Строим роман 1. 3. Метод вдохновенного тыка или...
Несть числа техникам романотворства. Наверное, их столько, сколько взявшихся за это дело писательствующих субъектов, однако главных всего два:
1. Метод вдохновенного тыка (МВT), он же монолитного бетонирования, то есть постепенного наращивания текста слой за слоем в надежде, что кривая (сюжета) сама выведет к финалу. О подобной технологии Пушкин упоминает в "ЕВГЕНИИ ОНЕГИНЕ".
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
2. Метод обратной проекции (МОП) предполагает, что автор сначала придумывает всю нарождающуюся историю в общих чертах с начала до конца, от завязки до развязки в таком виде, чтобы ее можно после этого можно было представить в виде нескольких предложений. Данной стратегии сюжетоплетения придерживались Эдгар По и Агата Кисти.
Говорят, что опытный адвокат обычно начинает ознакомление с новым судебным делом с конца, то есть с обвинительного заключения, которым завершается следствие. Это сразу дает понимание сущности проблемы. Судебное дело, как и правильно скроенный рассказ, обязательно имеет начало, середину и окончание.
Такой же подход позволяет автору с самого начала логистично сепарировать все последующие события романа (сюжетную информацию), оставляя только то, что необходимо для оптимального понимания читателем истории, и сознательно отбрасывая то, о чем можно не писать.
<>><<>
Как может выглядеть такое экскорпоральное зачатие романа под углом зрения МОП? Вот несколько доморощенных примеров.
Д е т е к т и в н ы й р о м а н
Детектив это самый распространенный вид развлекательного романа. Он представляет собой расследование загадочного убийства по схеме: преступление – подозреваемые – версии – зашифрованные подсказки для читателя – раскрытие дела – и обязательно неожиданная для читателя концовка. Суть детективного романа – поиск истины, загадка – его синоним. Кто убийца? Эта сюжетообразующая тайна должна оставаться таковой до последних страниц книги.
Представим себе, что сказка «Волк и семеро козлят» это детектив "СЕДЬМОЙ СТАНОВИТСЯ ПЕРВЫМ". В этом случае придется перекроить весь ее сюжет и начать рассказ именно с загадки.
Мать-коза возвращается с базара домой и обнаруживает растерзанные останки шестерых козлят, седьмой пропал без вести. Она приступает к расследованию зверского убийства. Под подозрением все соседи пострадавших плюс их гости. Выстраиваются и отрабатываются версии. Одна из них выводит на свидетеля – Козленка, а через него и на преступника. Козленка спасает главный подозреваемый – Волк, убийцей оказывается Медведь.
Б о е в и к
Суть боевика заключается не в расследовании, а в преследовании и решении его персонажами своих сюжетных проблем вооруженным путем. Необходимые качества боевика: короткие содержательные диалоги, кинематографичность, неожиданные сюжетные повороты, обилие трупов, драк, крови и секса. По таймингу (сюжетной событийности) это наиболее динамичный из всех жанровых романов. Та же сказка «Волк и семеро козлят» в этой версии будет выглядеть иначе.
"ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО КОЗЛА"
Прошло несколько лет после трагедии. Оставшийся в живых Козленок вырастает у родственников на чужбине и возвращается в родную деревню зрелым Козлом-спецназовцем. На родном пепелище он находит под печью дневник матери (завязка), из которого узнает, что та держала козлиный общак. Ее пытали и убили вместе с его братьями, чтобы узнать, где деньги. Козел, естественно, приступает к поискам общака. Им же в качестве конкурентов пытаются завладеть волки. Далее следуют погони, перестрелки, драки и любовь к потрясающе красивой козе Маше. После ряда крутых сюжетных поворотов и приключений наш герой находит общак: бедбойз, то есть волки, посрамлены, деньги достаются хорошему парню – Козлу, который передает их козлиному гражданскому сообществу.
К р и м и н а л ь н ы й р о м а н
В криминальном романе тоже не обойтись без интриги, трупов и правонарушений, но не загадка или насилие является его сутью. Это увлекательная история о преступниках и преступлениях, развивающаяся на почве уголовного кодекса. В этом смысле и "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ", и "ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК" суть криминальные романы.
Для примера возьмем сказку «Три поросенка». Как сделать из нее уголовный роман "ТРУДНО БЫТЬ БАНКСТЕРОМ"? Для этого надо пересадить ее (перенести действие) на криминальную почву.
Финансовые олигархи Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф сидят на нефтяной линзе. Нищета и жалкие избушки остались в прошлом, налицо все атрибуты новых поросей: мерсы-ламборджини, особняки на Рублевке, виллы на Аллигаторовых островах и счета в швейцарских банках.
Но Волк не оставил надежды завладеть их нефтяной рентой. Он организует на империю поросят наезды братков, прокуратуры, пожарных, налоговой и санитарной инспекций. Бросает в атаку продажных политиков, подкладывает поросям проституток, подкупает охранников.
Двое глупых поросят погибают, умный Наф-Наф попадает под суд по обвинению в убийстве братьев и неуплате налогов. В тюрьме его прессуют уголовники. Однако природный оптимизм, сила воли и удача его не покидают. С помощью адвоката и прикормленных силовиков он организует правовую контратаку и одерживает верх над противником.
Верховный суд по апелляции адвокатов Наф-Нафа снимает с него судимость, а Волка приговаривает к пожизненному содержанию в клетке нефтеюганского зоопарка. Потрепанный пенитенциарной системой финансист победителем возвращается в свой неоготический дворец на Рублевке.
Л ю б о в н ы й р о м а н
Главная проблема героев любовного романа заключается в невозможности соединиться для обретения счастья в начале истории. То есть любовный роман это рассказ о том, что, кто и как им мешает быть вместе. Вариантов выкройки любовного романа не так уж и много, наиболее популярные схемы: «Золушка становится принцессой» и «не родись красивой, а родись счастливой».
Вот, к примеру, сюжет романа "СКРЕЖЕТ ЛЮБОВНЫЙ"
У молодой козы Реганы есть хорошая работа, любимый муж – городской козел Тимофей, роскошная иномарка, особняк на Рублевке. Для полного счастья ей не хватает только детей, но Регана страдает бесплодием, лечится втайне от супруга и никак не может забеременеть. Наконец ей это удается.
Однако козел Тимофей, зацикленный на карьере и бизнесе, требует сделать аборт, а когда Регана отказывается, учиняет скандал и уходит к ее лучшей подруге – гламурной козе Корделии. Регана впадает в депрессию, погружается в бездны отчаяния, и вдобавок ко всему ее увольняют из молочной компании за вызванную стрессом непростительную ошибку в бухгалтерской отчетности.
Регана покупает билет на поезд и уезжает в родную деревню. В поезде беглянка знакомится с горным козлом – парапланеристом Ипполитом, и тот приглашает ее в Куршевель, где у него имеется собственная гора с уютным шале на вершине скалы у самого края пропасти.
Ипполит очень красиво ухаживает за Реганой. Депрессия отступает, но тут Регана получает издевательский мейл от коварной Корделии: та выходит замуж за ее Тимофея. К письму прилагается фотография счастливой соперницы в белом платье и свадебном венке.
Регана в приступе ревности бросается со скалы в пропасть. Но Ипполит успевает накинуть на себя параплан и в последний момент подхватывает любимую у самого усеянного острыми камнями дна ущелья.
Далее имеем хеппи энд: шикарную свадьбу, удачные роды и семерых очаровательных козлят в качестве компенсации за перенесенные страдания…
Ф э н т е з и
Роман-фэнтези это по сути та же фантастика, только вместо науки и техники его герои решают свои сюжетные проблемы с помощью магии и холодного оружия. В отличие от обычных легенд и сказок, действие в таких историях чаще всего разворачивается в условном средневековье или вымышленных мирах с тщательно разработанным пантеоном богов, героев и собственным историческим прошлым. Сей прием освобождает автора-фэнтезёра от оков эрудиции и привязки к фактам реальной истории.
Вот такой придумался сюжет православного романа-фэнтези.
"ТУМАННЫЙ ЭЛЬФЕДРОН".
Патриарху Веригию является во сне ангел Верхнего мира Эсхатон. Он сообщает ему, что наступают последние времена. Всему людскому роду грозит гибель от нашествия богопротивных эльфов. Для спасения человечества государь Киновийского царства Исихий и его супруга Ектения должны пожертвовать своим новорожденным сыном Младимиром, ибо ему суждено разрушить богомерзкое королевство Нордор и низвергнуть населяющие его расы пчельфов, шмельфов, гноблинов, шноблинов и прочей нежити в Преисподнюю.
Вероусердствующие, но безутешные родители о полночи относят дитя к обиталищу лесных шноблинов на горе Эльфедрон и оставляют его там под волшебным дубом Барбулисом. Очень скоро младенца в роскошных пеленках находят бродячие эльфы. На спонтанном сходбище они решают преподнести удивительную находку в качестве священного дара своей бездетной королеве леди Негодиве, после чего всем скопом доставляют сверток с младенцем в ее неприступный сапфирный замок Эльфинор, где и передают торжественно из рук в руки.
Восхищенная красотой мальчика, королева эльфов притворяется беременной, имитирует роды и объявляет новоявленного сына своим законным наследником. Младимир получает новое имя Ледогор, магическое воспитание и вырастает в полной уверенности, что он эльфийский принц, а леди Негодива его настоящая мать.
Пока еще никто из персонажей и читальцев не знает, это выяснится только в конце истории, что Веригий и Эсхатон втайне провели над мальчиком обряд миропомазания Небесным Елеем, который защищает его душу от пагубного воздействия эльфийской магии.
Достигший совершенных лет принц Ледогор встречает в заповедном Эльфинорском лесу дочь двух гастарбайтеров из мира людей — симпатичную юницу Ипостасью. Между ними вспыхивает взаимное чувство любовной привязанности. Молодые люди начинают тайно встречаться.
Однако леди Негодива с помощью магических ухищрений узнает о преступной связи сына с представительницей человеческой расы. Она приказывает страже схватить девушку и заточить ее в заклятую темницу Эльфедронского замка.
С этого момента отношения Ледогора с приемной матерью и эльфами переходят в стадию конфронтации. Одновременно портятся отношения между царем Исихием и леди Негодивой. Дело доходит до священной войны между Киновией и Нордором.
Ледогор очень сильный маг. Он снимает заклятье с темницы Ипостасьи и освобождает ее. При этом читальцы узнают, что встреча его с девушкой не случайна. Она посланница ангела Эсхатона и должна помочь Ледогору сокрушить бесоугодное королевство Нордор.
После многочисленных приключений влюбленные возвращаются в Киновийское царство, которое к тому времени потерпело сокрушительное поражение в войне с эльфами. Царь Исихий погибает на поле боя.
Но Ледогор снова становится Младимиром. Он призывает людей к освободительной войне с нечистью и встает во главе возрожденной им армии Киновии. Благодаря познаниям в области эльфийской магии и духовной броне Небесного Елея ему удается разгромить несметные полчища эльфов и загнать их остатки в Преисподнюю.
Вдовствующая царица Ектения благословляет молодых на заключение брака. Младимир становится царем Киновии и счастливым отцом семейства.
Вот как-то так.
© Copyright: Андрей Викторович Денисов, 2003 год.
<>><<>
Свидетельство о публикации №225031601506