойся. В этот раз все гораздо интересней.
-Я совсем не боюсь, только после того раза, как ты убежал, а я остался в темной комнате с летучей мышью, я до сих пор чувствую, как она ворошится в волосах. Обещай!
-Глянусь честью! Твоя шевелюра не пострадает. Только и ты обещай, что поверишь мне. Я встретил...
-Мартин! Ты не на своем месте. Разве тебе разрешали пересесть? - хромой учитель Трухильо подошел к парте, за которой сидели друзья и положил свою трость Мартину на плечо. - Ты сегодня хочешь быть непослушным? А ты знаешь, что следует за непослушанием?
Спина Мартина вспотела. Он вспомнил, что неделю назад засмотрелся на кошку за окном, а учитель больно схватил его за ухо и потащил к директору школы. Тот достал толстую в кожаном переплете книгу, положил перед Мартином, и ему пришлось сидеть над ней битый час, пытаясь выучить хоть одно слово на латыни. "Dolor hic tibi proderit olim”. Директор мерил кабинет шагами и время от времени бил его по лопаткам указкой, произнося незыблемое: “Переноси и будь тверд, эта боль когда-нибудь принесет тебе пользу”.
Мартин взял сумку и, опустив голову, отправился на свое место в соседнем ряду у самой стены. Терри открыл учебник на странице с млекопитающими и положил руки по обе стороны книги. Когда учитель вернулся к доске, Терри украдкой посмотрел на друга. Мартин заметно нервничал. Вытаскивая пенал и учебники, он уронил линейку, затем карандаш. Когда учитель резко обернулся на очередной звук, руки Мартина дрогнули и на пол упал комок грязной бумаги.
Мартин побледнел. Затаив дыхание, смотрел, как к нему хромает учитель.
-Встань! Что это? - учитель заложил руки за спину и наклонился к Мартину. Он стал похож на сломанный фонарь, что стоял во дворе школы.
-Я... я его сейчас уберу...
-Сначала ты покажешь, что там.
-Это просто старая бумага, ничего больше, сэр.
-Тогда почему ты дрожишь, как кленовый лист. Подними и положи ее на мой стол. Пусть все увидят, что за грязь ты таскаешь в школу.
-Наверно, это та дохлая мышь, что вцепилась в башку Терри пару дней назад, - захихикал Луис и за ним весь класс.
Учитель стукнул тростью по столу. Класс замолк, опустив головы. Трухильо искоса посмотрел на Терри и снова перевел суровый взгляд на Мартина. - Что же ты ждешь?
Мартин поднял скомканную бумагу. До стола, на котором громоздились макеты старых обшарпанных рыбин, было метров десять. Он проходил вдоль парт и чувствовал, как возбужденные взгляды ребят испепеляют его. Он прижал комок к курточке, мучимый желанием выкинуть его в окно, лишь бы никто не узнал о находке и удивительном местом, где ее обнаружил.
Медленно Мартин шел по проходу, припоминая, как рано утром оказался на берегу моря и увидел разбитую лодку, носом уткнувшуюся во влажный песок. Рядом с ней бродил старик с коричневым от загара лицом. Кожа на щеках потрескалась и кровоточила. Намотанная на голове чалма истрепалась, но в ее складках ярко переливалась зеленая пряжка. Старик поправлял съезжающую чалму с худого черепа и длинными рукавами халата промокал пот со лба и кровь. Изношенные туфли были мокрыми. Он остановился, отпил из кувшинчика, что болтался на поясе. Ухватившись за трухлявый борт лодки, попытался забраться в нее, но поскользнулся и чуть не упал.
Мартин выскочил из кустов, откуда с удивлением наблюдал за странным стариком.
-Она брошена здесь много месяцев. Гниёт и протекает.
-Ты думаешь, что я никуда не смогу доплыть на ней?
-Думаю, это составит много трудов для вас, сэр, - ответил Мартин учтиво. - Выбрали бы вы другую...
-Помоги мне оттолкнуть её. Я чувствую зов, и если сейчас же не отправлюсь на его поиски, то потеряю самое дорогое, что у меня есть.
-Но, сэр... что у вас есть?
-То, что ищут многие, а находят лишь смелые духом. Скорее же, мой мальчик.
Старик подхватил с одной стороны лодку, Мартин с другой. Лодка скрипнула и отошла от берега. Мартин помог старику забраться в неё, сокрушаясь, что путь его станет не безопасным. Старик заметил, что зов не выбирает легких путей и помахал ему рукой на прощание.
Минуту Мартин наблюдал за тем, как покачивается лодка, и испугался, что старик утонул, когда она вдруг исчезла. Крикнул: ”Эй, вы где?!” Шум прибоя проглотил его слова. Бежать за помощью ему было не куда, и он в растерянности сел на песок. Скрыв собой напоминание о старике, море вместе с пеной выбрасывало к его ногам свои сокровища. Среди ракушек и кораллов он заметил пряжку из чалмы старика в виде змеи, усыпанную зелеными камнями. Тяжело вздохнул. Поднял украшение. Достал клочок бумаги из кармана, завернул в нее пряжку и сунул обратно...
-Поторопись рассказать, для чего он тебе?
-Это... я хотел, чтобы..., - Мартин положил комок на стол и отошел.
-Говори внятно, тебя должен слышать весь класс.
-Я гулял на берегу... Я хотел... посмотреть акробатов, балансирующих на веревочке и фокусников...
-Ты был на ярмарке!? - вскричал учитель. - Как ты посмел?
Мартин вжал голову в плечи.
-Что же ты там видел, отвечай немедленно?
-Там... Там веселые дети. Они не такие как в нашем городе, все нарядные ... Клоуны раздавали им игрушки, надували шары, отпускали их в небо и нельзя было понять, кого больше: людей или летающих шаров. А потом... потом появились бабочки. Желтые, с зелеными и синими глазами на крылышках..., - запинался Мартин и краснел до ушей.
Ребята в классе корчили ему рожицы, пока учитель стоял к ним спиной.
-Ты, видно, забыл основное правило нашей школы, - растягивая слова, сказал учитель. - Дети, напомните его Мартину.
Класс загудел:
-Выходить за ворота города, а также посещать ярмарки, бродячий цирк и кататься на каруселях строго запрещено. В случае ослушания учащийся будет выпорот и помещен в одиночную комнату на неделю.
-Это с берега? -Трухильо подошел к столу и тростью отогнул край бумаги.
У Мартина зачесалось в носу.
-Но... но ведь здесь была змейка. Зеленая пряжка в виде змейки, - он растерянно обвел взглядом класс, высматривая того, кто мог украсть его находку. Ребята шушукались. Кто-то бросил в него камешек, кто-то прошептал, что он маленький дурачок.
На бумаге лежал отшлифованный морской водой камень песочного цвета с коричневыми полосками и зелеными вкраплениями.
Губы Мартина задрожали.
-Вот дети, что бывает с теми, кто не слушается учителей. Они вырастают лгунами и годятся разве что быть матросами на какой-нибудь захудалой шхуне. Они придумывают истории, путая честных людей, и заставляют своих родителей раскаиваться в том, что у них такие дети. Скажи, Терри, ты хочешь быть похожим на Мартина и иметь с ним общие тайны? - учитель резко развернулся и пристально посмотрел на Терри. - Хочешь, чтобы родители отказались от тебя? Встань и ответь.
Терри послушно встал, сложил руки за спиной. Подбородок его касался груди, а Мартин видел, как подрагивает торчащий вихор на затылке.
-Нет, никаких общих тайн,- еле слышно ответил Терри.
Мартин ничего не понимал. Только утром у него было все: и интерес, и восторг, и гордость. Теперь же его окутывало одно сплошное разочарование. Не было больше у него друга, не было веры в чудо, как и не было надежды, что теперь его семья сможет заплатить за его дальнейшую учёбу. Он кусал губы до крови, стараясь не расплакаться.
-А знаете, дети, почему вам нельзя бывать на ярмарках?
Дети смотрели на учителя с открытым ртом.
-Потому что к нам в город никогда не приезжают ярмарки. А те, о которых говорят, не более чем выдумки, и о них рассказывают такие вруны, как Мартин. За городом только пустой берег и камни.
Что-то сильное толкнуло Мартина в грудь. Перехватило дыхание. Он сжал кулачки.
- Это вы врете! Ярмарки существует. Там весело. Там клоуны, акробаты и ... Я видел фокусника собственными глазами!
-Не кричать в присутствии учителя! - трость свистнула над головой Мартина. - Переноси и будь тверд, боль когда-нибудь принесет тебе пользу!
Прежде чем трость опустилась на спину мальчика, он схватил камень и выбежал из класса. Он несся по улицам гончаров, кондитеров, булочников и плотников, замечая, что ставни их домов закрыты и думая, что пришел час, когда стражники обходят город, чтобы проверить, как исполняется запрет на радость. Он выскочил на дорогу, ведущую к морю. У ворот свернул налево.
Пробираясь сквозь кусты и утирая слезы, он добрался до заваленного травой подкопа, что делал несколько дней подряд. Перелез за стену. Издалека на краю ярмарки заметил старика. На этот раз на нем был синий костюм с большими черными пуговицами, черная, усеянная серебристыми звездами накидка и высокий цилиндр. Старик стоял напротив стола с черным ящиком.
-Мартин, я ждал тебя.
-Вы не утонули! - закричал Мартин. -Значит вы действительно...
Он вытащил из кармана клочок бумаги и протянул старику.
-Здесь была ваша пряжка, ее выбросило морем. Но! Честное слово, я не знаю куда она делась. Поверьте, я не вор, но тут камень..., - он раскрыл бумагу и не поверил глазам. На грязном клочке лежала зелена пряжка в виде змейки.
Старик протянул ему серебристую палочку.
- Мне не справится без тебя. Ты должен открыть ящик. Приколи вот сюда пряжку, - он показал на крышку коробки, - и загадай желание.
Мартин в нерешительности смотрел на змейку и палочку. Шепотом сказал:
-Но... ведь все это враки, так говорят наши учителя... Чудес не бывает и вы... вы обманите меня...
Мягкая, теплая руку старика опустилась на его голову и провела по волосам. Что-то приятное случилось с Мартином. Он почему-то поверил старику, ощущая прохладное пощипывание в груди, словно только что хватанул стакан газировки, и пузырьки стали вырываться наружу. Ему захотелось, чтобы все люди стали добры и ласковы. Чтобы навсегда исчезли жестокие учителя, и ворота стены, что воздвигли много лет назад правители вокруг города, открылись. Он подумал о стареющей тетушке Бенитте, которой все труднее делать вишневый пирог, о слепнущем дядюшке Лимасе и чахоточной матери. Решил, что если каждый житель их города получит по леденцу, радость и достаток вернётся в их дома, а цветочники высадят на улицах многоликие цветы. Мартин медлил, а люди, что собирались вокруг, смеялись.
Дрожащей рукой Мартин приколол змейку и взял палочку.
-Эй, малыш! Загадай себе золотых монет, а потом поделись со мной, - загоготал один из толпы.
-Или гору игрушек, - прокричал второй.
-Нет, пусть загадает побольше аттракционов на ярмарке, - подхватил третий.
Мартин видел, как блестела эмаль зубов шутников.
-Помни, желание должно быть только одно, - сказал старик.
Мартин взмахнул палочкой и ударил по ящику.
-Пусть каждый в мире получит по леденцу!
Крышка слетела, и на землю посыпались леденцы. Дети заверещали от восторга. Взрослые заулюлюкали. Лица осветились солнцем, и Мартин увидел радужное сияние в их глазах. Перевёл взгляд на город. По первости в нем не было ничего нового. Такие же злобные стены, такие же жестокие ворота. Сердце Мартина кольнуло, полагая, что старик все-таки его обманул. Но в следующую минуту в лучах майской весны стало происходить невероятное. Стена, что полностью закрывала вид на город, начала плавиться. Кирпичик за кирпичиком она растворялась, и вместо нее Мартин увидел маленькие дома и дорожки, по которым катились конфеты. Из города в сторону ярмарки пошли люди. Они собирали конфеты, ели их, крутили головами и хлопали глазами. Из рук матерей вырывались дети и первые из них уже подбегали к каруселям.
Мартину стало хорошо. Колкость сердца превратилась в томительную теплую патоку, а на душе стало так нежно, что он вскинул руки и кинулся к старику.
-Зов привел тебя к самому дорогому, что теперь есть у тебя. Никогда, слышишь, никогда не позволяй другим владеть твоим сердцем и разумом. Учений много, а истина одна. Доброта.
Старик обнял Мартина за плечи и повел к морю, где, уткнувшись носом в мокрый песок, стояла новенькая лодка.
Свидетельство о публикации №225031601498
Вайдукова Татьяна 16.03.2025 19:43 Заявить о нарушении
Наталья Тала Коноплева 17.03.2025 12:16 Заявить о нарушении