Почему Христос не провёл ни одного богослужения

Для многих  исследователей  христианства и   личности Иисуса Христа,  по  сей  день  является  большим  вопросом  то, почему    за  всё  время  своей   высокой  Миссии  проповедника учения  о  Боге   Отце  и спасении  души  в “новом”  человеке,  Христос   не провёл  ни  одного богослужения  ни  в  одном из  храмов  и синагог  Иудеи.

 По  логике  вещей  кому  – кому, а  уж  Ему-то, как  Сыну Божьему,  должно  было  быть  более  чем  кому-либо   известно  то, как  нужно  правильно  славить  Бога Отца, как к  Нему  обращаться  и  как  правильно  служить. 

Вместо  этого  Христос  уходит  от  всех  церковно-религиозных  формальностей  ветхозаветного  иудаизма периода  Второго Храма  и  как   истинный  аскет, подвижник  и  духовный  учитель  учит и назидает  по  сути  везде, кроме  стен  храма  –  в домах, на горных склонах,  у  моря,  в лодке,  на  городской   площади и  в  других  местах,  делая  свои проповеди неформальными и  доступными для  самых широких  слоёв  людей.

Собственно, все  контакты Христа  с  официальной  религией  иудеи и церковью  сводятся  согласно  Евангелия  к  изгнанию  торгующих  и  менял из  храма  и  поучениям  в храме на праздник  Кущей, куда Христос пришёл тайно  от  учеников и  где  пытался  открыть собравшимся цель  своей  Миссии:

“Но в половине уже праздника вошёл Иисус в храм и учил.
И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня;  кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю.
Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём.”  (Ин. 7; 14-18)

Третий  эпизод  пребывания  Иисуса в храме связан уже  с  последней  неделей  жизни Христа,  Его  арестом,  допытыванием  первосвященством  и  обвинением со  стороны высшего  духовенства в  лжеучении и  лжепророчестве.

Таким  образом в  Евангелие  нет  ни  единого эпизода , который  бы  напрямую  связывал  Христа  с  официальной  религией  Иудеи  периода  Второго Храма,  иудейской  церковью  и   её  традиционными  церковно-обрядовыми  традициями  и  богослужениями.   

И  это  несмотря  на то, что  ещё с  12  лет  Христос  прекрасно  ориентировался  в  высшем  духовном законе  Иудеи   и мог наравне с  раввинами, как  духовными  учителями,  обсуждать  Тору,  Талмуд и  другие  первоисточники  ветхозаветного  иудаизма  (Лк.  2:41-52).   

Вместо  этого  во всём, что связано  в Евангелие   со  Христом,  имеет место  институт  НЕФОРМАЛЬНОГО, а  СУЩНОСТНОГО   духовного учительства,  которое  не  ограничено  никакими формальными  рамками официальной  религии  и никакими церковно-обрядовыми  традициями,  а  в точности   наоборот направлено  прямо и непосредственно на ум  человека  и  его  духовное сердце.    

Более того,  Христос  фактически  выступает в  роли   обличителя  официальной   религии    и  церкви  Иудеи,  которые  из  “дома молитвы” превратились  в  “вертеп разбойников”,  где  те, кто  были  призваны  быть  служителями  правды  и истины,  исходящей  от Бога Отца,  превратились в  фарисеев, лицемеров, законников  и  книжников, служащих  золотому  тельцу  и кесарю.

Т.е. фактически Христос  не  только  не следовал  официальной  религиозной  традиции  Иудеи  и   всем  её   служебно-обрядовым  формам, но   провозглашал  полный  РАЗРЫВ   с  этой  традицией, которая  извратилась  до  противоположности и  фактически умерла, как   инструмент  Логоса и   Истины.  У Христа  не  оставалось иного  выбора, как  утверждать   Себя  в  роли посланника Отца  через  которого  только   и  возможна  прямая  связь  с Отцом.
 
Иными  словами,  обучение вне храма могло символизировать полный  разрыв с установленным религиозным порядком и движение к  более личным,  прямым  и непосредственным отношениям с Богом  (Логосом).  Именно это отражено в  идее  прямого   учительства,  как   прямой   передаче   духовного знания  через  канал  ДУХОВНОГО   СЕРДЦА, а   не через традиционные храмовые  и  религиозные  ритуалы.

Ещё  одной  причиной   по  которой   Христос   не  участвовал в  официальных  богослужениях,  могла  быть  его   непринадлежность  к высшим  религиозным  элитам  Иудеи  и  выраженная  дистанцированность  от  них, как носителей  лицемерной фарисейской  морали  и идеологии, глубоко  искажённой  коррупцией  и  связями  с  кесарем. 

 Обучая за пределами храма,  Христос  по  существу  не просто  игнорировал  официальную   религиозную доктрину  Иудеи,   но  открыто  бросал  вызов и  религиозным  элитам  и  структурам власти того времени.  Именно  это доказывается  выбором  Им мест для обучения, который  подчеркивает  инклюзивность и доступность.

Обучая в  разных  общественных местах,  Христос  мог взаимодействовать с  самыми   разными  группами людей, включая тех, кто  был  маргинализирован обществом, таких как бедные,  неевреи,  больные,  ограниченные  и т.д.

Это  конечно-же  не  означает  никакого  полного   духовного  “РАВНОПРАВИЯ”  и  тем  более  каких-то  “ПРЕИМУЩЕСТВ”  маргинальной  части  общества  и черни  перед  элитами,   как  подумали  многие   морально  озабоченные,  а  означает  только  принцип  открытости   самого  истинного  духовного знания  для  всех,   а  не  одних  только  элит  в  лице  законников, книжников  и саддукеев.    

Ещё  одной  причиной  по  которой  Христос  не пользовался  инструментом  богослужений  можно  назвать  Его  особый  и  уникальный  метод   т.н.  ПРЯМОГО  ДУХОВНОГО   ОБУЧЕНИЯ   по принципу   “от ума к  уму   и  от  сердца к  сердцу”, который  практикуют только  подлинные  духовные  учителя, а  не официальные   представители  религии, как  посредники.   

Открывая  собравшимся  высшие  духовные  истины Логоса,  Иисус использовал  широкий  спектр  самых различных   форм  и  методов обучения,  которые были  просто идеально  приспособлены  именно  для  неформального  обучения  и  просвещения:  притчи,   мифы, метафоры,  аллегории,  пословицы  и поговорки,  вопросы  толпе,  народные приметы,  гротески,  прямые  демонстрации  личной  духовной  силы  и т.д. и т.п.

Подобная  свобода  и непринуждённость  Христа   в  столь  открытом, прямом  и непосредственном  использовании  на  глазах у  толпы  столь  широкого  арсенала  учебных  приёмов, средств  и методов,  говорит о  совершенстве  интегрального  ума  и сознания  Христа,  поскольку  подобная  широта  сознания  и  гибкость   мышления  являются  уделом высшего ИНТЕГРАЛЬНОГО  ума, который соединяет  в  себе  воедино  две  реальности –   мира  материи  и мира энергии, которые  разделены  для  всех  других  типов  ума.

Таким образом, отсутствие формальных служб  и  богослужений, проводимых Христом в храмах Иудеи, согласно  психологии Логоса можно объяснить   тем, что   НЕ  МАССОВАЯ  РЕЛИГИЯ   Иудеи,  превратившаяся  к  тому  времени  из пути к Отцу (и Логосу) в откровенную   профанацию,  фарисейство  и  лицемерие   была   Его Миссией.

Можно  сказать, что   Миссией Христа   было   в точности противоположное –  это   РАЗОБЛАЧЕНИЕ   и  СОКРУШЕНИЕ  устоев иудейского  фарисейства  и  обрядоверия,  ставшего профанацией духовного  знания   и  пути спасения   души, с  демонстрацией на самом Себе  самого прямого и самого короткого пути к Отцу от “ветхого” человека к “новому”.

Именно   этот  переход  от  смертного к  безсмертному   Христос   и совершил, причём,  явно и  публично,  явив  на  самом  Себе  Лествицу  духовного  спасения  и  восхождения  к Логосу  через 2 ступени:

–  душевную (нравственную), предполагавшую нравственную   трансформацию  личности  на  пути  исполнения  нравственных заповедей  и

–  духовную (аскетическую и подвижническую), предполагавшую полное  отречение от  мира, аскезу и   высшее  молитвенное  делание  тела  энергии “нового”  человека.

Т.е. Христос  не  нарушал  древней  духовно-аскетической  традиции и   высшего  закона,  а  исполнял его, причём, в  самом  полном  и  идеальном  виде  самой  глубокой  трансформации  личности и природы  человека.  Здесь  даже  неуместно  говорить о Христе,   как “Боге”, поскольку  Богом  себя Христос  никогда  не  считал и  даже  ЗАПРЕЩАЛ  славить, а  уместно говорить о  самом   добросовестном  и  законопослушном   посланнике  Отца  и  совершенном  Человеке  (Богочеловеке)   с  особой   миссией  просвещения   мира,  который  безупречно  выполнил  возложенную на  Него миссию,   обновив  частично  утраченное  миром  знание о  высшем  предназначении  человека.   

Именно поэтому Христу  просто не  было  необходимости  “служить”  ни в  каком  храме  или  синагоге,   следуя   форме обрядового иудаизма,  а  нужно  было  донести   миру   самым  понятным,  самым  коротким  и самым  прямым  путём   саму  СУТЬ  ДУХОВНОГО  СПАСЕНИЯ  как перехода  человека  от “ветхого” состояния  к “новому”, которое  возможно  только  через  крестное  распятие  “ветхого”  и никак  иначе.

И  Христос  это  совершил,  явив миру и ученикам  на  самом  Себе  после  воскресения   состояние “нового”  духовного   человека,  как совершенной  души и  безсмертного  тела энергии, которое и  входит в Логос (Царство Божье)  и  любой  человек,  достигший состояния “нового” человека,  становится в точности подобным Христу, как “новая тварь”.

А как поняло Христа   массовое  христианство   с православием, создав   из  высшего  духовного знания  и учения  о Логосе   новый культ и новую религию, исполненную того же фарисейства, лицемерия   и   законничества  – это уже совсем другой вопрос.

Собственно  именно  по  этой причине   практический  духовный  опыт  Христа, который  явил   на  самом  Себе   оба  состояния  человека –  “ветхое” и “новое”,  можно  считать  формой  высшего  духовного  служения  миру   и   Богу, перед  которым   “храмовая  служба”   –  это  скорее  пародия  и манипуляция,  призванная  помочь  уму  обратить  взор  в  сторону  сердца.

 Это, действительно, высшая форма свободного и не связанного никаким человеческим формализмом духовного служения с уровня высшего ИНТЕГРАЛЬНОГО ума и мышления, как вершины человеческого совершенства, соединяющего в себе воедино и нераздельно два мира и два способа бытия – “ветхий” и “новый”.

В данной  связи  интересны   4  момента, которые  говорят  не  только  о   “чудесно-промыслительной”,  но   и практической,  т.е.  ДУХОВНО-АСКЕТИЧЕСКОЙ   и методологической  составляющей  учения  Христа:

1. На проповедь Евангелия, а точнее учения о Логосе,  Христос вышел из  пустыни   после   40-дневного  духовного  поста,   как  формы  аскетического подвизания  по древней традиции  ессеев  и  терапевтов.

2.  В ходе  поста  Христос  вышел  победителем после схватки с сатаной (неорганической сущностью),  что  является  признаком  достижения  высшего  духовного совершенства  Льва  – по  древней  традиции  Тетраморфа. 

3. Полноту  ведения  Логоса   и   ИНТЕГРАЛЬНОГО    мышления  Христос  обрёл  в  виде  “благодати”   Святого Духа  только после духовной инициации  в   виде  МИКВЫ   или  ритуального  омовения в Иордане,  названном  позднее  “крещением” от Иоанна, который  принадлежал  к  традиции  ессеев  и  терапевтов.

4. Об  Отце  и  Логосе   Христос знал  ещё до своего Воскресения, поскольку уже тогда имел совершенное тело энергии, явленное ученикам при преображении.

Все эти моменты  убедительно   говорят о том, что  целью и  задачей  Христа   в  Его  высокой Миссии   была   демонстрация   высшего предназначения   человека   согласно   Закона   Логоса –   обретение  духовного  безсмертия   в Логосе, как   самой  сути   истинного духовного подвизания.

И   эта суть состояла конечно же  в  демонстрации на самом  Себе  пути  духовного   домостроительства, как  внутреннего  КАНАЛА  между  умом  и   духовным  сердцем,  по  которому  “ветхий”  человек  постепенно  трансформируется  (преображается)  в “нового”,  который  и  входит  в  Логос   по   внутренней   Лествице  духовной.

Вот  почему  кроме  нравственных заповедей  Христос дал  в Евангелие   и  знание о двух этапах достижения совершенства: душевном и духовном, не привязывая их к  религии.

И парадокс  ситуации   состоит   в том, что в первые века христианства, когда  ещё   была  жива   традиция  пустынничества,  суть   духовной   трансформации   “ветхого”   в  “новое”   ещё присутствовала в христианстве  и даже перетекла  позже  в православие, которое и заявило себя единственно истинным вероучением, имея  в  себе   именно   это сакральное знание о переходе “ветхого” в “новое”.

Но  позже   ПРОФАНАЦИЯ и СХОЛАСТИКА сделали своё дело и сегодня мы имеем в лице массовой религии  практически  в точности то ж е самое фарисейство, лицемерие и законничество, которые и   бичевал  Христос, только  сегодня   это делает не личность  Христа, а сам  высший Закон Логоса, который безжалостно сепарирует души в мясорубке мира сего, отделяя зёрна от  плевелов.

Не сложно увидеть  разительные  отличия  относительно простой сути  Миссии  Иисуса Христа  в демонстрации  высшего предназначения  человека  и  практического  пути  перехода  “ветхого” в  “новое”,  и  той  невообразимой   религиозной  демагогии  современного  обрядоверия, которую  массовая  религия  выдаёт  за  единственно  верный “путь  духовного спасения”.
   
В этом  нет ничего удивительного,  поскольку  именно  так  работает  человеческий  ум  в  усложнении  всего  простого и упрощении  всего  сложного.

К слову,  если  к   изначальной  идее   Логоса  о  трансцендентном   переходе  “ветхого”  в  “новое”   подключить  не  духовный ум, а  сугубо   ДУШЕВНЫЙ, как  нравственно-религиозный  разум,  то  эта  простая  идея  моментально  обрастёт  целой  “бородой”  профанаций, инсинуаций, спекуляций и религиозных философий:  о “примирении Бога с человеком”, “о  единовременном спасении Христом   всего человечества”, “о  искуплении  Христом  грехов всего мира”, “о  величайшей Жертве Любви”, “о прямом боговоплощении и схождении Бога во плоть”, “о восстановлении человека в Адаме”, “о создании Богом единственно истинной церкви и религии” и т.д. и т.п. 

Иными  словами практически вся   современная  религиозная  философия  синодального  богословия  –  это  не  практическое  знание, а  сплошная  демагогия и профанация  вокруг  относительно простой  сути  и  методологии  трансформации  “ветхой”  и  смертной  природы  человека  в  “новую”  и  безсмертную, которая достигается посредством самого  глубокого изменения состояния  всех  трёх  сил  души  (ума, чувства, воли),  из  которых  ум   в  лице  духовной  осознанности  является  самой  главной  и  движущей  силой. 

Блажен тот, кто  в  наше  смутное  время  владеет  учением Христа  о Логосе  и беден тот,  кто  уповает на  религиозную демагогию, надеясь  только  на чудо  Божье  и волшебство.

(По материалам книги “Психология Логоса”, К.В. Яцкевич,  Минск, 2024 г) 


Рецензии