Нина Шацкая
Я случайным образом оказался на скандальной премьере спектакля 6 апреля 1977 года. Случайным — поскольку мой приятель был редактором мемуаров о тульских ходоках к Ленину, которые были напечатаны Приокским книжным издательством, а дочь автора мемуаров являлась помощником режиссера и вела этот спектакль. Была премьера скандальной, потому что Коровьев-Фагот в исполнении Ивана Дыховичного (затя члена политбюро Дмитрия Полянского) в переносном смысле помочился на делегацию министерства культуры, а в прямом —сделал вид, что достает из ширинки резиновую трубочку, из которой побрызгал фонтанчиком воды на представителей власти, сидевших на первом ряду справа от сцены.
Постановки Юрия Любимова были порождением атмосферы, сложившейся в обществе и элите тех лет, атмосфере глубокого разлада и недоверия. Сам Юрий Петрович Любимов, сталинский лауреат, был знаком с Юрием Андроповым, дружил с Галиной Брежневой, ему многое было позволено, как и некоторым участникам его труппы, включая Вениамина Смехова, сыгравшего Воланда, того же Дыховичного и, конечно же, Владимира Высоцкого. Он в спектакле не участвовал, так как от роли поэта Бездомного категорически отказался, считая себя стихотворцем иного масштаба.
А что же Шацкая? Ей приписывали амурные отношения с Василием Аксеновым. Во-первых, она играла главную женскую роль в фильме "Коллеги" по одноименной повести певца советской богемы, картина была выпущена на экраны в 1962 году, во-вторых, она вскоре стала героиней замечательной его новеллы "Жаль, что вас не было с нами". Там она предстает в образе артистки Ирины Ивановой.
На Нину Шацкую, говорят, положил глаз Владимир Высоцкий. Она была тогда женой его товарища по Театру на Таганке Валерия Золотухина. Получив отказ, Высоцкий написал зловредную и неприличную песню "Нинка" или "Наводчица".
В начале восьмидесятых годов Шацкая вышла замуж за Леонида Филатова, была ему верной и заботливой женой. В тот день 6 апреля меня и приятеля из Приокского издательства через служебный вход пропустила помощница режиссера, а Леня Филатов, пьяненький, в серой поролоновой курточке, покуривая сигареты, остался стоять на улице, театральная охрана, так называемые "дружинники", заявили ему, что не велено пускать. Леонид Филатов появился в роли Мастера значительно позже, на премьере эту роль играл Дальвин Щербаков, его вы могли видеть в кинофильме "Первый троллейбус", который и сегодня довольно часто гоняют по телеку.
Мы сидели около прохода во втором ряду. Эти места были, видимо, закреплены за актерами, которые должны были выкрикивать "реплики из зала", однако люди массовки не решились нас прогонять, полагая, что мы, может быть, приглашены самим главным режиссером. Над нами пролетала Маргарита на качелях-маятнике, взятых из спектакля "Час пик"; рядом Готлиб Ронинсон, игравший дядю погибшего Берлиоза, съедал белую мышь, подсунутую Азазелло, на самом деле ее в последний момент подменяли пастилой в форме мыши; огромный дог, игравший роль Банги — любимой собаки прокуратора, пробегал, громко топая, по проходу и вселял в зрителей ужас; его хозяин, наряженный легионером, поджидал своего пса на сцене...
Вот бы знать, что такое человеческая память? Не путь ли она к бессмертию? Жаль, что вас не было с нами на этом празднике жизни!
16.03.2025
Свидетельство о публикации №225031601606
Мост Будущее 11.04.2025 17:46 Заявить о нарушении